№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


Бабина Елена Алексеевна

cоискатель УралГАХА.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент М.Н. Дивакова,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: zhavoronkova_e@list.ru  

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА НА ПРИМЕРАХ ЛАНДШАФТНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ


Кризис индустриальной цивилизации второй половины XX века и технологическая революция начала XXI послужили импульсом для возникновения двух основных факторов: «устойчивого развития» и «технологической цивилизации» [1, с. 50].

Современный средовой дизайн призван обеспечить функционирование системы взаимоотношений человека с природой на предметно-пространственном уровне. Особенностью настоящего времени становится ландшафтное направления в дизайне. Ландшафтный дизайн «превращается в один из факторов обеспечения экологической устойчивости среды обитания» [2, с. 18]. Ландшафтный дизайн базируется на интеграционном подходе в создании архитектурно-ландшафтных комплексов [3] (рис. 1, 2, 3, 4).

Рис. 1. Хольстебро, Дания.
Источник:
http://www.landezine.com

Рис. 2. Берлин, Германия.
Источник:
http://omyworld.ru/440

 

Рис. 3. Страсбург. Франция. [3, с. 49]

Рис. 4. Canal city Hakata. Фукуока. Япония.
[4, с. 66]

Современное понимание комфорта складывается как минимум из пяти аспектов дизайна: функционально-утилитарного, физиологического, эргономического, психоэмоционального, эстетического [1, c. 62].

Анализ мирового опыта ландшафтного дизайна городской среды позволяет выделить приемы организации зон движения и рекреации за счет выделения зеленых участков (рис. 5, 6).

Рис. 5, 6. Барселона. Испания. Характерность визуальных приемов в оформлении пешеходной части бульвара. Источник: http://www.landezine.com/index.php/2012/07/passeig-de-st-joan-boulevard-by-lola-domenech

Поиск потребительских ниш требует повышения эмоционально-эстетического уровня организации среды с учетом адресного разнообразия. В дизайне среды будущего предпологается: миниатюризация предметов, виртуальный дизайн, интерактивность формы и искусственный интеллект [1 с. 74]. Например: миниатюризация в элементах оборудования (рис 7), виртуальность дизайна в искусстве инсталляции (рис.8), интерактивность средовых объектов (рис. 9), искусственный интеллект выражается в интерактивности, технологичности среды, новом уровне взаимодействия человека с предметным миром (рис. 10).

Рис. 7. Штутгарт. Германия. Миниатюризация, индивидуализация в дизайне скамеек. Источник: http://piran-pm.livejournal.com/110233.html

Рис. 8. Париж. Франция. Причастность к миру образов. Источник: http://www.boredpanda.com/3d-projections-on-trees-clement-briend/

Рис. 9. Куала Лумпур. Малайзия. Реагирование средовых объектов на внешние факторы Источник: http://www.djournal.com.ua/?p=2437

Рис. 10. Нант. Франция. Взаимодействие человека с предметным миром на уровне «диалога». Источник: http://www.greendiary.com

 В ландшафтном дизайне комфорт связывается с определенными ограничениями, волевым упорством для создания новых ощущений. Ожидание, предчувствие, терпение и другие эмоциональные состояния, благодаря которым человек испытывает радость от контакта с вещью или человеком, влияют на формироваие его морально-нравственной основы. К счастью, к числу составляющих основу взаимодействия современного дизайна, общества и потребителя относится и эмоционально-духовный аспект, описываемый как потребность в культурном и духовном совершенствовании. По словам Михайлова, «многомерный» или «эстетический» человек постиндустриальной эпохи, высокоинтеллектуальный и духовно богатый, подразумевает и качественно новую окружающую его предметно-пространственную среду с иными представлениями о ее комфорте и удобстве формирующих ее компонентов. Перед дизайнером, формирующим этот предметный мир, будут выдвигаться на первый план не только задачи утилитарно-функциональные, но и эмоционально-эстетические [1, с. 57]. Задача «второй» природы как искусственного построения ландшафта с применением разнообразных материалов, в том числе и растительных, – соответствовать направленности на устойчивое развитие среды и воспроизведение определенного образа. Технологии позволяют производить зеленую массу и формировать ее как угодно в любом объеме, благодаря чему получили развитие «зеленая архитектура», геопластика, «зеленая скульптура» и другие направления и приемы (рис. 11, 12).

Рис. 11. Сингапур. Технология «зеленых стен» в структуре здания школы искусств. Источник: http://inhabitat.com Рис. 12. Геопластика в ландшафтном дизайне. Источник: http://www.arhinovosti.ru

Трактовка ландшафтного дизайна как «синтез дизайна с садово-парковым искусством» перераспределяет задачи «второй» природы. Появляется возможность созерцать в городской среде пейзажные композиции или образы природы (рис. 13, 14).

Рис. 13 Лидо-ди-Езоло. Италия. Островная зона рекреации выполнена по принципам пейзажной композиции. http://www.landezine.com/index.php

Рис. 14 Энсхеде. Голландия. Композиция из каменных глыб ассиметричных форм. Источник: http://www.djournal.com.ua/?p=2652

«Вторая» природа во многом компенсирует недостатки «зеленого» каркаса города и обостряет восприятие естественного ландшафта. (рис. 15, 16)

Рис. 15,16. Портленд, Оригон. США. Организация комфортного созерцания болотного пейзажа. Образ камышовых зарослей подчеркивается ограждением характерной формы и цвета. Новый подход к проблемам территории и рекреации в жилом квартале Источник: http://www.landezine.com/index.php/2013/03/tanner-springs-park-by-atelier-dreiseitl/

Мировой опыт ландшафтного проектирования представляет огромный потенциал для создания высокого уровня комфорта и экологической устойчивости в городской среде. Задачи отечественных специалистов состоят в адаптации ландшафтных принципов относительно российского потребителя, в использовании в современном дизайне национальных и местных традиций, а также в разработке решений, способствующих поддержанию и развитию экологически сбалансированного средового окружения.


Библиография

  1. Михайлов, С.М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция): дис. ... канд. искусствоведения / С.М. Михайлов. – М., 2011.
  2. Нефедов, В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды / В.А. Нефедов. – СПб.: Полиграфист, 2002. – 295 c.
  3. Нефедов, В.А. Городской ландшафтный дизайн: учеб. пособие / В.А. Нефедов. – СПб. : Любавич, 2012. – 320 с.: ил.
  4. Canal City Hakata // The Jerde Partnership International: Visceral Reality  – Milan: L’Arca Ed., 2008. – P. 66.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017