№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Керова Татьяна Владимировна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Н.Н. Ляпцев.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 
Екатеринбург, Россия, e-mail: ktv1990@mail.ru

ПРИНЦИПЫ КРЕАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ


Постоянное изменение общества, ускоряющийся темп жизни, появление новых технологий предъявляют новые профессиональные требования к специалистам. По мнению современных работодателей, как показывают исследования О.С. Шкиль, креативность является одним из профессионально необходимых качеств дизайнера [4, с. 2].

Развитие креативности особенно важно для архитектурно-художественной высшей школы, так как, с одной стороны, креативная личность должна формироваться в креативном пространстве, с другой стороны, эта же личность – творец пространства – будущий дизайнер.

В связи с изложенным, актуальны выявление и систематизация принципов проектирования образовательных пространств, которые бы способствовали развитию креативности у студентов-дизайнеров.

Креативность – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняясь от традиционных схем мышления [1, с. 57].

По мнению В. Куприяновой, "креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу "если... то...". В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума" [2, с. 242].

На основании научных трудов исследователей, таких как П. Торренс, Дж. Гилфорд и других, можно выделить следующие черты креативной личности, присущие в том числе и дизайнерам:

- независимость и склонность к дивергентному поведению. Для креативов важны собственные принципы и стандарты поведения, которые зачастую не совпадают с общепринятыми.

- гибкость мышления и открытость новому. Главный враг креативного мышления – стереотипы. Умение отказаться от привычного взгляда на вещи, стремление рассматривать проблему в нестандартном ракурсе является верным путем к нахождению инновационных решений.

- мотивация самоактуализации, стремление к самовыражению и способность к творчеству. Креативность в дизайне невозможна без самовыражения и индивидуального взгляда на решение проблемы.

- способность к обнаружению, постановке и решению проблем. В дизайне, в первую очередь, актуальны целесообразность, полезность созданного продукта или предложенного решения, а не только их эстетические характеристики.

Проявление личностью креативности в дизайне имеет особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности.

Занимаясь проектированием, дизайнер, как правило, работает в условиях, ограниченных техническим заданием. Креативный процесс в дизайне достаточно сложен, так как дизайнер при проектирования находится в состоянии оценивания – насколько вырабатываемые идеи соответствуют условиям задания. Дизайнер – не свободный художник, занимающийся самовыражением, а специалист, решающий конкретные задачи, поэтому креативность дизайнера несвободна, ограничена рамками. В связи с этим дизайнерам свойственны напряженность, беспокойство в процессе работы, в то время, как "наиболее эффективно креативность проявляется в состоянии покоя и расслабленности" [1, с. 206].

Г.Н. Лола выделяет 2 типа креативного состояния у дизайнеров – погруженность и отстраненность [3, с. 61]. В состоянии погруженности происходит выработка идей, насыщение эмоциями и впечатлениями. За ним следует состояние отстраненности – спокойствие и равнодушие, благодаря которым после эмоционального насыщения и проделанной предварительной работы интуитивно приходит креативное решение. Соответственно, для креативной работы дизайнера необходимо пространство, сочетающее два типа эмоциональной атмосферы – активная, насыщенная и нейтральная, спокойная.

В процессе обучения и профессиональной деятельности для выработки максимального количества нестандартных идей в дизайне применяют методы "мозгового штурма" и синектики. Для успешной реализации этих методов важную роль играет возможность свободного, комфортного общения между участниками образовательного или трудового процесса. Поэтому пространство должно быть коммуникативным и способствовать неформальному общению. Дизайнеру необходима возможность персонализации пространства и создания индивидуальных условий. Таким образом, в пространстве должны существовать как минимум три зоны комфортного общения: зона широкого круга общения (например, группа), узкого круга общения (работа в паре, студент – преподаватель), индивидуальное пространство для самостоятельной работы.

Исходя из перечисленных качеств, свойственных креативной личности, и особенностей проявления креативности в дизайне можно выделить следующие принципы создания креативного образовательного пространства для студентов-дизайнеров (таблица).

Принципы креативного образовательного пространства для дизайнеров, возможные приемы его создания и примеры воплощения.

Принципы среды Приемы организации среды Аналоги
Неопределенность, сложность и неоднозначность
трактовок
пространства
- сложность планировочной структуры,
- возможность восприятия пространства с различных точек и ракурсов,
- нелинейная организация пространства

Рис. 1. Clemson University, Lee Hall College of Architecture.
Аrch. Thomas Phifer and Partners.
South Carolina (USA), 2011. http://www.dezeen.com

Гибкость и управляемость - возможность
трансформации
пространства в
зависимости от
вида деятельности
(черчение, рисование,
работа с компьютером, взаимодействие
с членами группы
 и преподавателем).

