№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Большакова Ирина Валерьевна

магистрант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор Н.Н. Ляпцев,
Уральская госудаственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: iv_bolshakova@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ПРОСТРАНСТВ


Ключевые слова: дизайн среды, архитектурное пространство


В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в структуре идеалов и норм. Эти изменения, по мнению В. С. Степина, выступают важнейшим аспектом становления постнеклассической рациональности, которую «можно оценивать как точку роста новых ценностей и мировоззренческих ориентаций» [1, с. 295]. На смену таким постулатам классической рациональности, как простота, устойчивость, детерминированность, выдвигаются постулаты сложности, вероятности, неустойчивости, исследуются сверхсложные системы, которые со всех сторон открыты к самоорганизации.

Тенденции комплексности, усложненности и многозадачности четко прослеживаются в рамках проектной культуры. «Резкое расширение практики дизайна превратило его связь с архитектурой в наглядную реальность…» [2, с. 32] Дизайн не просто взаимодействует с архитектурой, он «захватывает» ее. «Сейчас архитектура… буквально съедена и поглощена дизайном», – утверждает А. Раппапорт в интервью журналу «Под ключ» [3].

Сегодня мы можем наблюдать синтез этих проектных направлений в образовании такого понятия, как «дизайн архитектурной среды, когда по-новому ощущается и формируется внешняя и внутренняя пространственная среда, по-новому происходит их динамическое взаимодействие» [2, c. 67]. Понятие «среда» становится своего рода связующим звеном между задачами формообразования дизайна и архитектуры. Происходит своеобразное сращивание, «перетекание» среды пространств «открытых» и «закрытых», внешних и внутренних, «стирание границ» между ними.

Однако сегодня активное слияние внутренних и внешних пространств носит в значительной степени спонтанный характер, вызывая тем самым необходимость поиска научно обоснованного механизма управления этим процессом в комплексе с решением задач художественной и планировочной организации гармоничной объемно-пространственной структуры. Выявление новых тенденций, выработка обоснованных принципов объединения внутренней и внешней среды становится одним из центральных вопросов в исследованиях дизайнеров.

Рассматривая вопрос о взаимосвязи внешних и внутренних пространств, мы должны иметь представление об их сути. Следует отметить, что эти понятия к интерьеру и экстерьеру не сводятся. Ведь «внутреннее» не всегда ограждено стенкой. «Например, человек, сидящий под деревом, тоже находится внутри какого-то пространства, и это пространство не имеет вообще экстерьера, также как городская среда – она вся внутренняя» [4]. Для того чтобы понять истинный смысл этих понятий, мы должны перейти к каким-то другим категориям. А конкретнее, принять во внимание масштабы. «Переходя из интерьера в городскую среду, мы попадаем из внутреннего во внешнее – выходя из города в ландшафт, это внешнее расширяется…» [4].

Говоря о тенденции объединения внутренней и внешней среды, мы не должны забывать о существовании кардинальных различий между ними.

Внутренние пространства обладают следующими ключевыми особенностями: ограниченность внешней оболочкой (в большинстве случаев); сомасштабность человеку, детализированность; природа не всегда включается в пространство; активное взаимодействие пространства с человеком (человека и оборудования); защищенность от погодных условий; предметное наполнение активно включается в пространство.

Внешним пространствам присущи следующие характеристики: незамкнутость; крупные масштабы; неразрывная связь с природой, включение ландшафтных компонентов; активно взаимодействуют с людьми лишь «нижние уровни пространства» (витрины, входные группы, оборудование); подверженность природно-климатическим воздействиям; мобильный, временный характер предметного наполнения.

Таким образом, можно с уверенностью считать, что при всей разнородности этих понятий их динамическое взаимодействие обусловлено не просто современными тенденциями, но изначально заложенным единством, заключенном в понятии «среда».

 Приемы объединения внешних и внутренних пространств:

1. Использование элементов, материалов, оборудования или масштаба, присущего внешнему пространству в интерьере, или наоборот. В проекте Final Wooden House (рис. 1, 2, 3) масштабы и материалы, характерные для внешней среды, использованы во внутреннем пространстве: методом «уравновешивания» достигается гармония.

