№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Мусонова Юлия Александровна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор В.А. Курочкин,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия,e-mail: Julia_mus@mail.ru

К ПРОБЛЕМЕ ГУМАНИЗАЦИИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА


Ключевые слова: общественный транспорт, экологический транспорт, гуманизация городского транспорта


Глобальной проблемой, особенно в развитых странах, является увеличение транспорта, прежде всего личного. Строительство эстакад, расширение дорог, строительство новых полос не приносит желаемого результата, потому что дорожное движение создается не столько количеством машин, сколько количеством поездок и их протяженностью. Чем больше дорог строится, тем больше проблем в движении. Чтобы переместить себя из точки А в точку Б, человеку необходимо сдвинуть с места добрую тонну железа и доставить его по назначению. Во время поездки он рискует попасть в аварию, стоит в пробках, загрязняет воздух, которым потом сам же и дышит. Все это цена, которую мы готовы платить за толику личной свободы и личного пространства, за возможность прокладывать индивидуальные маршруты по городу и за статус. Ограничение использования автомобилей рассматривается как одно из действенных средств в борьбе с пробками. Но для этого необходимо повысить популярность городского общественного транспорта.

Общественный транспорт имеет определенные преимущества.

Компактность. Городское пространство общественный транспорт использует гораздо более эффективно, чем частный, что способствует уменьшению заторов на дорогах.

Снижение аварийности. Пассажиры общественного транспорта находятся в значительно большей безопасности, чем пассажиры легкового авто: прочный кузов, значительная масса и габариты оберегают пассажиров от травм.

 Доступность. Общественный транспорт становится предпочтительным способом передвижения, независимо от финансового положения граждан или цели их поездки.

Временной фактор. В городах, где большая часть перемещений осуществляется на общественном транспорте, время доступа к 500.000 мест варьируется от 20–25 минут, тогда как в городах, где для перемещения используется личный автомобиль, этот же показатель находится в пределах 55–70 минут [1].

Экологичность. В среднем общественный транспорт потребляет в 3–4 раза меньше энергии на один пассажиро-километр перевозок, чем индивидуальный транспорт, это соотношение повышается в часы пик [1].

При этом имеющаяся проблема экологичности общественного транспорта успешно решается в настоящее время.

Компании Bombardier предлагает электрические автобусы , зарядка которых может осуществляться во время движения. Специальная электрическая сеть будет установлена вдоль маршрутов движения этих автобусов прямо под проезжей частью на остановках общественного транспорта [2].

Примером могут служить новые «зеленые» вагоны Варшавского метрополитена, которые будут на 98% созданы из переработанных материалов [7].

Подвесные системы общественного транспорта вполне могут быть «зеленым» поездами. Концепт монорельсового подвесного вагона движется за счет энергии, выработанной солнечными и ветряными генераторами. Поезд курсирует по электромагнитам, на крыше каждого вагона установлены солнечные генераторы, а на вершине опор смонтированы ветрогенераторы [6].

Концепт экологичного общественного транспорта SKhy Bus. Силовая установка будет не электрической, а на топливных элементах, на водороде. Причем использоваться будет не чистая вода, а сточная, то есть этот автобус будет выполнять дополнительно функцию миниочистной станции. Для питания дисплеев, внутреннего освещения и прочего будут работать солнечные панели[5].

Трамвай на шинах совмещает в себе свойства направляемого автобуса, троллейбуса и трамвая – это электропоезд с низкопольными вагонами, которые катятся по асфальту на шинах и "держатся" за единственный направляющий рельс стальными роликами, расположенными в форме буквы V. Благодаря вспомогательному дизельному двигателю в случае необходимости транспортное средство может перемещаться автономно, независимо от контактной сети.

Трамвай на шинах может стать достойным конкурентом не только его классическому собрату, но и автобусу, троллейбусу, и даже метрополитену. В отличие от троллейбусов трамваи более электробезопасны и экономичны. Ими легче управлять, чем автобусами так как трамвай – направляемый вид транспорта. Автобусы не могут обеспечить достаточно высокий пассажиропоток из-за недостаточной вместимости, к тому же при использовании в городах автобусы стоят в пробках вместе с автомобилями, что не способствует их эффективности. Строительство метро требует крупных капиталовложений, эксплуатация также стоит очень дорого. Направляющий рельс позволяет строить встречные линии так, чтобы оставлять лишь минимальное расстояние между проезжающими друг мимо друга вагонами [4]. По статистике трамвай – самый безопасный вид транспорта в мире, и предсказуем на дороге в отличие от других видов городского транспорта. Как считают многие специалисты, скоростной трамвай – единственный вид транспорта, который может работать во всех режимах: он может идти традиционно по улицам, как в общем потоке, так и по обособленному полотну, где ему не мешают автомобили и пробки, он может выходить на эстакады, идти под землей и работать полностью в режиме метро. Этот транспорт может работать в сложных погодных условиях, например в условиях снегопада и гололеда[8]. Трамвай имеет высокий уровень шума, но это решается своевременным обслуживанием рельсов и вагонов. Путь, покрытый современным травяным покровом, не только уменьшает шум, но и зрительно производит приятное впечатление.

