№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Кузеванова Татьяна Анатольевна

магистрант УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Ю. Н. Потапов,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: kuzevanova_tanya@inbox.ru
 

ОТ ЛА-МАНША ДО МАРСЕЛЯ. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСОКОСКОРОСТНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА


Ключевые слова: железнодорожные магистрали, транстпортные коридоры, скоростные дороги Франции


Опыт внедрения и эксплуатации первых высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в мире показывает, настолько взаимосвязаны такие понятия, как время и экономика. Скорость передвижения важна для осуществления бизнес-процессов, обеспечения мобильного перемещения между центрами систем расселения и периферией, развития туризма, создания устойчивых связей между крупными и крупнейшими городами мира (столицами государств, центрами экономического, культурного, духовного развития, туристическими центрами), информационного обмена.

Эпоха глобализации привела к тому, что правительства многих стран мира стремятся к созданию международных транспортных коридоров, которые способны объединить земной шар сеткой современных скоростных магистралей, повышающих эффективность транспортных передвижений между странами.

Международный транспортный коридор – это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающего на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок [6].

Транспортный коридор высокоскоростного движения – система, объединяющая автомобильные и железные дороги, трубопроводы, водные пути и линии электропередач, со скоростным режимом движения по автомобильным и железнодорожным магистралям, с объединением сопутствующих инфраструктурных элементов – подъездных путей, таможен, пограничных постов, складов и т. д. Транспортный коридор скоростного движения является частью международной или национальной транспортной системы.

В данной статье мы остановимся на Франции – стране, входящей в число лидеров по развитию сети ВСМ в мире. Система французских скоростных дорог – одна из самых эффективных и завершенных в мире. Рассмотрим коридор скоростного движения транспорта «север – юг»: Дувр(Англия) – Лилль – Париж – Лион – Авиньон – Марсель. Данный транспортный коридор связывает 2 государства через пролив Ла-Манш, проходит через столицу Франции – Париж, соединяет ее с городом, являющимся крупным экономическим центром, и далее – с туристической курортной зоной на берегу Средиземного моря, тем самым пересекая всю страну с севера на юг. Обозначенный коридор можно разделить на три отрезка, в соответствии с французской классификацией ВСМ (TGV во Франции): TGV Nord, TGV Sud-Est, TGV Mediterranee. Каждый участок пути сформирован из определенных градостроительных узлов, необходимых для развития скоростного режима движения транспорта.

1-й участок пути (Дувр – Париж).

От Дувра до Кале построен подводный туннель, соединяющий транспортную сеть Англии и Франции. В реальности существуют три туннеля: два железнодорожных (один принимает поезда из Франции в Англию, другой – из Англии во Францию) и один выполняет эксплуатационные функции (рис. 1).

Рис.1. Поперечный профиль туннеля под проливом Ла-Манш: А – два железнодорожных туннеля; В – туннель для прокладки инженерных коммуникаций; С – переходы между туннелями: D – стабилизирующая конструкция

В настоящее время это самый быстрый путь из Лондона в Париж или Брюссель (около 3 часов). Формирование поездов со стороны Франции происходит в терминале города Кале, недалеко от въезда в туннель. Далее до города Bailleul железнодорожная магистраль и скоростной автобан идут независимо друг от друга. Скоростная автомагистраль Е40 соединяет города побережья Ла-Манша от порта Dunkerque в сторону Лилля отходит скоростная автомагистраль Е42 / А25. Далее до Лилля железнодорожная и автомобильная магистрали проходят в одном коридоре. Город Лилль – следующая после Кале остановка поезда TGV. Железнодорожные пути подходят современному терминалу Lille Europe (рис. 2) под землей, что обеспечивает беспрепятственное движение поезда (избавляя его от перекрестков), не нарушает структуру города и не перегружает существующую транспортную систему Лилля, а также обеспечивает безопасность пассажироперевозок. Автомагистраль обходит город по кольцу, сохраняя непрерывность движения транспорта. От Лилля отходят транспортные коридоры в сторону Нидерландов, Германии и на юг Франции.

Рис. 2. Европейский вокзал в Лилле, Франция, Лилль. Источник: карты Google earth

От Лилля до Парижа большую часть пути железнодорожная магистраль TGV Nord и скоростная дорога Е15/А1 идут в общем коридоре. Южнее города Bapaume Е15 соединяется с автомагистралью Е19.

На границе Парижа расположена железнодорожная развязка скоростных поездов. Северная ветка TGV от этой развязки следует на тупиковый вокзал Gare du nord, а также на железнодорожное кольцо Interconnexion TGV, которое связывает все скоростные железные дороги, подходящие к городу, и обеспечивает их взаимосвязь, поскольку каждая из них следует до тупикового вокзала в центре города. В рассматриваемом коридоре расположены 3 такие развязки на железнодорожном кольце: первая описана выше; вторая обеспечивает взаимосвязь восточного направления на Страстбург, кольцевой линии (с TGV Nord); третья – взаимосвязь южного направления на Лион, Марсель, кольцевой линии (с TGV Nord и TGV EST). В местах прохождения скоростных трасс через Париж предусмотрены определенные мероприятия, обеспечивающие беспрепятственное движение транспортных потоков и безопасность населения: железнодорожное полотно заглублено ниже отметки уровня земли, пересечение пешеходными и транспортными потоками решено в разных уровнях, выполнены защитное озеленение и ограждения, линии TGV и RER проходят в общем коридоре, инженерные сооружения, расставленные с определенной частотой, дают возможность пересечения транспортного коридора.

