№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Филиппова Мария Сергеевна

магистрант.
Научные руководители:
кандидат архитектуры, доцент М.В. Голобородский;
ст. преподаватель А.А.Есаков.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: orberesFM@rambler.ru

СОБОР ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ПРИ БИЛИМБАЕВСКОМ ЗАВОДЕ (ПРИМЕР АНСАМБЛЕВОЙ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА-ЗАВОДА НА УРАЛЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА)


Ключевые слова: архитектурный ансамбль, храмовая архитектура, архитектура классицизма


Вторая половина XVIII – первая треть XIX века характеризуются становлением и укреплением эстетики классицизма в России. В этот период наблюдается общекультурный подъем в архитектурной практике не только столицы, но и старейших городов. Ведущим архитектурным приемом в градостроительстве становится ансамбль.

Чтобы закрепить появившиеся тенденции в архитектуре, начинается активная реконструкция центров исторических городов, создание новых поселений на принципах регулярной планировки, а также реорганизация промышленных поселений и городов-заводов; согласно принципам классицизма и новейшим технологиям, деревянные постройки заменяются каменными, формируются промышленные ансамбли.

Специфика построения композиции города-завода заключается в том, что все составляющие неотъемлемы от промышленного цикла. Их единство достигается посредством пропорционального, метро-ритмического и стилистического единства всех построек.

Особую роль при выборе места для строительства металлургического завода, а вместе с ним и жилой зоны, на Урале играло наличие реки, так как в основе производства лежали «вододействующие» устройства.

Архитектурное решение, планировка заводов были продиктованы типом производства, его технической базы. Градообразующими элементами ансамбля промышленного поселения являлись заводской пруд, плотина, заводские постройки, селитьба, площадь, храм.

Как правило, основу планировки составлял крестообразный каркас: ось плотины – ось реки. Параллельно им располагались улицы и дороги, создавая прямоугольную систему застройки. Благодаря совмещению регулярной планировки, ее достаточно типовой схеме с рельефом той или иной местности композиция завода и поселения при нем получала индивидуальные и неповторимые черты. Яркими примерами созданных в тот период промышленных ансамблей на Урале могут служить Нижне-Салдинский, Чермозский, Каменский, Златоустовский и Билимбаевский заводы.

Строительство Билимбаевского завода (рис. 1) началось с сооружения плотины в 1733 году на реке Билимбаевке. Так как воды в образовавшемся пруду не хватало для производства полного цикла, завод со второй половины XVIII века функционировал только как чугуноплавильный.

Рис. 1. Билимбаевский завод. Начало XX века. Источник: http://www.nashural.ru/Starina/bilimbai.htm

Билимбай с самого начала принадлежал Строгановым и являлся для них в горно-металлургической отрасли главной вотчиной, основной задачей которой было снабжение солеварен и обширных владений Строгановых железными изделиями. О том, что Билимбай являлся вотчиной, свидетельствует презентабельный вид завода: парадно-нарядный облик в сугубо утилитарных постройках, а также появление чуждых иным заводам зданий театра и библиотеки. Это был один из самых богатых заводов на Урале.

Территория поселения с трех сторон была обнесена оградой, четвертую сторону представляла собой плотина, в которой было сделано два прореза – «вишневой» и «ларевый» почти точно по центру пруда. Использование одного ларевого прореза позволило сделать планировку завода более компактной. Композиция поселка формировалась по двум главным осям: первая ось проходила строго с севера на юг, ее центром являлась церковь. Вторая ось – «запад – восток» вдоль заводских цехов и до церкви делила поселение на две части. Ансамбль самого завода был сформирован плотиной, доменным корпусом, кричной фабрикой, кузницей, меховой, конторой, господским домом и храмом.

На сегодняшний день сохранились всего лишь две каменные постройки ансамбля: храм и доменный цех. Два принципиально разных по функциям объекта связаны между собой единством стилистического решения, общей пропорциональной основой с идентичным коэффициентом ординации. При сопоставлении проектных чертежей выявляются общие метроритмические и пропорциональные закономерности в развитии композиции обеих построек как по вертикали, так и по горизонтали, что в полной мере соответствует принципам подобия целого и частного в архитектуре классицизма (рис. 2). Оба строения визуально взаимодействуют между собой, образуя единое целое в существующем пространстве.

