№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Гороховодацкая Екатерина Викторовна

магистрант.
Научный руководитель: профессор Л.Х. Госсен,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: karasio@yandex.ru

ТЕНДЕНЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРОСРАНСТВ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ


Ключевые слова: городская среда, рекреационные пространства, психогеография


Изменение общественного восприятия окружающей среды неизбежно. Иерархические модели общества с закрепленными идеалами стали не актуальными, общество становится динамичным и дискретным. Появляется множество отдельных групп со своими индивидуальными вкусами и интересами [2, с. 13]. Такая ситуация оказывает решительное воздействие на методы и средства проектирования в дизайне. В связи с этим традиционное понимание и использование общественных пространств становится неактуальным, нужно новое понимание социальных процессов и критерии, позволяющие проектировать новые рекреационные пространства. На появление новых принципов в проектировании городской среды в не малой степени повлияло изучение подходов синергетики. В.Г. Буданов, выделяет основные принципы синергетики, определяющие становление сложных систем – это нелинейность, незамкнутость (открытость), неустойчивость, наблюдаемость [3].

Проблемой современного города является то, что общественные места исчезают, а с ними исчезает и значимая возможность включиться в общественную и гражданскую жизнь. В советское время общественная жизнь навязывалась людям (демонстрации, субботники, митинги), а в 90-е годы люди просто стали избегать публичных пространств. В результате нынешнее общество не привыкло жить с осознанием того, что коллективное необходимо.

Социолог и исследователь городских пространств О. Паченков замечает, что самое важное в современном публичном пространстве не форма, а то, что в нем происходит. Появление новых технологий, таких как интернет, расширяет наши способности, связанные с перемещением в пространстве, в свою очередь это меняет и само восприятие места. ««Место» в пространстве постепенно перестало восприниматься как нечто статичное, фиксированное, всегда и обязательно обладающее собственной идентичностью» [4].

Появление новых видов деятельности, таких как флешмобы, стрит-арт или паблик-арт в формате перформанса, диктует и появление новых мобильных форм городских рекреаций. Такие мероприятия не требуют создания специальных пространств, но позволяют реализовывать потреб-ность горожан в активности, провоцируя как запланированную, так и спонтанную коммуникацию. Появляется адаптивная рекреационная среда, которая может принимать различные действа и различные группы общества, при этом сама рекреация остается ни за кем не закрепленной. В этом пространстве жителей всегда ждет нечто новое и неожиданное.

Появляются и новые тенденции в проектировании городских рекреаций. Городская рекреация становится местом для кратковременных, но важных видов активности, таких как музыка, утренняя гимнастика, фестивали, инсталляции и другое. Альтернативой создания специализированных пространств для каждого вида деятельности могут стать адаптивные рекреации, проектируемые с учетом постоянных, сезонных и краткосрочных элементов (рис. 1) [1, с. 161].

Рис. 1. Ледяные шахматы от Okamoto Studio в Манхэттене.
Источник:
http://www.ecology.md/section.php?section=media&id=7238

Так, городское пространство в Мельбурне (Австралия) становится своеобразной галереей современного искусства (рис. 2-5). Акцент на инсталляциях и временных экспозициях способствует созданию привлекательного набора впечатлений. Периодически сменяющие друг друга произведения придают пространствам яркость и уникальность.

Рис. 2. Светодиодная инсталляция. Брюс Манро, Австралия. Источник: http://profpodsvetka.ru/content/led-install Рис. 3. Светодиодная инсталляция, группа художников Luzinterruptus, Испания. Источник: http://www.etoday.ru/2012/04/sornyaki-mutanty-v-madride.php

Рекреации могут специально проектироваться с учетом визуальных впечатлений, усиленных, например, с помощью струящейся воды, тумана, пара, запахов и звуков. Достоинством таких пространств являются чувственные впечатления.

 Рис. 4,5. Арт-объект студии Inhabitat Favorites Luzinterruptus, Австралия. Источник: http://architector.ua/interview/news/1043/10000_svetjaschihsja_knig_na_trotuarah_Melburna/

Другая тенденция проектирования адаптивных общественных пространств – это использование элементов игры. В систему взаимодействия активно включаются принципы многомерного диалога, социальной адаптации. Такой подход выполняет ряд функций: рекреационную и коммуникативную, познавательную и развивающую, развлекательную, спортивную и оздоровительную, эмоционально ориентированную [5].

Прекрасным примером таких игр с городом являются самые обыкновенные качели, которые Дизайнер Бруно Тейлор (Bruno Taylor) разработал для автобусных остановок в Лондоне (рис. 6).

Рис. 6. Элемент игры в городе – качели на остановках. Дизайнер Bruno Taylor. Англия. Источник: http://popupcity.net/trends/trend-10-urbanism-made-to-like/  

Еще один известный пример – «труба для спуска к остановке», придуманная датской железнодорожной компанией ProRail в Утрехте. Она позволяет быстро съехать вниз к поезду, когда жители спешат. Но в то же время «труба» остается игровой конструкцией (рис. 7).

Рис. 7. Труба для спуска к остановке. HIK Ontwerpers, Нидерланды. Источник: http://popupcity.net/trends/trend-10-urbanism-made-to-like/  

Все более популярным в мировой практике становится явление психогеографии. Ги Дебор ввел этот термин в 1955 году. Он определил психогеографию как «науку точных законов и эффектов географической местности, сознательно или подсознательно сформированных на основе эмоций и поведении человека» [6]. Другими словами, психогеография – это искусство прогулок, которое способно отвлечь пешехода от привычного маршрута и дать более глубокое понимание городского пространства. Создается определенный маршрут следования, в который вы можете включиться, и на каждом отрезке пути вас ждет новое событие. Эти маршруты могут быть как тематическими, историческими, так и творческими.

На протяжении последних лет были реализованы несколько проектов. Примером может служить проект «Потерянный Лондон», созданный дизайнером Эмели Джайлс, он позволил по-новому взглянуть на забытые места, существующие внутри Лондона. С появлением новых технологий, таких как интернет и мобильные приложения, психогеография обретает новые формы.

Выявленные тенденции – приспособление рекреаций к краткосрочным и сезонным активностям, создание городских пространств с применением элементов игры и наконец, психогеография – позволят горожанам активно участвовать в общественной жизни. Таким образом, сам город получит возможность для развития, перспективу появления новых адаптивных и востребованных городских рекреаций.


Библиография

  1. Гейл, Я. Города для людей /Я. Гейл //Альпина Паблишер. – 2012. – 277 с.
  2. Курьерова, Г.Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период, / Г.Г. Курьерова – М.: ВНИИТЭ, 2008. – 132 с.
  3. Анисимов, А.Н. Синергетический метод градостроительного проектирования [Элетронный ресурс]. – URL: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz22_pril/24/template_article-ar=K21-40-k36.htm  
  4. Паченков, О. Публичное пространство города перед лицом вызовов современности [Элетронный ресурс] /О. Паченков. – URL: http://www.nlobooks.ru/node/2638  
  5. Тренды в урбанистике 2012 [Элетронный ресурс]. – URL: http://urbanurban.ru/2012/03/20/trend-10-urbanism-like/  
  6. Тренды в урбанистике 2012 [Элетронный ресурс] – URL: http://urbanurban.ru/2012/03/20/trend-09-psychogeography/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017