№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Мамаев Дмитрий Владимирович

магистрант.
Научный руководитель: преподаватель Т.А. Губарева.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: shushpo@yandex.ru

ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


Ключевые слова: информационное пространство, Интернет, информационное загрязнение


Одним из самых общедоступных и больших по объему информации источников является сеть Интернет. Современный человек так или иначе обязан взаимодействовать с данной информационной сетью, если он хочет быть в курсе, новейших тенденций в той или иной области и не хочет “выпасть” из актуального контекста профессиональной жизни.

Интернет – крайне доступный инструмент для поиска, потребления и, что очень важно, – размещения информации. Однако существует одна из отрицательных сторон Сети, о которой задумываются далеко не все пользователи. Постоянный процесс прироста информации порождает информационное загрязнение, что, в свою очередь, вызывает ряд проблем.

Первая из них – это информационное пресыщение пользователя. Люди, активно пользующиеся Сетью, потребляют большое количество различного рода информации каждый день, будь то статьи, реклама или другой визуальный контент. Очевидно, что потребляемый через Интернет траффик превышает количество информации, которая потреблялась, скажем, через печатные издания, радио и телевидение. Как известно, человеческий мозг не безграничен в своих возможностях восприятия и хранения информации и вполне естественно, что из-за невозможности воспринять такое количество, сознание человека способно ставить “блок” на восприятие чего-либо нового.

Одним из ярких примеров современного медиа поставщика, способного вызвать такого рода пресыщение, можно назвать популярную на Западе и в Европе социальную сеть Tumblr.com в основе которой лежит возможность конструировать и вести свой блог на любую тему. Среднестатистическая страница Tumblr представляет собой так называемую “бесконечную страницу”, которая состоит в основном из изображений и коротких текстовых постов, размещенных, как правило, по всей видимой площади экрана. Такие блоги являются хорошим инструментом для отслеживания трендов в разных областях, но они имеют и пагубное воздействие.

Любой среднестатистический блог содержит сотни и тысячи изображений, которые, по сути, потребляются одномоментно. Потребление такого количества визуальной информации вперемешку с текстовой попросту загрязняет сознание. Часто это происходит именно из-за отсутствия каких-либо ограничителей на потребляемый объем. Согласно исследованиям [1, с.4], потребление информации вызывает привыкание из-за выделения гормона дофамина, стимулирующего процесс поиска нового. Если учесть, что визуальная информация легче для потребления, несет в себе некую эстетику и дополнительные смыслы, то можно сказать, что привыкание к ней происходит быстрее и с большей силой, чем привыкание к текстовой информации. Таким образом, информационное пресыщение – проблема, исходящая из самых популярных и близких к пользователю проектов Сети.

Вторая проблема, которая возникает при информационном загрязнении Сети – искусственное возбуждение потребностей, так как Интернет, как и любое другое средство масс-медиа, пытается навязать пользователю не присущие ему действия или подтолкнуть его к покупке ненужной вещи. Именно благодаря своей общедоступности, Интернет является отличной площадкой для проецирования чьих-либо взглядов и мнений на общественность, для продажи какой-либо идеи, товара, услуги, а также площадкой для экспансии западной потребительской культуры, идеал которой – процесс потребления, превалирующий над традиционными ценностями.

Сеть является инструментом-раздражителем, который можно использовать как в положительных, так и в отрицательных целях, воздействуя на массовое сознание или же на сознание отдельно взятого индивида. Эта проблема вызывает множество отрицательных последствий, от ведения человеком самодеструктивного образа жизни до критического уровня массового потребления, что несет в себе другие, более глубокие проблемы, которые коснутся человечества в более долгосрочной перспективе.

Третья проблема, порождаемая информационным загрязнением, – проблема правдивости той или иной информации. Интернет – крайне доступный и простой инструмент для размещения любой информации, в Сети человек имеет возможность быть представленным своим так называемым “аватаром”, т.е. неким воплощением, которое не обязательно должно иметь что-либо общее с реальным социальным прототипом данного индивида. Человек волен задать своему сетевому “аватару” те качества, которые он сочтет нужными. Подобный процесс изменяет уровень ответственности за деятельность человека в Сети [2, c.4], если не фактически, то точно психологически. Таким образом, в Сети размещается большое количество заведомо ложной информации. Причины для этого могут быть различны, начиная с простого невежества и неосведомленности по какому-либо вопросу и заканчивая определенной целью, которую преследует пользователь или группа пользователей, размещая такую информацию в Сети.

При таком количестве отрицательных последствий от информационного загрязнения Сеть не предоставляет достаточно качественных инструментов для фильтрации информационных потоков. Вся фильтрация, как правило, сводится к отсеиванию баннерной рекламы и всплывающих окон, например известный плагин AdBlock, который, по сути, направлен только на это. Таким образом, данные проблемы нуждаются в скорейшем решении, так как Сеть, уже прочно вошедшая в жизнь почти каждого современного человека, будет только укреплять свои позиции.

Возникает вопрос – как дизайн может помочь в решении поставленных проблем? Дизайн – деятельность по решению проблем [3, с.4]. Дизайн сегодня – это не только проектирование изделия, но и создание структуры для решения какой-либо проблемы. На проблемы, поставленные в данном исследовании, можно повлиять через различные виды дизайна: промышленный, интерфейсный, графический, коммуникативный и т. д. Возможно создание некой структуры сочетанием различных видов дизайна для решения проблемы информационного загрязнения, если не прекращением и устранением самого загрязнения информационной среды, то созданием инструмента в помощь пользователю.


Библиография

  1. Уэйншенк, С. 100 Главных принципов дизайна / С. Уэйншенк. – СПб.: Питер, 2013. – 272 с.
  2. Скородумова, О.Б. Феномен “виртуальной личности” в пространстве массмедиа / О.Б. Скородумова  // Медиакультура новой России: мат-лы междунар. науч. конф. Т. 2. – М.: Академический проект, 2007. – 512 с.
  3. Папанек, В. Дизайн для реального мира/ В. Попанек.– М.: Д. Аронов, 2004. – 416 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017