№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Романова Елена Валерьевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат технических наук, доцент К.С. Ившин,
Удмуртский государственный университет,
Воткинск, Россия, e-mail: elena_prf@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННЫХ ШОУ-ПРОГРАММ


Ключевые слова: дизайн, шоу-программы, художественный образ


В настоящее время динамично развивается сфера различных шоу-программ. Под шоу-программами мы понимаем организацию и проведение концертов, фестивалей, конкурсов разного масштаба. К ним относятся различные музыкальные фестивали («Sensation»), конкурсы вокала и хореографии («Eurovision»). В таких мероприятиях могут быть задействованы творческие группы, специализированные преимущественно на театральных постановках, хореографии, режиссуре, сценарировании, декорировании и пр. Актуальность данной темы подиктована высокой степенью коммуникативности. Все, что выходит на суд зрителей и СМИ, должно иметь минимальный алгоритм действий и взаимосвязь действующих элементов. В организации и проведении мероприятий творческого характера необходимо учитывать все каналы представления (среда, предметные системы, визуальная продукция) для достижения цели – отразить семантическое решение мероприятия, мотивировать зрителя. Результат формирования единого художественного образа современных шоу-программ зависит от подхода и от качества выполнения.

Основная проблема состоит в том, что не всегда организаторами соблюдаются принципы единства и целостности. Для простоты восприятия и понимания это очень важно. Тематика того или иного действия должна поддерживаться в сценарии и замысле, а также в визуальном языке мероприятия (визуальная продукция, предметные системы, среда). Коммуникационная связь между данными компонентами должна быть явной, однако, к сожалению, на практике редко можно увидеть завершенный целостный продукт.

Первоначально заявляется тема, название и характер мероприятия, формируется фирменный стиль и структура. На этом этапе очень важно наладить коммуникацию со зрителем, заинтересовать его. Рассматривая известный ежегодный мировой фестиваль электронной танцевальной музыки «Sensation» ( компания ID&T), можно заметить, что, начиная с логотипа и заканчивая декорациями, всё продумано очень грамотно (рис. 1).

Рис. 1. Sensation. Реклама. Источник:  http://www.mirclipov.com

Изначально на Sensation игрался преимущественно транс и хаус, сейчас же там преобладают хаус и его «поджанры». Зрителям необходимо одеться во всё белое, Амстердам АренА оформляется соответственно. Слоган фестиваля «Будь частью ночи – оденься в белое». Фестиваль проводится ежегодно, в первую субботу июля.

Рис. 2. Sensation. Дресс-код. Источник: http://www.citysakh.ru

Основателями Sensation являются братья Майлс и Дункан Статтерхейм, которые славились своими небольшими креативными вечеринками в клубах Амстердама. Одна из таких вечеринок была объявлена ими белой. Этот эксперимент оказался более чем удачным, и слух об этих вечеринках расползся по всей Голландии. Белый дресс-код остается в силе по настоящее время (рис. 2).

12 июня 2010 года в Санкт-Петербурге Sensation представил ослепительную постановку Ocean of White. 28 гигантских фонтанов, установленных на огромном танцполе, взорвались миллионами брызг. Невероятные существа поднялись из водных глубин и тысячи людей, одетых в белое, стали символом огромного океана, на фоне которого развернулось фантастическое действо. Line-Up мероприятия: Jerome Isma-AE, Avicii, Sander Kleinenberg, Megamix, Eric Prydz, Chuckie, Matisse & Sadko.

18 июня 2011 года Sensation представил в Санкт-Петербурге новую сногсшибательную постановку Celebrate Life! Шоу, где гости впервые стали не просто зрителями, но и участниками грандиозного представления — места, где все должно «Радоваться жизни!». В центре была установлена пирамида, на которой танцевали люди, пульт диджеев был высоко вверху. Посетителям раздавали цветные перчатки желтого, зеленого и оранжевого цветов, которые светились в неоновом свете. Впервые в истории Sensation Russia была организована постановка, когда все зрители садятся на корточки, а потом одновременно подпрыгивают. Line-Up мероприятия: Mr White, Matisse & Sadko, Alexey Romeo, Fedde Le Grand, Megamix, Joris Voorn & 2000 and One, Sebastian Ingrosso, Tocadisco [1].

Конечно, стоит обратить внимание на декорации и оформление сцены. На примере фестиваля «Sensation» можно проследить связь между идеей, оформлением и действием. Несмотря на то, что фестиваль мирового масштаба и проводится в разных странах, за организаторами остается главная идея и концепция. Только оформление и костюмы меняются в зависимости от тематики шоу-программы (рис. 3).

Разрабатывая концептуальную форму концертной площадки, дизайнеры постоянно ищут и находят компромисс между традиционностью, инновационностью и индивидуальностью для сохранения целостности образа мероприятия. Действие фестиваля и рекламные носители сопровождаются визуальной информацией в форме суперграфики, плаката, фотографики, промышленной графики, электронных ресурсов. Основными характерными чертами являются зонирование, информативность, выразительность, художественная образность [2].

Рис. 3. Sensation. Оформление шоу. Источник:  http://www.radiorecord.ru

Итак, на примере фестиваля электронной танцевальной музыки «Sensation» можно выстроить аналогичную систему, но в гораздо меньшем масштабе. Так как «Sensation» фестиваль современной электронной музыки, то это предпочтительно направления техно, хаус, хип-хоп. Следовательно, упор идет на целевую аудиторию, интересующуюся данным музыкальным направлением; если программа сопровождается творческими номерами, то обязательно их соответствие направлению и стилю. Отсюда следует и подбор образа, костюмов, дресс-кода. Танцевальная площадка оформляется по заданной тематике, с учетом световых технологий и местоположения и т.д. Данный подход в организации фестиваля можно использовать в проектировании рекламных роликов, в музыкальных клипах и пр. Это требует огромной подготовки, взаимодействия, профессионализма. Также это подкрепляется визуальными коммуникациями, СМИ, PR и рекламой.


Библиография

  1. Электронные данные [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sensation.com
  2. Жердев, Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика /  Е.В. Жердев.– М.: ВНИИТЭ, 2002.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017