Наиболее рентабельным видом общественного транспорта может быть монорельсовый трамвай на шинах, способный «отрываться» от рельса. Сохраняет все преимущества традиционного трамвая (экологичность, высокая провозная способность), но лишен его недостатков (прокладка выделенной полосы трамвая на шинах стоит дешевле строительства трамвайной линии такой же длины).

Названные аналоги показывают актуальность использования «зеленых» технологий в общественных перевозках. Экологический аспект может быть воплощен в применении переработанных материалов, это уменьшит стоимость строительства. Однако наряду с приемуществами общественный транспорт имеет ряд гуманитарных проблем.

 Психологическая напряженность. Толкаясь в автобусах и метро, мы лишены личного пространства, сиденья располагаются слишком близко друг к другу. Опрос пассажиров, ежедневно добирающихся на работу и обратно на общественном транспорте, показал, что из-за транспортных проблем у людей остается меньше времени на сон, они отнимают рабочее время и являются источником отрицательных эмоций. В некоторых городах почти половина респондентов заявила, что существующая транспортная система для них – дополнительный стресс [3].

Низкий уровень комфорта. Трудно войти пожилым людям, пассажирам с детьми с колясками, инвалидам-колясочникам. Нет возможности повесить сумку.

Проблемы гигиенического характера – скопление грязи в салоне, неприятные запахи. В летний сезон в общественном транспорте нехватка кислорода. В жаре очень быстро распространяется масса микробов. Высокая загрузка, порой приходится ездить в нечеловеческих условиях.

Низкий статус общественного транспорта. В нашей стране наличие личного автомобиля во многом определяет социальный статус.

В решении проблем общественного транспорта поможет только системный подход. Необходимо уделить серьезное внимание комфорту пассажиров – уменьшению вибраций, кондиционированию воздуха, эргономике кресел, расстоянию между ними. Требуется обеспечить общественный транспорт тактильными, звуковым и визуальным указателями для лиц с физическими недостатками, сделать его более доступными для всех категорий пассажиров, особенно для пожилых людей, пассажиров с маленькими детьми и детскими колясками, а также пассажиров с ограниченными физическими аозможностями. Наделение общественного транспорта развлекательными функциями, как, например, сенсорные интерфейсы, Wi-Fi интернет, разъемы для наушников, розетки в салоне, позволяющие пассажирам заряжать свои мобильные устройства прямо во время езды. Bluetooth и различные информационные табло повысят его привлекательность в глазах как традиционных групп пассажиров, так и новых групп населения. Приятные и хорошо спроектированные остановки и информационное обеспечение также способствуют привлечению пассажиров.

Привлекательный дизайн вагона может помочь убедить потенциальных пассажиров оставить свою машину и воспользоваться общественным транспортом.


Библиография

  1. Общественный транспорт: умное зеленое решение [Электронный ресурс] //omnibus.ru. – URL: http://www.omnibus.ru/uitp/uitp7/  
  2. Беспроводные элекроавтобусы Bombardier в Германии [Электронный ресурс] // novate.ru.  – URL: http://www.novate.ru/blogs/300313/22760/  
  3. Разумное дорожное движение. [Электронный ресурс] //ibm.com. – URL: http://www.ibm.com/smarterplanet/ru/ru/traffic_congestion/ideas/  
  4. Макаров, О. 10 транспортных причуд: самый экзотический транспорт / О. Макаров // Популярная механика. – 2010 – № 3.
  5. Monteiro, A. Skhy bus / A. Monteiro  // Популярная механика. – 2011 – № 10.
  6. Подвесные системы монорельсового общественного транспорта [Электронный ресурс] //ctroitexnologii.blogspot.ru. – URL: http://ctroitexnologii.blogspot.ru/2010/04/blog-post_20.html
  7.  «Зеленые» вагоны BMW для варшавского метро [Электронный ресурс] //novate.ru. – URL: http://www.novate.ru/blogs/301110/16147/  
  8. Общественный транспорт [Электронный ресурс] //rikshaivan.ru, - 2009 год. – М. URL http://www.rikshaivan.ru/perevozki/novye-vidy-gorodskogo-transporta/tram...


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017