Автомагистраль также обходит город по кольцу и с учетом выбранного направления движения переходит в автомагистраль Е54/А5.

Рис. 3. Аэропорт Шарль-де-Голль, Франция, Париж. Источник: карты Google earth

В коридоре движения «север – юг» ВСМ имеет три станции: вокзал Gare du nord, международный аэропорт Charles de Goulle (рис. 3), парк развлечений Disneyland (рис. 4). Последние две станции обеспечивают транзитное движение поездов; на территории аэропорта, как и на территории парка поезда проходят в подземных туннелях, способствуя безопасному передвижению людей.

Рис. 4. Парк Диснейленд, Франция, Париж Источник: карты Google maps

От Парижа транспортные коридоры идут через Лилль в Нидерланды, через Страстбург в Германию, на юг страны и далее через Перпеньян в Испанию, на запад и юго-запад страны.

 2-й участок пути (Париж – Лион).

До города Sens магистрали идут в общем коридоре, далее до самого Лиона по независимым коридорам, имея пересечения к западу от Semur-en-Auxois и в городе Macon.

Стоит отметить, что коридор движения автомобильного транспорта во Франции представлен несколькими параллельными дорогами. Тип А – это скоростные дороги с очень хорошим покрытием и инфраструктурой (так называемые автобаны). Дороги такого типа соединяют более или менее значительные города страны. Проезд по ним платный. Тип N и D – это государственные дороги – Route Nationale и Route Departementale. Качество у них не хуже, а вот с инфраструктурой уже не все так отлично. Тип C и V – неосновные дороги. В нашем понимании – сельские. Но это не грунтовки с жуткими колеями. Качество у них отменное, да и виды с них открываются превосходные [5].

По центральной части Лиона скоростная железная дорога проходит, как и в Париже, под землей. Станции здесь две: одна в центре города, но при этом транзитная – Lyon Perrache, другая на периферии – международный аэропорт Lyon Saint Exupery (рис. 5).

Рис. 5. Аэропорт Сент-Экзюпери, Франция, Лион. Источник: карты Google earth

В Лионе обе станции представляют собой мощные транспортно-пересадочные узлы с транзитным движением поездов. В центре города станция расположена рядом с крупным логистическим комплексом и имеет сложную многоуровневую схему организации территории.

Автомагистраль подходит к внешнему транспортному кольцу Е70/А46 и затем, по направлению на юг страны, выходит на автомагистраль Е15/А7.

Из Лиона транспортные коридоры идут на восток в Италию, на юг страны и далее через Перпеньян в Испанию.

3-й участок пути (Лион – Марсель).

Большую часть пути автомагистраль и ВСМ проходят в независимых коридорах, пересекаясь под Montelimar, следуя далее до Марселя в общем коридоре. Данная область Франции богата ценными ландшафтами, многоводными реками с большими зонами разлива, плотной инфраструктурой прибрежной курортной полосы Лазурного берега. Скоростная железная дорога построена здесь совсем недавно, потому ее проектировщикам пришлось учитывать все перечисленные условия, в результате на многих отрезках железная дорога проходит в подземных туннелях и пересекает большое количество рек с заливными лугами, железнодорожными мостами и эстакадами. Третий участок пути наиболее богат на разные виды инженерных сооружений. По территории Марселя скоростные магистрали, как железнодорожные, так и автомобильные, проходят в подземных туннелях. На данном участке пути расположены три станции: в туристических городах Авиньон и Марсель, а также на перегоне станция Aix en provence.

Среднее время движения поездов от Лондона: до Парижа – около 2ч. 15мин., до Лиона – 5ч., до Марселя – 6ч. 45мин.

Описанный в статье опыт формирования высокоскоростного транспортного коридора показывает, насколько разным для каждого региона является подход к проектированию скоростной транспортной сети, насколько многокомпонентной может быть инфраструктура (железнодорожные станции, инженерные сооружения, предприятия обслуживания и руководства, многоуровневые пересечения транспортных коридоров, участки пути, требующие особой организации, например подводный туннель). Создание международных транспортных коридоров скоростного движения является основой современной стратегии развития транспортной системы стран евразийского континента.


Библиография

 1. Винокуров, Б.Ю. Международные коридоры ЕврАз ЭС: быстрее, дешевле, больше: отраслевое обозрение / Б.Ю. Винокуров. – Алма-Ата, 2009.

2. Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт в прошлом, настоящем и будущем. – СПБ.: Выбор 2001. – 265 с.

3. Шарапов, С. Направление развития – высокоскоростные магистрали / С. Шарапов // Российское экспертное обозрение. – 2007 – №1.

4 Jackson, M. UK «agging behind speedy Europe / M. Jackson // BBC NEWS. –  URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/6978427.stm 

5. Франция: Транспорт во Франции [Электронный р]. – URL: http://trip.ru/articles/francenow/id_14.html   

6. Рафиков, С.А. Роль транспортных коридоров в повышении эффективности экономики регионов /  С.А. Рафиков // Проблемы современной экономики. – 2012. –№1 (41). – URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3978


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017