№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Козлюк Евгения Александровна

аспирант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор М.В. Голобородский,
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия»,
Екатеринбург, Россия, e-mail: shushimli@uralweb.ru

МОНАСТЫРСКИЙ АНСАМБЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ


Ключевые слова: культовая архитектура, монастырские ансамбли,


Большая часть исторически сформировавшихся монастырей представляла собой гармоничные ансамбли. После многих лет богоборчества от этих комплексов остались в основном церковные руины, и сейчас особенно актуальным становится вопрос, как правильно восстанавливать разрушенные ансамбли, учитывая их первоначальный облик, особенности окружающей застройки, современные функции и нормы проектирования. Те же проблемы появляются и при создании новых монастырей.

Можно выделить три основных принципа организации монастырского комплекса.

1. Духовные принципы

Если устроение земной церкви уподобляется устроению церкви небесной, то идеальный монастырский комплекс можно сравнить с описанным апостолом Иоанном в Откровении Небесным Иерусалимом. Он формируется иерархически, от периферии к центру, в порядке увеличения символической значимости объектов (ограда и хозяйственные постройки – кельи и дом настоятеля – собор).

2. Архитектурно-композиционные принципы

Все гармонично воспринимаемые монастырские комплексы характеризуются наличием в их построении единого композиционного приема. В связи с этим исследователь А.А. Фокеев предлагает подразделить ансамбли на типы:

  • диагональный (размещение объектов центрального ядра по диагонали, относительно главного направления Запад – Восток);
  • треугольный (размещение основных построек по вершинам треугольника);
  • веерный (центральное ядро монастыря составляет более трех объектов, они располагаются по плавной или ломаной дуге, раскрытой в сторону восприятия);
  • осевой (размещение объектов центрального ядра по продольной оси) [3].

3. Функциональные принципы

В Своде Правил по проектированию зданий, сооружений и комплексов православных храмов [4] монастырские комплексы подразделяются на монастыри, скиты и подворья. В табличной форме приводятся рекомендации по размещению комплексов относительно населенных пунктов, предлагается примерный состав основных и дополнительных объектов и необходимая вместимость храмов.

Перечисленные базовые принципы в полной мере относятся и к монастырям Урала. Первый из них – Иоанно-Богословский – был основан епископом Ионой в 1462 г. в Чердыни. В первые годы XVII в. началось строительство Верхотурского Николаевского мужского монастыря, старейшего на территории Екатеринбургской митрополии, в ведении которой на сегодняшний день находится 16 обителей. Из них к целостным монастырским ансамблям можно отнести: Свято-Николаевский монастырь (Верхотурье, 1604; 1990), Ново-Тихвинский монастырь (Екатеринбург, 1809; 1994), Спасский монастырь (Екатеринбург, 1994), Монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев (Екатеринбург, 2000), Монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (Среднеуральск, 2005), Свято-Косьминскую пустынь (Свердловская обл., д. Костылева, 2007).

Каждый из этих комплексов имеет свою архитектурно-композиционную, функциональную, социальную специфику. В статье мы рассмотрим более подробно формирование ансамблей Ново-Тихвинского женского монастыря и его подворья – Спасского монастыря на Елизавете.

Ново-Тихвинский монастырь был основан в 1805 г. и стал крупнейшим в XIX в. архитектурным ансамблем в традициях классицизма. Исторический облик монастыря формировался с 1820 по 1840-е гг. По плану 1819 комплекс был прямоугольной формы, церкви занимали важнейшие планировочные узлы – центральную ось с востока на запад и углы восточного фасада. Северная часть территории была отведена под монастырское кладбище с Александро-Невской церковью, в южной разместился хозяйственный двор. Ансамбль получил отчетливую ориентацию на восток и на север – обе эти стороны были обращены к городу, постепенно обступавшему монастырь [2, с.124].

Надвратная Введенская церковь должна была занять центр фасада комплекса и замкнуть перспективу будущего Александровского проспекта (ул.Декабристов). Учитывая градообразующую роль этой точки, поначалу была запроектирована церковь-колокольня как высотная доминанта [2, с. 126].

Но расстановку акцентов в ансамбле монастыря изменил новый план застройки 1823–1832 гг., по которому главное место отводилось Александро-Невскому собору, а Введенская церковь становилась значительно ниже и утрачивала колокольню.

Сейчас осуществляется возрождение обители и передача ей исторической территории и зданий. На рис. 1 показаны действующие и восстанавливающиеся объекты комплекса. В планах развития ансамбля – разграничение монастырской и приходской территории. В связи с тем что восстанавливающиеся храмы являются памятниками, полностью ограничить к ним доступ горожан невозможно, поэтому есть вероятность, что будет введено режимное пользование некоторыми объектами. Есть необходимость в строительстве новых или приспособлении старых больничных корпусов для размещения трапезных и мастерских.

Рис. 1. План-схема Ново-Тихвинского монастыря, 1809,1994.

Спасский монастырь на Елизавете это второй монастырский комплекс в Екатеринбурге (после монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев), выстроенный практически с нуля и представляющий собой завершенный ансамбль. В силу различных трудностей (длительные сроки строительства, изменение первоначального проекта, особенности рельефа и т.д.) застройка оказалась достаточно плотной и осуществлялась без соблюдения принципов регулярности и симметрии. В плане комплекс представляет собой неправильный пятиугольник. Подворье напоминает старинный монастырь, который строился в течение нескольких веков [1, с. 97]. Он сформировался вокруг храма, возрожденного в 90-е годы, первоначально как мужской монастырь. Теперь он преобразован в подворье Ново-Тихвинского женского монастыря.

Рис. 2. План схема монастыря Во Имя Всемилостивого Спаса, 1994

На рис. 2 показаны основные объекты комплекса. В ближайших планах - повышение монастырской ограды для изоляции от городской застройки, расширение монастыря в сторону реки, разбивка сада, увеличение и новое функциональное зонирование хозяйственной территории. В соборе ведутся интерьерные работы, главные ворота готовятся к реконструкции. Тенденции развития ансамбля те же, что и для Ново-Тихвинского монастыря – разграничение территории для монашествующих и для мирян.


Библиография

  1. Мамаева, Н.Н. Купола XXI века : Екатеринбург и окрестности / Н.Н. Мамаева. –Екатеринбург : НИИМК, 2010. – 168 с.
  2. Раскин, А.М. Классицизм в памятниках архитектуры Свердловской области /А.Н. Раскин. – Екатеринбург : НИИМК, 2007. – 157 с.
  3. Фокеев, А.А. Современный храмовый приходской комплекс – развитие русских монастырей [Электронный ресурс] // Православные храмы. В 3 т. Т. 2.: Православные храмы и комплексы: пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99). МДС 31-9.2003. – М. : ГУП ЦПП, 2003. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H24-T.htm  
  4. СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов [Электронный ресурс]URL: http://www.wco.ru/biblio/books/stroy1/H24-T.htm  


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017