№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Соломеина Елена Валерьевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор О.А. Шипицына.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail:  puma20met@e1.ru

ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА РЕЖ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПРИНЦИПЫ РЕКОНСТРУКЦИИ


Ключевые слова: общественная инфраструктура, функционально-планировочная структура, городская планировка


Проблема сохранения и развития общественной инфраструктуры в центральной части малого города особенно актуальна сегодня, когда историческая застройка города, включающая как каменные, так и деревянные дома, ветшает: старые инженерные сети не рассчитаны на все возрастающую нагрузку. Все больше общественную привлекательность приобретают вновь построенные районы, где проживает больше людей, строятся торговые центры, используются современные строительные, инженерные и другие технологии.

К таким городам, которые требуют реконструкции общественной инфраструктуры, можно отнести город Реж. Сегодня он находится в упадочном состоянии. В последние годы Реж, будучи районным центром, в котором необходимо наличие развитой общественной инфраструктуры, сталкивается с серьезными проблемами в этой области. И важную роль в функционировании инфраструктуры играет архитектурно-планировочная организация.

Уральский город Реж формировался как поселение рядом с чугуноплавильным и железоделательным заводом в конце XVIII века. С развитием завода разрастался и сам поселок. Реж богат историческими зданиями, которые при соответствующем использовании могут быть стать привлекательными местами для отдыха и туризма. Также город Реж и его окрестности входят в национальный парк «Самоцветная полоса Урала», созданный для защиты исторического и минералогического богатства Урала [2]. Богатая история и расположение природных достопримечательностей позволяют превратить рассматриваемую местность в просветительский и туристский регион.

С изменением потребностей населения, представлений о комфорте и структуре обслуживания появилось новое понимание общественной инфраструктуры. Существующая организация пространства не соответствует современным изменившимся потребностям, в результате чего возникает сложная ситуация. В такой ситуации старые принципы организации и функционирования общественной инфраструктуры нуждаются в пересмотре и доработке для возрождения и развития насыщенной и разнообразной общественной жизни. Для их определения необходимо оценить существующие объекты общественной инфраструктуры и их связи. Процесс развития общественной инфраструктуры должен проходить, прежде всего, на местном уровне, непосредственно в каждом населенном пункте, там, где люди живут, работают, растят детей [3].

Существуют различные примеры реконструкции малых городов и их отдельных частей. Интересна концепция развития малого города Рузы Московской области, в которой говорится о том, что малые города должны создать условия, где человек чувствует себя легко и естественно. Из-из однообразия городской жизни в моногородах возникают предпосылки для пьянства, наркомании и т. п. А миссия города состоит в том, чтобы создать условия для становления и гармоничного развития людей [3]. В Иркутске, например, разработан проект «Квартал № 130». Это специально создаваемая зона исторической застройки, включающая несколько десятков памятников архитектуры и истории города для сохранения и восстановления исторических уникальных мест, которые надо беречь.

В ходе изучения различных источников можно выделить особенность европейских малых городов, которые «стоят на своих местах, обратившись преимущественно в объекты туристического интереса, тогда как основная часть трудоспособных горожан ежедневно выезжает в достаточно близкий, как правило, крупный город, благо плотность урбанизации в Европе высока» [1].

Центральная часть исторически сложившихся городов мало приспособлена к автомобильному движению, поэтому здесь прежде всего организуются пешеходные улицы и зоны, влияющие на формирование городской среды, на активность населения. А.И. Урбах в книге о пешеходных пространствах приводит причины и цели создания городских бестранспортных зон, таких как отвод и изоляция транспортного движения, сохранение деловой и общественной жизни центральных зон, сохранение и приспособление для современных целей исторически ценной городской среды, сохранение привлекательности центра и др. [4]. Однако преобразование только пешеходных зон не решает проблему, необходимо грамотно сочетать как создание пешеходных пространств, так и их гармоничное вписывание в окружающую среду.

В частности, рассматривая план Режа, мы можем выделить две части, разграниченные городским водохранилищем и соединенные плотиной. Такое решение в современной ситуации значительно усложняет взаимосвязь этих частей, поэтому необходимо предусмотреть еще один путепровод как средство объединения разрозненной градостроительной структуры.

Функционально-планировочная структура пешеходных зон всегда тесно связана с общей планировочной организацией центра, поэтому необходимо учитывать расположение центра [4]. Так как исторический центр Режа формировался вблизи набережной и равноудален от всех районов города, то необходимо уделить большое внимание планировочной организации набережной. В Реже нет четко организованного городского центра. Один из возможных вариантов создания общественного центра состоит в том, чтобы организовать административный центр на новом, либо на с выходом к набережной. Это можно сделать либо на новом, либо на существующем мосту, предварительно расширив его, создав торговую улицу, либо на месте не действующей производственной территории.

Реконструкция общественной инфраструктуры г. Реж (сост. Е.В. Соломеина)

При анализе схемы генерального плана были выявлены основные места концентрации общественно значимых объектов, находящихся в историческом центре. Также была выявлена недостаточная организация общественного транспорта, которая существенно усложняет связь между разными районами города. Поэтому возникает необходимость создания дополнительных путей сообщения отдаленных зон и создания общественного городского маршрута, который бы не только связывал районы между собой, но и проходил через интересные, значимые места города, например, выходил бы к воде и т. п.

Для полноценного развития центральной части города можно выделить следующие принципы реконструкции общественной инфраструктуры: сохранение и приспособление для современных целей исторически ценной городской среды; создание образа и привлекательности центра; доступность всех объектов; разделение транспорта и пешеходного движения; внесение культурно-развлекательной функции; организация общественного транспорта; организация туризма.

Также необходимо особое внимание уделить городской набережной. Основными принципами ее функционирования будут: организация летних и зимних площадок; возможность выхода к воде; дополнительная связь через городской пруд; организация пешеходной набережной; наличие открытых навесов и теплых помещений; развитие функций по организации свободного времени горожан; создание общественных комплексов. На рисунке представлен проект реконструкции городской набережной с использованием данных принципов.

Так в малом городе Реж путем реконструкции общественной инфраструктуры центральной части города архитектурно-планировочными методами можно достичь изменения в общественной значимости этого места, что повлечет за собой интерес к целенаправленному его посещению. В конечном итоге это преобразит город, сохраняя уникальность городской исторической среды и создавая городское востребованное публичное пространство.


Библиография

  1. Глазычев, В.Л. Урбанистика / В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2008. – 220 с.
  2. Коньшин, Ю.А. Кузнецы уральского железа: Культурно-исторические очерки / Ю.А. Коньшин, В.А. Сутырин, А.В. Рычков. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 376 с.
  3. Творческий коллектив проектирования будущего. Мера в урбанистике. Малоэтажная планета. Модель поселения. – М.: Концептуал, 2012. – 144 с.
  4. Урбах, А.И. Архитектура городских пешеходный пространств / А.И. Урбах, М.Т. Лин. – М.: Стройиздат, 1990. – 200 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017