№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Четверня Дарья Сергеевна

студент. Научный руководитель: доцент Т.М. Матвеева.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: 4etvdaria@mail.ru

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕКТОВ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ: КОНЦЕПЦИЯ РЕНОВАЦИИ ТЕРРИТОРИИ УСПЕНСКО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ХРАМА В ПОСЕЛКЕ ВЕРХНЯЯ СЫСЕРТЬ


Ключевые слова: памятники архитектуры, культовая архитектура, реконструкция


Всем известно о политике, проводившейся на территории Советского Союза в 30-е годы прошлого столетия в отношении религии, церкви. Архитектура всегда играла важную роль в жизни человека: в разные времена она являлась своеобразным инструментом для воздействия на мысли и ощущения людей. Поэтому разрушение храмов в 30-х годах XX века несло не только истребление построек как таковых, но и изменение сознания людей и уклада их жизни, а религия в России, особенно в отдаленных ее частях и малых поселениях, всегда была неотъемлемой частью жизни. Храмы уничтожали полностью, взрывали или срубали колокольни. В последних случаях служителей церкви разгоняли, а постройки приспосабливали для дома культуры, музея, склада боеприпасов, госпиталя и т. д.

 С 1914 по 1987 год количество храмов на территории СССР, по официальным данным, уменьшилось с 54 174 до 6893.

В настоящее время необходимо понять роль религии в жизни общества. Этот вопрос вызывает множество споров в обществе. Статистика показывает, что с 1987 по 2006 год наблюдался рост числа верующих, около 41% из которых – православные, после 2006 года количество верующих идет на убыль. Очень малый процент православных, заявивших о себе, подтвердился регулярными посещениями церкви и общением со служителями. К сожалению, статистика по возрастным группам отсутствует, но можно достаточно уверенно говорить, что современная молодежь в общей массе далека от церкви, хотя программа по привлечению молодежи является приоритетной задачей на сегодняшний день.

В 2004 году Совет Федерации вернул отобранную в XX веке землю церквям в бессрочное пользование. Церковь начала зачастую слишком активные действия по возвращению своих владений, не обращая внимания на потребности общества, что порой вызывало конфликты: в 2010 году горожане протестовали против возведения существовавшего прежде храма в плотной застройке центральной части Екатеринбурга.

Такая проблема появилась и на территории поселка Верхняя Сысерть в Свердловской области (рис. 1). (Изначально заводской поселок, в 60 км южнее Екатеринбурга, располагающийся в экологически чистом месте на истоке реки Сысерть.) Построенный здесь в 1917 году Успенско-Преображенский храмовый комплекс был закрыт уже в 1929 году, все верхние ярусы церкви были срублены. На месте алтаря повесили экран, в здании церкви открыли местный клуб. Все последующее время данная функция сохранялась, несмотря на явное противоречие здания и функции. В 90-е годы в здании проводились дискотеки для молодежи. В 2012 году было завершено возведение Рагозинской часовни, входящей в комплекс, которая была сожжена в   
30-е годы. Сейчас планируется следующий шаг – выселение дома культуры из церкви, что, конечно, вызывает недовольство жителей, ведь в клубе занимаются люди всех возрастов, это основной центр притяжения.

Рис.1. Успенско-Преображенский храм. Верхняя Сысерть. Фото автора

Церковь планирует сделать реставрацию, или частичную реставрацию. На наш взгляд, при таком подходе к ситуации возникает множество вопросов, самый главный – действительно ли оправданы такие действия? Необходима ли реставрация в настоящих условиях? Храм не является выдающимся памятником архитектуры, восстановив прежний облик здания и вернув ему прежнюю функцию, мы не сможем вернуть ему прежнюю актуальность, не вдохнем вторую жизнь, только усилим негативное отношение со стороны жителей.

