№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Юркин Юрий Владимирович

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент И.Г. Ландер,
Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна,
Институт бизнес-коммуникаций,
Санкт-Петербург, Россия, e-mail: Yura.yurkin@gmail.com

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН АР ДЕКО. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ


Ключевые слова: Ар Деко, графический дизайн


Стиль Ар Деко утвердился во многих областях визуального художественного творчества в
1920–1930-е гг., его развитие и доминирование продлилось до 1939 г. – времени начала Второй мировой войны.

Проблема установления нижних границ Ар Деко до сих пор является предметом обсуждения исследователей. По мнению профессора искусств Стендфордского университета Ненси Трой, отправной точкой и своим названием стиль Ар Деко обязан Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже [5, с. 23]. Британский исследователь Ар Деко Б.Хиллер считает, что первые черты стиля отмечаются в графическом искусстве еще в 1910 г. [3, с. 20]. Аналогичной точки зрения придерживается российский искусствовед А.В. Петухов, который пишет о «складывании» стиля в 1910–1930-е гг., не называя точной даты [3, с. 5].

Ар Деко – сложное явление, требующее уточнения как стилистических, так и хронологических истоков. Российский исследователь, доктор искусствоведения, член правления ассоциации искусствоведов России И. Азинян предполагает, что точкой отсчета графики Ар Деко следует считать плакат Priester (1903) австрийского дизайнера-графика Люсьена Бернара, на котором лаконично изображены две большие спички на гладком плотном цветном поле. Азинян пишет: «Он разработал новые принципы графического дизайна и создал афиши, плакаты и другие виды рекламной полиграфической продукции, повлиявшие на становление графического стиля Ар Деко» [1, с. 2].

По мнению британского искусствоведа Джереми Энсли, развитие графического стиля Ар Деко можно разделить на два периода [6]: 1910–1925 гг. – графический стиль развивался в русле модной иллюстрации и не выходил за пределы Франции; 1925–1939 гг. – развитие средств массового производства плаката способствовали проникновению в тиражную графику стилистических приемов Ар Деко, ставших популярными во многих странах мира. На примере двух плакатов, спроектированных для Международной выставки декоративных и промышленных искусств 1925 г., он выявляет контрастное различие в истории графического дизайна Ар Деко.

В качестве авторов проекта официальной афиши выставки были выбраны два мастера – Шарль Лупо и Робер Бонфи. По мнению Д. Энсли, контраст, создаваемый работами этих дизайнеров, демонстрировал два разных варианта Ар Деко: нового и старого [6, с. 284].

Р. Бонфи работал иллюстратором в модных изданиях Gazette du bon ton, Journal des dames et des modes и других. На плакате, который он спроектировал для Всемирной выставки, были изображены фигуры танцующего мужчины в греческой тунике и фавна. Грациозная манера, с которой Бонфи изобразил этот античный сюжет, соответствовала тем неоклассицистическим тенденциям, которые были представлены и в других экспонатах выставки. Дизайнер придал рисунку плаката классицистические черты, используя геометрические акценты и стилизованную надпись.

Ш. Лупо создал плакат в совершенно иной графической манере, больше подходящей полиграфическому стилю Ар Деко, который до 1925 г. пользовался меньшей популярностью. Этот плакат, как писал Я. Тугендхольд, «поэтизирует современность»т [5, с. 285], демонстрирует рост художника как композитора: и с точки зрения организации пространства, и комбинирования элементов. Смог, созданный выхлопными трубами завода, образует форму розового бутона, символизируя слияние декоративного искусства и промышленности.

В 1910–1925 гг. стиль Ар Деко в графике проходит стадию становления, практически не выходя за пределы Франции. Следом за Всемирной выставкой стиль начинает приобретать международный характер. Как считает Дж. Энсли, после 1925 г. Ар Деко выходит за рамки изобразительного и декоративно-прикладного искусства и внедряется в сферу промышленности и торговли.

Дальнейшее развитие графики Ар Деко принято ассоциировать с плакатным искусством.
В 1920-е гг. Париж был местом различных объединений дизайнеров и декораторов (Societe Artistes Decorateurs, Union des Artistes Modernes) в которых состояли ведущие дизайнеры-графики: Кассандр, П. Колен, Ж. Карлю и Ш. Лупо и М. Мойран. Их проекты отличались от традиционных форм раннего Ар Деко тем, что они сознательно заимствовали идеи формообразования у художников авангардистов, особенно представителей таких течений, как кубизм, футуризм и пуризм. Они проектировали яркие, живописные плакаты крупных масштабов для универмагов – рекламу продуктов пищевой промышленности и алкоголя, косметики и парфюмерии; индустрии туризма; работали в области зрелищного плаката. Это не вписывалось в программные заявления Union des Artistes Modernes (Союза современных художников). Важнейшим положением UAM было следование постулатам зарубежных новейших течений (Де Стейл, конструктивизм, футуризм и Баухаус), для которых был характерен отказ от декоративизма и стайлинга в проектировании.

