№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Болдырева Дарья Константиновна

магистрант.
Научный руководитель: Т.А. Губарева.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: letyaga07@list.ru

МОРАЛЬНОЕ СТАРЕНИЕ ВЕЩЕЙ


Ключевые слова: общество потребления, перепроизводство товаров, проектирование вещи


На сегодняшний день, в сформированном обществе потребления, человек окружает себя огромным количеством вещей. Приобретая вещь, человек стремится удовлетворить не только свои первичные потребности, но и потребности в самоактуализации и самоидентификации. Потребитель стремится постоянно обновлять вещи. В условиях постоянно растущей конкуренции компании, производящие товары и услуги, стремятся с целью прибыли как можно более активно представить себя на рынке. Произведя определенный продукт, компания стремится как можно скорее его обновить, то есть выпустить такой же, но слегка обновленный. Это зачастую побуждает потребителя его приобрести, чтобы соответствовать современным тенденциям, а купленный ранее попросту выбросить. Вследствие этого рынок перенасыщен товарами.

Проблема экологии актуальна как никогда ранее. Количество товаров, производимое в настоящее время, просто невозможно своевременно утилизировать. Люди часто выбрасывают вещи, которые не устарели физически. Причина этого – моральное старение вещи, которое в современном мире наступает все раньше и раньше.

Подобный процесс постоянного перепроизводства и «перепотребления» имеет массу негативных сторон. В первую очередь, это плохо сказывается на качестве производимой продукции. «Мы производим неудобные в обращении, нефункциональные и не несущие культурного значения вещи и, следовательно, постоянно растущие груды мусора» [3]. Характерным видом потребления является демонстративное. Демонстративное потребление (престижное, показное, статусное) – расточительные траты на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственное богатство. Такое поведение служит средством достижения или поддержки определенного социального статуса.


Cуществует также более специализированный термин «Invidious consumption», обозначающий потребление с умышленной целью вызвать чувство зависти. Демонстративное потребление приводит к отрицательным последствиям для третьих лиц. Его можно охарактеризовать как антисоциальное потребление, обусловленное отчуждением, вызванным анонимностью и разрывом коммунитарных связей; такой вид потребления называют «агрессивной показухой» (англ. aggressive ostentation) [7].

Любой продукт дизайна проходит определенный жизненный цикл, начиная с идеи и концепции и заканчивая утилизацией. На каждом этапе жизни вещи существует ряд факторов, которые влияют на процессы ее создания конструирования, производства, внедрения, покупки, использования. Моральное старение является одним из этапов жизненного цикла вещи и происходит по причине того, что вещь теряет свою актуальность.

Жизненный цикл вещи ускоряется, его моральное старение наступает все быстрее. Сегодня покупатели ждут от товаров все новых качеств и впечатлений.

Дизайн является одним из главных гуманитарных компонентов продукта. Сегодня потребление больше соотносится со статусной ценностью и символическим значением приобретаемого продукта дизайна. В связи с этим выделяются актуальные тенденции в проектировании, рассматривающие потребление как социальный процесс, создающий социальные связи и различия:

  • разработка новых продуктов и услуг основана на более глубоком понимании пользователя (ориентация на пользователя). В результате – более специализированное значение продуктов и услуг и связанных с ними ассоциаций;
  • применение новейших технологий для максимального использования возможностей адаптации продуктов и услуг под требования потребителя (кастомизация). Результат – впечатления уникальности продукта или услуги и «творческое» потребление;
  • все элементы дизайна продукта или услуги должны быть приведены в соответствие друг с другом (согласованность дизайна). Результат – более глубокое восприятие продукта всеми органами чувств;
  •  внимательное изучение и координация всех этапов цикла использования продукта, включая упаковку, доставку, послепродажное обслуживание и утилизацию (цикл использования). В результате – целостное впечатление от использования;
  • разработка более комплексных форм потребления, интеграция услуг, продукта и коммуникации, как в тематических парках (комплексность).

Решить проблему избыточного потребления можно с помощью создания морально долговечных вещей. Этого можно достигнуть путем создания эмоциональной связи между вещью и потребителем, используя следующие тенденции проектировании:

  • проектирование эмоции. Дизайн должен становиться способом создания значимых впечатлений. Главная цель дизайна – создание впечатлений, эмоций. Необходимо уделять большое внимание материальной культуре, то есть окружающей среде объекта, его социальному контексту, практическому применению, а также впечатлениям от его использования, а не только материальным объектам;
  • проектирование знака. В современном мире знаки приобретают самостоятельное значение. «Дизайн – это процесс, в результате которого продукт получает закодированное символическое значение, выражающееся через дизайн самого продукта и дизайн его рекламы. Цель кодирования – указать покупателям на предпочтительное прочтение продукта, то есть на то, как он должен ими восприниматься» [3];
  • проектирование способа самовыражения. Дизайнер должен проектировать вещь, принимая на себя роль культурного посредника, понимающего пользователей и создающего для них различные формы потребления, которые будут являться способом самовыражения. Проектируя главным образом знак, эмоцию и способ самовыражения, можно достичь эмоциональной связи между потребителем и вещью. Эта связь поможет обеспечить моральную долговечность вещи, что в свою очередь может снизить уровень избыточного потребления.

Библиография

  1. Ульрих, K., Эппингер, С. Промышленный дизайн. Создание и производство продукта / К. Ульрих, С. Эппингер.  – М.: Вершина, 2007. – 448 с.
  2. Бхаскаран, Л. Дизайн и время /Л. Бхаскаран. – М.: Арт-родник, 2007. – 256 с.
  3. Пресс, М.,  Купер, Р. Власть дизайна: ключ к сердцу потребителя /М. Пресс, Р. Купер. – М.: Гревцов Паблишер, 2008. – 352с.
  4. Михайлов, С.М., Михайлова, А.С. Основы дизайна: учеб. для вузов / С.М. Михайлов, А.С. Михайлова. – М.: Союз Дизайнеров России, 2008. – 288 с
  5. Фиелл, Ш., Питер Фиелл, П. Дизайн XXI века /Ш. Фиелл, П. иелл. – М.: TASCHEN, 2008. – 156 c.
  6. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. – М.: Д. Аронов, 2008. – 416 с.
  7. Демонстративное потребление [Электронный ресурс] // ACADEMIC.RU: словари и энциклопедии. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/891731


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017