На Руси всегда уделяли особое внимание месту постройки храма: оно должно было быть особенным, обладать определенными сакральными характеристиками, не относящимуся к материальным или физическим, имеющее не только материальное, но и духовное измерение – для общения человека с Богом. Возможно, поэтому русский менталитет, в отличие от европейского, не приемлет проведения светских мероприятий в храме. Как же соединить все условия в одном решении, которое бы позволило устранить конфликт этой территории и сделать данный объект привлекательным не только с религиозной, но и с социально-культурной и экономической точек зрения? На наш взгляд, таким решением может стать реновация территории храма с постройкой компактного общественного здания.

Анализируя градостроительную ситуацию, сложившуюся в поселке, приходим к выводу, что храм является центральным местом: находится на главной поселковой улице, мимо храма проходит основной транзитный путь для гостей поселка, следующих в туристические и рекреационные зоны; расположение возле конечной точки движения общественного транспорта. На данный момент территория вокруг церкви является негласным общественным центром, местом встреч и отдыха. По этой причине необходимо строить новый общественный центр именно здесь – это то решение, которое позволит не только разрешить проблему диссонанса функции и назначения церкви, но и проблему приоритетной функции в глазах жителей поселка.

Проектное решение изложено в следующих пунктах:

1. Реновация здания церкви.

  • демонтаж всех поздних деревянных надстроек, возведенных после 1929 года;
  • сооружение нового остекленного конструктивного покрытия-кровли;
  • восстановление исторического профиля купольной части церкви из горизонтальных деревянных элементов;
  • консервация стен церкви в целях защиты от негативных климатических факторов;
  • функция дома культуры выносится из храма; возвращение ему прямой функции.

Такое решение поможет создать объект, действительно привлекающий внимание людей, сохранить историческую часть в действительности исторической, не смешивать ее с отреставрированными частями, и в то же время оставить возможность снять деревянные конструкции (элементы) и провести полную реставрацию, если такая необходимость возникнет.

2. Реновация территории храма.
Постройка компактного общественного центра на 250 – 300 человек с многофункциональным залом, расположенным на 1 этаже и медиацентром на 2 этаже.

Рис. 2. Проект ренновации территории храма. Авт. Д.С. Четверня

Даже такой скромный подход к набору помещений сможет обеспечить нужды жителей и гостей поселка. Медиацентр привлечет и поможет организовать досуг и дополнительное обучение детей и молодежи, многофункциональный зал будет способствовать развитию творческой деятельности людей всех возрастов (в поселке уже создано 2 ансамбля, которым необходимо место для репетиций) и привлечет приток туристов.

Здание строится из дерева и стекла, в основании – опоры, которые позволят перенести его со временем в другую точку, при появлении у поселка определенной экономической привлекательности, собственной айдентики и формировании нового общественного центра.

На территории создается деревянное покрытие для повышения ее эксплуатационных качеств в условиях уральского климата и создания открытых зон отдыха для теплого периода года.

В представленном проекте мы принимаем это новое, необходимое жителям здание, за часть комплекса на территории храма. Данное проектное решение создаст абсолютно новый облик поселка, привлечет внимание туристов, тем самым повысит экономическую привлекательность поселка, поможет организовать досуг жителей, станет катализатором для развития Верхней Сысерти, повышения культурного уровня и создания позитивной ситуации на местности.

Архитектура всегда влияла на сознание людей, и можно надеяться, что при таком подходе церковь станет более привлекательным объектом для жителей и, в первую очередь, для молодежи, ведь теперь она не будет чем-то архаичным, абстрактным и оторванным, она будет совсем близко и, глядя на нее, мы будем видеть ее богатую историю и одновременно чувствовать открытость ко всему новому: современность, устремленность в будущее.


Библиография

  1. Можаев, А. Прогресс в контексте / А. Можаев // TATLIN. Рождественка. – 2010. – №1/19/82. –С. 31 – 32.
  2. Тютчева, Н. Традиция есть истинный авангард / Н. Тютчева // TATLIN. – Рождественка. –2010. – №1/19/82. – С. 23 – 24.
  3. Религия в России [Электронный ресурс] // Wikipedia. – 2013. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_России  


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017