№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


Кияйкина Марина Юрьевна

старший преподаватель.
Саратовский государственный технический университет,
Саратов, Россия, e-mail: mar_kia@mail.ru  

«СИНЕНЬСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА


Ключевые слова: деревянное зодчество, деревянный декор


Архитектура деревянного сельского зодчества российской провинции ХVII – начала ХХ века – до сих пор малоисследованный раздел истории русского зодчества, а между тем региональная архитектура – редкое и ценное явление и представляет несомненный интерес в контексте изучения общероссийского культурного наследия. Уникальность и самобытность деревянного декора деревянной архитектуры сел и деревень Саратовского района Саратовской области является отличительной особенностью Саратовского Поволжья. Ярким примером развития школы местной деревянной резьбы является село Синенькие. Село основано в конце ХVI века (второе название – Рождественское – по названию церкви, когда-то располагавшейся в селе), находится в живописной местности, на правом берегу Волги в 40 км южнее Саратова.

1. Наличие градостроительных традиций построения с. Синенькие

Планировочная структура села характеризуется живописностью, принадлежностью к конкретному месту с его ландшафтной неповторимостью. Традиция учета в визуальном восприятии пространства реки Волги в населенных пунктах Саратовской области закрепляла на Волжскую панораму фасады жилых домов береговой линии. Характерной особенностью градостроительного построения жилой застройки всех улиц села Синенькие является расположение домов – таким образом, чтобы главный фасад был обращен к Волге, а на улицы смотелт боковой фасад (рис. 1). Волжское направление закреплено также террасным, каскадным построением жилой застройки.

а) общий вид б) боковой фасад

Рис.1. Характерный фасад жилого дома с. Синенькие

2. Особенности фасадов жилых домов

Деревянная архитектура села представлена небольшими домиками традиционной для Поволжья архитектуры с резными наличниками окон, схожей композицией, родственным оформлением, которые образовали редкую по целостности среду в одноэтажном и двухэтажном исполнении. Характерный «Синеньский дом» обращен на улицу боковым фасадом в два окна с крупным простенком, главный фасад смотрит на Волжскую панораму и находится на дворовой территории. Предпочтение отдано домам с вальмовой кровлей, завершающейся слуховым окном, формирующим конек здания. Композиция такого дома представлена в двухэтажном и одноэтажном исполнении.

3. Наличие историко-архитектурных традиций, выраженных в архитектурном декоре местности

Самобытность села сохраняется и наглядно проявляется в архитектурном декоре деревянной архитектуры собственным декоративным стилем резьбы и отделки фасадов. Индивидуальность села и отличие деревянной архитектуры на уровне фасада выражается в стилизованном поясе (геометрический фриз) жилых зданий, которые выделяют и подчеркивают ритм окон в двухэтажных домах – между первым и вторым этажами (рис. 2а), в одноэтажных – на уровне подоконной части (рис. 2 б). Сами рисунки различаются между собой, различен характер пластики.

а) пояс между первым и вторым этажами б) в одноэтажном здании на уровне подоконной части

Рис. 2. Стилизованный пояс (геометрический фриз) жилого дома

Одним из главных декоративных элементов фасада русского деревянного жилого дома является на¬личник окна. Он появился довольно поздно – в XVIII веке, но за короткое время были созданы его основные варианты. Именно к этому периоду относится строительство Троицкого Собора на Музейной площади и становление самого города Саратова, это период формирования характерного наличника, характеризующего Саратовскую область. Форма саратовского наличника свидетельствует о метаморфозе понравившихся элементов «московского барокко» ХVII века, в частности над окнами, которые использовались в Троицком соборе города, он имеет завершение в виде двух симметричных волют с декоративной фигурой в их разрыве [1;2]. В деревянной народной архитектуре села Синенькие наличие элемента – волюты просматривается на наличниках жилого дома, как в объемной, так и пропильной резьбе, в чем выражается влияние губернского центра на сельскую архитектуру.

