№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Сученинова Ольга Дмитриевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Ю.Н. Потапов,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: olga-ekb1990@rambler.ru

ПРОЕКТ ЕВРАЗИЙСКОГО ЦЕНТРА НА ГРАНИЦЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ


Урал представляет собой важный элемент евразийского развития, являясь мощным логистическим центром, имеет высокий научный и образовательный потенциал. Урал является самой крупной минерально-сырьевой базой России с учетом перспектив развития севера Уральского федерального округа.

Территориально Южный Урал в XVII в. относился к Екатеринбургской провинции Пермского наместничества, а в 20-е годы ХХ века являлся частью Уральской области с центром в Екатеринбурге. Таким образом, объединение Екатеринбурга и Челябинска в конгломерацию, связи в которой осуществляются благодаря общности коммуникаций, можно считать исторически предопределенным.

Существуют явные предпосылки для более тесного сотрудничества Екатеринбурга и Челябинска. Это единственные города – миллионники, которые находятся так близко друг от друга, на расстоянии всего 180 км. Конгломерация городских агломераций, расположенных на транспортном перекрестке Европы и Азии, имеет огромные шансы стать местом притяжения интеллектуальных кадров, что безусловно улучшит демографическую ситуацию всего Уральского региона. Данный фактор нельзя не использовать в развитии экономики муниципальных образований (рис. 1).

Рис. 1. Екатеринбург – перекресток транспортных потоков

В настоящее время между Екатеринбургом и Челябинском проходят две железнодорожные магистрали, обе – непрямые: одна проходит через Верхний Уфалей, другая через – Каменск-Уральский, таким образом, избыточными оказываются около 70 километров.

Создание конгломерации необходимо начинать с развития инфраструктуры – это высокоскоростные железные дороги, автомобильные магистрали, аэропорты (рис. 2). Проблема расстояния решится принципиально, если пустить высокоскоростные поезда между Челябинском и Екатеринбургом. В ближайших планах ОАО «РЖД» – поднять данном направлении скорость движения до 200 км/ч на [5]. Соответственно появится смысл создания инновационного города на границе двух областей, который станет комфортной зоной, удобной для жизни и отдыха обеих территорий, а также объектом притяжения туристов со всего мира.

Рис. 2. Сверхскоростная железнодорожная трасса Екатеринбург – Челябинск

В рамках проекта конгломерации «Челябинск – Екатеринбург» следует рассмотреть идею организации развитого многофункционального общественного центра, способного интегрироваться в региональную, российскую и мировую экономику с учетом развития скоростной транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе. Проект «Евразийский центр» делится на три основных направления. Это строительство  жилой, социальной и коммерческой недвижимости; крупных коммерческих объектов; транспортных путей.

Выбранная для проектирования территория приближена к центру заданного маршрута высокоскоростного движения Екатеринбург – Челябинск и к существующей транспортной развязке на пересечении автомобильной дороги федерального значения Челябинск – Екатеринбург и автомобильной дороги областного значения Каменск-Уральский – Кыштым. Предусматривается организация крупного транспортного узла в комплексе со строительством международного аэропорта, аналогом которого является Лионский аэропорт имени Сент-Экзюпери с пассажиропотоком более 7.9 миллионов человек в год (рис. 3).

Рис. 3. Схема проектного предложения по развитию транспортной инфраструктуры

Система расселения данной территории в большей мере обусловлена ее природными, прежде всего, геоморфологическими особенностями, основными пространственными элементами которых являются озера Челябинской области, невысокие хребты (до 700 м), открытые пространства, лесные массивы.

Проект городского поселения между озерами Бол. Аллаки, Бол. Кисегач и Мал. Кисегач на территории Каслинского муниципального района Челябинской области поддерживает единую архитектурно-планировочную организацию местной системы расселения.

Данная территория имеет высокий рекреационный потенциал и культурно-историческую ценность. На юго-восточном берегу озера Большие Аллаки расположен археологический памятник «Каменные палатки» (рис. 4). Святилище находится на севере Челябинской области примерно в 8 км к востоку от восточной окраины города Касли и в 1,5 км к западу от поселка Красный Партизан. Возраст памятника более 7 тысяч лет. Его представляют четыре археологических памятника, которые были обнаружены с 1914 по 1972 годы: Большеаллакская писаница, святилище «Большие Аллаки», поселение Большие Аллаки 1, стоянка Большие Аллаки

2. Площадь памятника составляет около 2000 м2. Это единственный в регионе памятник, сохранивший материальные свидетельства о культе обрядовой стрельбы из лука, имевшейся у народов лесной зоны на протяжении эпох палеолита, неолита, бронзы раннего железного века [1].