Рис. 2. Пропорциональный анализ. Автор А.А. Есаков

Храм являлся главной вертикальной доминантой поселения, одним из его основных пространственных ориентиров. Строительство храма началось в 1820 году предположительно по проекту архитектора И. И. Свиязева (рис. 3). Первоначально храм имел центрическую композицию: равносторонний в плане крест с циркульными вставками на углах, по сторонам которого расположились портики: на севере и юге – четырехколонные, на западе – шестиколонный, на востоке – прямоугольная апсида, украшенная шестью полуколоннами.

Рис. 3. Западный фасад Свято-Троицкого храма в Билимбае. Эскиз 1818 г.
Источник: http://www.pervouralsk.ru/articles/12

Позже объем храма расширили за счет устройства трапезной и колокольни, в результате чего храм в плане получил очертание латинского креста. Основной объем завершен аттиком и увенчан одним куполом. Аналогичный тип композиции можно встретить в Белоруссии (Гомель, Кафедральный собор Петра и Павла); в Киеве (Спасо-Преображенский собор); в Тульской области (село Епифань; Никольский собор).

Отличительной особенностью храма служит его изысканный декор. В убранстве активно использован художественный металл, это и чугунные капители и базы у колонн, облицованный чугуном цоколь, чугунные полы в интерьере, паникадило. В тот период художественный металл получает широкое распространение в убранстве общественных зданий и столичных храмов, однако для Урала его использование в культовых зданиях было очень редким и являлось предметом роскоши. Подобную роскошь на Урале, выделяющую билимбаевский храм среди других, может объяснить существовавшее между заводовладельцами соперничество: каждый из них стремился показать свое превосходство, силу и богатство.

В 30-е годы XX века на Урале развернулась кампания по закрытию церквей. С 1934 года службы в билимбаевском храме прекратились, крест и колокола были сняты, внутреннее убранство уничтожено. Позже разобрали колокольню, передав храм труболитейному заводу под клуб.
В 60-е годы храм вновь подвергся перестройки и капитальному ремонту, в ходе которых снесли его купол, а в общую структуру храма внедрили новые конструкции [1, с. 211].

На сегодняшний день поселок Билимбай входит в состав городского округа Первоуральск. От его былого величия практически ничего не сохранилось.

Завод находится в упадке, в советское время его активно перестраивали и достраивали, из-за чего композиция комплекса сильно исказилась, нарушилась целостность восприятия ансамбля. На данный момент территория бывшего строгановского завода захламлена и используется не по назначению, утрачены важные составляющие домны, состояние аварийное (рис. 4).

Рис. 4. Билимбаевский чугунный завод. Современное состояние. 2012 г. Фото автора

В аналогичном состоянии находится храм (рис. 5). В 1994 году его вернули Екатеринбургской епархии. Но до сих пор не приняты меры к его восстановлению. Как и в советское время, отсутствуют завершение основного объема и колокольня. Практически плоская кровля и стоящая в подвале вода приводят к промоканию кирпичной кладки и ее быстрому разрушению.

 

Рис. 5. Свято-Троицкий храм в Билимбае. Современное состояние. 2012 г. Фото автора

Свято-Троицкий храм неповторим и уникален для Урала, его разрабатывал виднейший архитектор и теоретик И. И. Свиязев. Храм является одной из составляющих Билимбаевского завода, который в свою очередь представляет собой пример цельного классицистического промышленного ансамбля, неотъемлемую часть истории развития промышленного освоения Урала, промышленной архитектуры России в целом. Билимбай – это прецедент города-завода, обладающего элементами городской инфраструктуры, свойственными скорее для столицы того времени, чем для периферии. Поэтому необходимо его полное восстановление.  


Библиография

  1. Акифьева, Н.В. Билимбай: от эпохи Строгановых до наших дней / Н.В. Акифьева. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. –356 с.
  2. Алфёров, Н.С. Зодчие старого Урала первая половина XIX века / Н.С. Алферов. – Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1960. – 213 с.
  3. Лотарева, Р.М. Города – заводы России. XVIII – первая половина XIX века / Р.М. Лотарева. – Екатеринбург: Сократ, 2011. – 288 с.
  4. Мезенина, Т. Г. Род Строгановых: Культурно-исторические очерки / Т.Г. Мезенина, А.Г. Мосин, Н.А. Мудрова и др. – Екатеринбург: Сократ, 2007. – 256 с.  


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017