В 1920–1930-е гг., по мнению В. Полевого, был создан исторический фундамент для развития в Западной Европе тиражной графики в целом, так и плакатного искусства в частности. Это развитие было обусловлено социально-экономическими, политическими причинами. В статье «Искусство тиражной графики» (1991) В.М. Полевой отмечает в качестве стимула развития «внутрихудожественный импульс и уровень эстетического сознания общества». Как пишет Полевой, «межвоенные десятилетия XX в. отличались высоким подъемом массовой тиражной графики, произведения которой являются и видом художественного творчества и отраслью полиграфии» [4, 128]. По его мнению, плакат и другие жанры печати в 1920 – 1930-е гг. окончательно становятся самостоятельным явлением художественной культуры, отдельным от рисунка и гравюры. «Плакат проходит собственный путь развития идеи и стиля» [4, 129].

Ведущими дизайнерами, развивающими национальный графический стиль, были Кассандр, П. Колен, Ж. Карлю и Ш. Лупо, названные французскими исследователями «мушкетерами», а В. Полевым – «большой четверкой мастеров». Так он описывает стилистические особенности французского плаката Ар Деко: «Пластический объем, перетекающий благодаря плавной отмывке тона в плоский силуэт, и отточенная контурная линия равно выразительны в этой плакатной графике». Помимо этих четырех дизайнеров в стиле Ар Деко работали Франсис Бернар, Жан Андриен Мерсье, Альбер Солон, Перо Роже и многие другие.

В диалектическом развитии стиля прослеживается, как вытянутые изящные формы женских силуэтов (иллюстрации модных журналов) сменяются на резкие контрастные тяжеловесные формы плакатов 1920 – 1930-х гг. таких дизайнеров, как Кассандр, Ж. Карлю, А. Ков, П. Роже, Ж.А. Мерсье и других.

После Выставки 1925 г. Ар Деко стал мировым художественным языком, повлиявшим на развитие графического дизайна США, Нидерландов, Италии и Великобритании. Ар Деко – как стилистическая общность и характеристика эпохи межвоенного периода вместил большинство направлений в дизайне, совместивших в себе лучшие образцы наследия прошлого (классицизм, Ар Нуво) и новую образность, вдохновленную достижениями промышленности и художественным авангардом.

Большинство исследователей Ар Деко придерживаются точки зрения, что стиль прекращает свое распространение в 1939 г., с началом Второй мировой войны, проявляясь в стилистических приемах ряда дизайнеров, обучавшихся и проектировавших в эпоху его расцвета. Ему на смену приходит интернациональный стиль, позаимствовавший стремление позднего Ар Деко к прямым линиям, лаконичности изображения и гротескным шрифтам.


Библиография

  1. Азизян, И.А. Ар Деко: диалог и компромиссы / И.А. Азизян // Искусствознание. – 1/03. – С. 395–449.
  2. Малинина, Т.Г. История и современные проблемы изучения стиля ар-деко / Т.Г. Малинина // Искусство эпохи модернизма. Стиль Ар Деко. 1910-1940. – М: Пинакотека – С. 12–28.
  3. Малинина, Т.Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции / Т.Г. Малинина. – М.: Пинакотека. 2005. – 306 с.
  4. Петухов, А.В. Ар Деко и художественная жизнь Франции первой четверти XX века / А.В. Петухов. – М.: МАКС-пресс, 2002. – 173 с.
  5. Полевой, В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901–1945 / В.М. Полевой. – М.: Искусство, 1991. – 303 с.
  6. Тугендхольд, Я.А. Художественная культура Запада : сб. статей / Я.А.Тугендхольд. – М.-Л.: 1928. – 192 с.
  7. Benton, C., Benton, T., Wood, G. Art Deco. 1910 – 1939 / C. Benton, T. Benton, G. Wood. – London: V&A Publications, 2003. – 463 p.
  8. Wlassikoff, M. The Story of Graphic Design in France. – Berkeley.: Gingko Press, 2006. – 356 p.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017