№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Лаврова Надежда

студент.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент Е.Ю. Витюк.
Институт урбанистики. Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия.

ГОРОДСКАЯ ПЛОЩАДЬ КАК СПОСОБ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСТОРИИ ГОРОДА


Ключевые слова: общественные пространства, городская площадь


Каждый человек, независимо от его рода деятельности, возраста, места проживания, социального статуса и т. д., должен знать историю создания и развития своего города, ведь каждая его частичка создана нашими предшественниками для будущих поколений. Из уважения к ним, к их труду необходимо хранить память о том, как начался путь города, о важных событиях и людях, творящих историю.

Архитектурная среда города может рассматриваться как своеобразный гигантский музей, хранящий информацию о всех событиях, произошедших в нем когда-то и происходящих в настоящее время. Парки, скверы, улицы, дома – все это результат работы наших предшественников, которые стремились сделать город лучше. Именно поэтому по современному состоянию того или иного объекта можно судить об отношении потомков к создателям города.

Можно сохранить и продемонстрировать историю создания города средствами архитектуры и дизайна. Например, в городе Екатеринбурге существует памятник Татищеву и де Геннину – людям, которых считают «отцами города». Они трудились над планировками города, вкладывая душу в прекрасное будущее Екатеринбурга, железоделательного завода, жителей города. Расположен памятник в непосредственной близости от площади Труда. Но достаточно ли этого для информирования жителей и гостей города о событиях тех лет, о том, кем были эти люди и что они сделали, как изменялся город благодаря им и их последователям? Скорее, нужен целый комплекс объектов и гораздо большее пространство для организации открытого музея истории создания Екатеринбурга. Прекрасным местом для этого может стать площадь Труда (рис.1). Ее современный облик формировался на протяжении всей истории города. Когда-то здесь стоял Екатерининский собор, снесенный большевиками, и была небольшая паперть [1]. Теперь о нем напоминает часовня «Во имя Святой Великомученицы Екатерины» (1998 г., проект выполнен УралНИИпроект РААСН, арх. А.В. Долгов). В начале ХХ века территория была благоустроена, появился фонтан «Каменный цветок», газоны и клумбы, скамейки. Памятник основателям города установлен 14 августа 1998 г. к 275-летию Екатеринбурга [2].

Рис.1. Площадь Труда в г. Екатеринбурге. Источник: http://sdelanounas.ru/blogs/24770/

Современный вид площади не удовлетворяет требованиям комфортного на ней пребывания: газ и пыль от дороги, неудобные дорожки (рис. 2), много объектов, не связанных друг с другом ни смыслом, ни стилем; да и расположение памятника неудачно. Иначе говоря, площадь Труда требует кардинальных изменений как в области планировки, так и в заполнении объектами. Так, предлагается установить памятник по центральной поперечной оси площади «спиной» к фасадам здания бывшего Облисполкома. Центральную часть площади следует немного заглубить (на три ступени, т.е. примерно 0,5 – 0,6 метра). По периметру можно установить информационные стенды-книжки, где разместить тексты и картинки, повествующие об истории Екатеринбурга. Часовню можно оставить на месте, но с обязательным устройством пьедестала и ступеней (рис. 3), фонтан сместить по центральной оси ближе к набережной и установить на аналогичном пьедестале. Для безопасности необходимо установить ограждения.

 

Рис. 2. Анализ пешеходных путей

Рис. 3. Предлагаемое планировочное решение

 

Такие мероприятия позволят создать своеобразный интерьер музея под открытым небом, а свободная середина площади может играть роль зрительного зала или, напротив, сцены, где будут происходить театральные постановки. Пьедесталы можно использовать как ораторские трибуны. Конструктивистские фасады, с одной стороны, станут нейтральным фоном для всех элементов площади, с другой – отлично впишутся в общую идею музея истории как пример наследия периода БАУХАУЗА на Урале. Фонтан «Каменный цветок» будет напоминать о произведениях Бажова П.П., уральских мастерах и самоцветах, а символика на его чаше – о советском периоде. Кроме того, новое расположение фонтана более удачно, так как ул. Горького на участке от ул. Малышева до пр. Ленина получает красивое завершение перспективы.

Площадь можно украсить макетами города разных периодов его существования, а поверхность центральной зоны – узорами из плитки со вставками из натурального уральского камня.

Площадь-музей станет не только комфортным и информативным местом отдыха и проведения различных городских мероприятий, но и знаковым элементом города, влияющим на его статус и восприятие внешним миром.


Библиография

1. Памятник Татищеву и де Геннину [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org  

2. Екатеринбург+Свердловск [Электронный ресурс]. – URL: http://www.1723.ru 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017