№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Петухова Елена Андреевна

магистрант кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций.
Научный руководитель: Э.М. Глинтерник,
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна,
Институт бизнес-коммуникаций,
Санкт-Петербург, Россия, e-mail: yelena.petukhova@gmail.com

АНГЛИЙСКИЙ ПЛАКАТНЫЙ ДИЗАЙН КОНЦА XIX ВЕКА. ТВОРЧЕСТВО ДАДЛИ ХАРДИ


Ключевые слова: графический дизан, плакатный дизайн, английский плакат, Дадли Харди


История английского плакатного дизайна берет свое начало еще в 1870-е гг., практически на десятилетие позже своего главного «соперника» – Франции. В 1871 г. появляется плакат Фреда Уолкера (Walker) «Женщина в белом», еще тогда продемонстрировавший совершенно новые достижения: эффектно линеарно сработанный монохромный образ, отсутствие нарративности, но при наличии нужного для плаката сюжета – все это обозначило высокий уровень самого произведения. К тому же технические разработки, столь необходимые графическим искусствам и рекламному делу, были на самом высоком уровне. Однако существовавшее недоверие со стороны общества к этому «низкому жанру» не позволило английскому плакату продолжить свое развитие, и Франция ушла далеко вперед. В 1890-е гг. ситуация изменилась – плакатное искусство распространяется практически повсеместно и Англия становится одним из главных участников этого движения. С именами «Братья Беггарстафф» («Beggarstaff Brothers»), Джон Хассел (Hassall) и Дадли Харди (Hardy) связано его становление и лучшие образцы.

В настоящей статье мы бы хотели подробнее обратиться к творчеству Д. Харди – английского живописца, графика, работавшего на рубеже XIX – XX столетий, автора одного из самых знаменитых местных плакатов – «Гэйти Герл» («Gaiety Girl»). Целью статьи является характеристика творческой манеры мастера. В качестве примера были выбраны два его произведения. Основой для данной работы стал ряд специальных исследований, среди которых мы можем отметить два на русском языке: статью Е.С. Левитина «Английский плакат» (1978) и каталог выставки «Английский литографированный постер из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» (2009) со вступительной статьей И.А. Никифоровой.

Д. Харди – мастер, добившийся больших успехов на поприще иллюстрации и плакатного искусства, представивший знаковые для Лондона 1890-х г. рекламные образы, прежде всего известен своим сотрудничеством с различными журналами и театрами, реже с промышленными предприятиями. Авторские манера и концепция Харди представляются индивидуальными в русле английского плаката, однако, рассматривая его творчество в мировой традиции, аналогия с более известным коллегой – Ж. Шере (Cheret) кажется очевидной. Стандартная композиция, используемая художником в прославивших его образах, такова: пространство афиши занимает женская фигура, изображенная всегда динамично несколькими контрастными цветами, в верхней части листа находится название рекламируемого предмета. Схожие особенности отмечает И.А. Никифорова: «В конце XIX века Харди был одним из первых успешных художников коммерческого жанра в Британии. Забота об эстетике изображения сочеталась с достижением основной цели рекламных проектов. Он смело взялся за исполнение театральной и концертной рекламы и своими находками надолго задал афишам особый тон, ироничный, восторженный и остроумный одновременно. Источником для вдохновения ему служили работы французского мастера Жюля Шере, отмеченные характерной галльской беззаботностью и заразительной веселостью. Позы, сияющие улыбки и жесты юной героини Харди напоминали о родственной связи с парижскими сестрицами…» [2, с. 11].

Рис.1. Рекламный плакат мюзикла «Гэйти герл», 1893

В первую очередь мы рассмотрим плакат, принесший Харди известность – реклама мюзикла «Гэйти герл» (рис. 1). Источником данной постановки стала одноименная пьеса английского писателя и театрального критика Оуэна Холла (Hall). Премьера состоялась в 1893 г. и дальнейшие выступления были столь успешны, что повлекли за собой создание целого шоу, гастролировавшего не только по Англии и Европе, но и Америке. Ключевой фигурой в организации и рекламе мюзикла стал Джордж Эдвардс (Edwardes) – успешнейший лондонский театральный продюсер рубежа XIX-XX в. Его деятельность имела определяющее значение для вкусов публики того времени, направив их от бурлеска и комической оперы к мюзиклам. Скорее всего, именно Эдвардс привлек к работе над рекламными плакатами Д. Харди, поскольку отвечал за все мероприятия, связанные с продвижением данной постановки. Всего с 1893 по 1895 г. появилось три плаката. Мы рассмотрим работу 1894 г. Образ, использованный во всех трех плакатах, является схожим по композиции и выбранной автором концепции подачи рекламируемого продукта, хотя определенная эволюция все же присутствует.