а) с профилированными башенками; объемная резьба б) волютообразное завершение,
объемная резьба
в)волютообразное завершение,
прорезная резьба

Рис. 3. Варианты волютообразного завершения наличника

Имеются варианты: волютообразное завершение наличника с декоративной фигурой в разрыве, ограниченное двумя профилированными башенками и верхними ушками (рис. 3а), волютообразное завершение с фигурой в разрыве пластичная форма волюты (рис. 3б); волютообразное завершение в прорезной резьбе (рис. 3в) с опорой на полочку с декоративной резьбой. Прорезная резьба представлена в многочисленных вариантах (рис. 5; 6): с геометрическим и растительным орнаментом; ажурным узором и накладной резьбой; S-образным завитком пропильной резьбы по боковой доске наличника. Данный тип наличника – вариации мотивов Бергини – языческой богини земли и плодородия; это самый распространенный антропоморфный мотив. Рождение было одним из самых важных событий в жизни наших предков, поэтому женщина-мать была главной фигурой. Обычно она помещается на наличнике в центр трехчастной композиции в окружении растений или дру¬гих фигур. Над входом в здание администрации Синеньского муниципального образования (рис.7) – жар-птица – солярный знак солнца с двух сторон обрамляют (охраняют) двухголовые псы. Солярный знак солнца с полным либо половинным диском и лучами, иногда криволинейными входил в систему знаков обороны русского дома от всякой нечисти. Иллюзорность, невесомость, воздушность, прозрачность декора – высочайший артистизм в овладении пластическими формами древесины – черты, характеризующие пропильную деревянную резьбу Синеньких.

а) зооморфное завершение наличника, прорезная резьба на полочке наличника, ушки б) зооморфное завершение, декоративный карниз полочки наличника в) пропильная резьба, отсутствие ставень

Рис. 4. Прорезная резьба на завершении наличника

В селе представлены разнообразные стилизованные наличники: вариация стилизации под классицизм является наиболее распространенной (рис.5; 6). Возможны различные вариации от богатейшей пропильной резьбы до строгого классицизированного варианта. Пилой создавались прямые линии, городки, зубцы, треугольники, волнообразные формы, ладьи и т.п.

Рис. 5. Трансформированные в узор детали декора – классицизм; элементы пропильной резьбы в виде симметричных волют

Рис.6. Детали декора – классицизм, плоскопрофильная накладная резьба в форме ромба

Рис.7. пропильная накладная резьба: наличие жар птицы - солярного знака солнца, с двух сторон обрамляют (охраняют) двухголовые псы

Отметим, что на фасадах проявляются два вида окон: прямоугольной классической формы либо имеющие полукруглое завершение, которому затем может быть подчинен и сам наличник; представлены наличники со ставнями и без них.

 4. Цветовая «синеньская культура» деревянного зодчества

Между высокими холмами на берегу Волги в долине расположены Синенькие. Вероятнее всего известная «голубая дымка» Саратовской губернии, давшая специфику Саратовской художественной школе, явно выразилась в данной местности. Уникальная особенность и колористическая традиция – предпочтительная покраска наличников окон жилых домов в синий цвет (традиция поддерживает топоним). На фоне темного коричневого дерева,окрашенные синие наличники окон воспринимаются как символ данной местности, его визитная карточка. Богатое разнообразие деревянного декора, в частности наличников, сложившаяся цветовая и градостроительная культура села Синенькие, позволяют (по мнению автора) говорить о традициях «синеньской деревянной культуры», которые могут быть использованы в жилой застройке путем интерпретации при проектировании и строительстве в современных условиях, ведь пока жив исторический архитектурный декор села, живо его своеобразие.


Библиография

1. Кияйкина, М.Ю. Особенности архитектурного декора городов Саратовского края (деревянная архитектура) / М.Ю. Кияйкина // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Политематическая сер. –2010. Вып. 3 (13).  – URL: www.vestnik.vgasu.ru  

2. Кудрявцев, В.В. Кияйкина, М.Ю. Мегаполис будущего: возрождение традиций архитектурного декора в ХХI веке /  В.В. Кудрявцев, М.Ю. Кияйкина   // АРХИТЕКТОН: Известия вузов – 2011. – URL: http://archvuz.ru/2011_2/11


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017