Рис. 1,2,3. Final Wooden House, Япония, 2008. Sou Fujimoto Architects.
Источники: http://www.archdaily.com/7638/final-wooden-house-sou-fujimoto/ ; 
http://www.arhinovosti.ru/2009/01/12/luchshie-iz-luchshikh-dizajjn-ehvords-2009-design-awards-2009-po-versii-zhurnala-uollpejjper-wallpaper/

2. Создание промежуточного пространства. Такой прием характерен для традиционного японского дома (рис. 4,5), в котором переход от замкнутого пространства к полузамкнутому (напр., веранда) и совершенно открытому разрушает жесткую границу между интерьером и окружением.

Рис. 4,5. Традиционный японский дом. План. Внутренний двор.
Источники: http://book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz26_pril/34/template_article-ar=K21-40-k26.htm ; http://www.krasfun.ru/2010/11/yaponiya-garmoniya-prirody-garmoniya-dushi/ 

В концепциях современных японских проектировщиков этот «переход» выступает в совершенно новом качестве. Так, например, House N (рис. 6,7,8): три железобетонные оболочки, иссеченные прямоугольниками окон и дверных проемов, формируют внутри себя пространство сада и комнат, расположенных в промежутках между ними. По теории бюро мир видится похожим на комплекс вложенных структур: промежуточная зона опоясывает все пространство жилых помещений, объединяя его с окружающей средой.

Рис. 6,7,8. Жилой дом House N, Оита, Япония, 2008. Sou Fujimoto Architects.
Источник: http://www.archdaily.com/7484/house-n-sou-fujimoto/

3. Широкое применение остекленных поверхностей, когда элементы внутреннего пространства здания воспринимаются извне и становятся элементами композиции, как интерьера, так и окружающей среды. Проект прозрачного дома House NA (рис. 9, 10) четко демонстрирует этот принцип. Все элементы и переходы смешиваются и плавно перетекают друг в друга.

Рис. 9, 10. Жилой дом House NA, Токио, Япония, 2011. Sou Fujimoto Architects.
Источник: http://www.archdaily.com/230533/house-na-sou-fujimoto-architects/

4. Внедрение элементов ландшафтного дизайна (компонентов природы) во внутреннее пространство. Использование «многослойности» позволяет разместить элементы природы внутри, но под открытым небом. Здание фирмы Картье (рис. 11, 12): лаконичный «экран» из стекла и стали, расположенный на расстоянии от фасада здания создает промежуточное пространство, которое впоследствии заполняется деревьями.

Рис. 11,12. Здание фирмы Картье, Париж, Франция, 1994. Жан Нувель.
Источники: http://www.kalleswork.net/projects/seen/nouvel_cartier03b.html ; http://arhitectura-1906.ro/2011/10/crystal1-ce-au-in-comun-moet2-veuve-cliquot3-si-cartier4-fondation-cartier/

5. Разрушение четких и «ясных» границ: усложнение конфигурации плана внутреннего пространства. Проект Z 58 (рис. 13, 14) четко демонстрирует данный принцип: внешнее пространство проникает внутрь дома за счет частичного исключения внутреннего объема.

Рис. 13,14. Z 58, Шанхай, Китай, 2006. Кенго Кума. Источники: http://kkaa.co.jp/works/z58/;
http://www.egodesign.ca/fr/article_print.php?article_id=137

Вывод

Синтез внешнего и внутреннего пространства является выражением назревшей необходимости: сложная самоорганизующаяся современность породила мощные движения – от разобщенности к обретению единства, восстановив утраченную целостность окружающей нас среды.


Библиография

  1. Степин, В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения //Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб., 2009. – 672 с.
  2. Дизайн архитектурной среды: учебник для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко и др. – М.: Архитектура-С, 2006 – 504 с.: ил.
  3. Раппопорт, А.Г. Архитектура против дизайна [Электронный ресурс]: интервью доктора искусствознания и архитектурного критика А. Раппопорта // «Под ключ»: журнал о дизайне и архитектуре. – СПб., 2008. 8 окт. – URL: http://www.podkluch-spb.ru/items/arhitektura-protiv-dizaina-103/  
  4. Раппапорт, А.Г. Стиль как трансцендентное, или о том, как ныне мертвая архитектура воскреснет и спасет мир [Электронный ресурс] // Архи.ру. – URL: http://archi.ru/russia/news_ current.html?nid =44965  


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017