Центральное пространство листа занято изображением молодой девушки в момент танца, отсутствует сюжетный фон – лишь заливка плоскости красным цветом. В верхней части – буквы с названием рекламируемого продукта. Мастер использует всего три цвета: красный, черный, белый, создавая тем самым броский и эффектный образ. В этом же триколоре выполнены и остальные плакаты для «Гэйти герл», разница лишь в раскраске представленных фигур. В нашем случае героиня одета в модное белое платье, на голове замысловатая прическа. Моделью для этой веселой смеющейся девушки стала актриса Бланш Мэсси (Massey), исполнившая центральную роль в самом мюзикле. Уже при таком рассмотрении параллели с Ж. Шере кажутся весьма явными: тиражируемый женский образ, определенная колористическая схема и в целом эмоциональный посыл и настроение главной героини отсылают нас к французскому художнику.

Однако возвращаясь к стилистическому и композиционному анализу, можно проследить серьезные и определяющие в целом отличия. Д. Харди большую роль в своих графических работах отдает линии и создаваемому ею контуру. Кроме того, у мастера цвет линии контура всегда черный. Как мы помним, Шере, наоборот, отказался от него в пользу темно-синего. Харди моделирует форму и цветовые плоскости таким образом, что графическое начало оказывается сильнее живописного, превалирующего, к примеру у Шере и его последователей – представителей разных художественных направлений. К тому же, сравнивая «графичность» Харди и Тулуз-Лотрека как приверженца линеарной традиции во Франции, мы видим, что получаются совершенно противоположные впечатления. Лондонский мастер, безусловно, следует достижениям английского дизайна, успехи которого в то время весьма впечатляют на мировом уровне. Здесь мы имеем в виду уже сложившиеся традиции Уильяма Морриса (Morris) и его «Движения искусств и ремесел», которые являются фундаментом английского модерна, а также впечатляющее состояние иллюстративной графики Англии в лице многих мастеров. Таким образом, тяготение к концепциям в области дизайна станет, на наш взгляд, первой и ключевой особенностью не только творчества Д. Харди, но и английской плакатной линии в целом. Возвращаясь к рассматриваемой работе, стоит отметить, что образ «Гэйти герл» уже в работе Харди 1895 г. станет еще более линеарным, будто предугадывая ориентиры будущего.

Рис.2. Плакат для журнала «Тудэй», 1895

Плакат для журнала «Тудэй» («Today») (рис. 2), появившийся на лондонских улицах в 1895 г., стал одним из знаковых образов своего времени и следующей крупной работой художника, хотя, по сути, он повторяет удачную концепцию «Гэйти герл». Уже известная нам композиция, хотя количество текста увеличивается, заполняя нижнюю часть листа. Фон – вновь чистый локальный цвет, который удачно усиливает эффект яркого пятна в центре. Девушка в желтом платье уже не просто двигается по направлению к зрителю, она практически парит и кажется столь счастливой и игривой, что ее появление в сером дождливом Лондоне должно было стать глотком свежего воздуха. Этот образ созвучен настроению французской «шеретки» как нельзя более близко, однако эффектная колористическая схема делает его даже интереснее и продуманнее с точки зрения плакатного дизайна. Сам журнал «Тудэй» являлся проектом известного английского писателя Джерома К. Джерома (Jerome) и хоть выпускался всего четыре года – с 1893 по 1897 – успел собрать в себе заметки множества известных публицистов.

Подводя итоги рассмотрения творчества Д. Харди, нужно в первую очередь подтвердить его определяющую роль для развития английского рекламного плаката. Как отмечалось, женский образ, созданный Харди, можно считать столь же знаковым для лондонских улиц 1890-х гг., как и «шеретку» для стен Парижа того времени. В плакатной традиции своей страны художник занимает отдельное место, а по сравнению со своим французским коллегой Ж. Шере также сохраняет индивидуальное положение, что отмечается в литературе, посвященной английскому плакату: «От сияющих колористической роскошью афиш французского мастера рекламные литографии Дадли Харди отличал подчеркнутый графизм, доведенный в некоторых случаях до пуританской сдержанности. В вопросах техники художник оставался непроницаем для обаяния своего кумира, искусно имитировавшего в литографской печати живопись или фактуру пастельного рисунка. Харди предпочел продолжить идею четкой силуэтной линии…, заполняя свободные пространства чистым локальным цветом, дополнительно работающим на подчеркнутую декоративность…» [2, с. 11]. Таким образом, выстраивая свою линию в области плакатного искусства, Дадли Харди умело и эффектно сочетает национальные традиции и модные веяния с французской стороны, бывшей, так или иначе, в авангарде.

 


Библиография

  1. Левитин, Е.С. Английский плакат / Е.С.Левитин // Творчество. – 1978. – №5. – С. 18–21.
  2. Никифорова, И.А. Английский литографированный постер из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина: каталог выставки / авт.- сост. И.А. Никифорова. – М.: Сканрус, 2009. – 271 с., ил.
  3. Barnicoat J. A concise history of posters : 1870-1970. – New York : Abrams books, 1972. – 288 p.: il.
  4. Hiatt Ch. Picture posters : a short history of the illustrated placard, with many reproductions of the most artistic examples in all countries. – L. : George Bell and sons, 1895. – 367 p.: il.
  5. Le Salon de la rue : l’affiche illustrée de 1890 à 1900 : catalogue d’exposition / éd. de M.-J. Geyer, T. Laps. – Strasbourg : Éditions des Musées de Strasbourg, 2007. – 198, p.: il.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017