Рис. 5. Схема функционального зонирования

Развитие транспортной инфраструктуры предполагает повышение уровня социальной инфраструктуры, удовлетворяющей потребности как местного населения, так и туристов. В проекте предусмотрен целый ряд комплексов, связанных с отдыхом и досугом, а именно гостиничный комплекс, развлекательный центр, выставочный центр и скоростная трасса для автогонок (рис. 5). Становится оправданным планирование городского поселения с учетом социально-трудовых связей, размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также инженерно-транспортных, функционально-экономических, природно-экологических, историко-культурных и эстетических факторов (рис. 6).

Существует мнение, что выбранная для проектирования территория не может быть предназначена для строительства нового города в связи с относительной близостью к месту радиационной катастрофы 1957 года на ядерном заводе "Маяк" в г.Озерск.

Согласно официальным данным института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, доза радиации на постах контроля предприятий Росатома ПО Маяк следующая (табл. 1) [2].

Пост контроля Дата, время Доза (мкР/ч)
Касли Экология 18 апреля 2013 г., 08.00 9,56
СКБ АП 18 апреля 2013 г., 09.00 10,00
гостиница 18 апреля 2013 г., 05.00 10,54
нп. Касли 18 апреля 2013 г., 09.00 14,00

Нормой радиационного фона принято считать значение, не превышающее 20 мкР/час. Соответственно, можно убедиться, что мощность дозы радиации на аналогично пострадавшей территории уже находится в норме. Для сравнения можно отметить, что уровень радиационного фона в Екатеринбурге составляет около 10 мкР/ч, в Москве – 11мкР/ч, в Челябинске – 12 мкР/ч [6;4;3].

Проект предусматривает бережное отношение к окружающей среде и максимальное сохранение ее первоначального облика. В рамках разрабатываемого проекта не покрытые лесом территории отводятся под застройку, а лесные территории, в том числе связанные с акваториями, находят применение в развитии различных видов рекреации. Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, установлена санитарно-защитная зона, как защитный барьер, обеспечивающий уровень безопасности населения.

Таким образом, в проекте реализуется главная цель планирования устойчивого развития системы расселения – гармонизация архитектурно-планировочными средствами совместного развития человека, природы и архитектуры с учетом согласованности глобальных, региональных и местных интересов, решением задач обеспечения здоровой и безопасной окружающей среды, социальной безопасности и защищенности, воспроизводства человека и природы, рационального использования окружающей среды и ресурсосбережения в интересах настоящего и будущих поколений.

В рамках реализации данного проекта предполагается привлечение значительных инвестиций, организация новых рабочих мест в строительной сфере, сфере промышленности строительных материалов и в индустрии туризма, развлечений и проведения досуга. Также предполагается увеличение объема жилищного строительства, появление новых уникальных объектов, развитие коммерческой и социальной сферы.

Осуществление такого рода крупномасштабного проекта – важнейшее направление в развитии конгломерации Челябинск – Евразийский центр – Екатеринбург – Новоуралько-Невьянская агломерация и Нижнетагильская агломерация. Предлагаемый проект способен создать и поддержать динамику развития региона в качестве новой платформы для развития России в целом.


Библиография

1. Описание археологического памятника «Каменные палатки» [Электронный ресурс]. – URL: http://p2p.ozersk.ru/all_ozersk/?9  

2. Радиационная обстановка на предприятиях Росатома [Электронный ресурс].  – URL: http://www.russianatom.ru/  

3. Радиационная обстановка на территории Челябинской области в марте 2013 года [Электронный ресурс].– URL: http://chelpogoda.ru/pages/226.php  

4. Радиационный фон и источники Москвы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.protown.ru/russia/city/articles/2550.html  

5. Скрипов, А. , Шадрина Т. «Сапсан» долетит до Урала [Электронный ресурс] // Российская газета. – URL: http://www.rg.ru/2010/01/12/sapsan.html  

6. Социоэкономика Екатеринбурга: конкурентные возможности и особенности развития [Электронный ресурс]. . – Режим доступа: URL: http://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/officially/strategy_plan/strat_text/vtoroyrazdel/inside_factor/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017