Рис. 2. Eegoo Offices. Аrch. "dEEP Architects",
Beijing (China), 2011. http://www.archdaily.com

Многогранность среды с точки зрения эмоционального и образного восприятия - наличие зон с различной эмоциональной окраской (активные и нейтральные)

Рис. 3. Eegoo Offices. Аrch. "dEEP Architects",
Beijing (China), 2011. http://www.archdaily.com

Низкая степень регламентации поведения - свободная планировка, сочетающая открытые и приватные зоны,
- наличие зон для
неформального общения (рекреации)

Рис. 4. Milstein Hall, Cornell University. Аrch. "ОМА", Clemson University, South Carolina (USA), 2011.
http://www.dezeen.com

Содержание образцов креативного поведения и его результатов - высокие эстетические характеристики
среды с точки
зрения дизайна,
- возможность обмена опытом между
участниками образовательного
и рабочего процесса (наличие выставочных пространств и оборудования)

Рис. 5. The Cooper Union College for the Advancement of Science and Art. Arch. T. Mayne, New York (USA), 2006.
http://archi.ru 

Высокие коммуникативные характеристики среды - связность функциональных зон (рабочих, учебных, рекреационных и т.д.),
- возможность непрерывной коммуникации между участниками образовательного и рабочего процесса

Рис. 6. Clemson University, Lee Hall College of Architecture. Арх. Thomas Phifer and Partners. Clemson University Clemson, South Carolina (USA), 2011. http://www.dezeen.com

Предметно-информационная обогащенность - широкое использование цвета, фактур, материалов

Рис. 7. Bangkok University Creative Center.
Bangkok (Tailand). Арх. "Supermachine Studio", 2011.
http://architector.ua 

 

Исходя из проведенного исследования, образ идеального креативного пространства для дизайнеров можно выразить "дом" – дом, в котором есть место для каждого, при этом все находятся в тесной связи друг с другом, а комфортная, дружелюбная обстановка позволяет сочетать различные виды деятельности, как активной, так и более спокойной, каждый день открывать для себя что-то новое, находить вдохновение и вырабатывать креативные идеи.

В итоге, проанализировав исследования современных специалистов по креативности, дизайн-образованию, проектированию, нам удалось систематизировать основные принципы креативного пространства для дизайнеров. Реализация некоторых принципов на практике доказывает их востребованность не только со стороны студентов, использующих эти пространства, но и со стороны общества, заинтересованного в дизайнерах – специалистах высокого класса.

Источники иллюстраций:

Рис. 1. Clemson University, Lee Hall College of Architecture. South Carolina (USA). Арх. Thomas Phifer and Partners, 2011 г. Lee Hall College of Architecture by Thomas Phifer and Partners / Fairs M. // Magazine "Dezeen". – London, 2013. – URL: http://www.dezeen.com

Рис. 2. Eegoo Offices. Аrch. "dEEP Architects", Beijing (China), 2011. Eegoo Offices by dEEP Architects// Architecture website "Archdaily". – 2011 г. – URL: http://www.archdaily.com

Рис. 3. Eegoo Offices. Аrch. "dEEP Architects", Beijing (China), 2011. Eegoo Offices by dEEP Architects // Architecture website "Archdaily". – 2011. – URL: http://www.archdaily.com

Рис. 4. Milstein Hall, Cornell University. Аrch. "ОМА", Clemson University Clemson, South Carolina (USA), 2011 г. Frearson А. Milstein Hall by OMA // Fairs M. // Magazine "Dezeen". – London, 2013. – URL: http://www.dezeen.com

Рис. 5. The Cooper Union College for the Advancement of Science and Art. Arch. T. Mayne, N. Y. (USA), 2006. Новый учебный корпус Колледжа Купер-Юнион// Архи.ру. – М., 2009.– URL: http://archi.ru

Рис. 6. Clemson University, Lee Hall College of Architecture. Аrch. Thomas Phifer and Partners. South Carolina (USA). 2011. Frearson А. Lee Hall College of Architecture by Thomas Phifer and Partners / Fairs M. // Magazine "Dezeen". – London, 2013. – URL: http://www.dezeen.com

Рис. 7. Bangkok University Creative Center. Bangkok (Tailand). Арх. Supermachine Studio, 2011. Сидоренко А. Паззл и зеленый стручок/ Социальный портал архитекторов и дизайнеров "Я – Архитектор". – Киев, 2011. – URL: http://architector.ua


Библиография

  1. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. –  СПб: Питер, 2012.
  2. Куприянова, В. Креативность в психологии и генетике: состояние проблемы // Креативное пространство культуры: Материалы молодежной секции Третьего Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и инновации» (Санкт-Петербург, 27–29 октября 2010 года) / Отв. редактор А.В. Ляшко. – СПб: Эйдос, 2012.
  3. Лола, Г.Н. Дизайн-код: культура креатива /Г.Н. Лола. – СПб: ЭЛМОР, 2011.
  4. Шкиль, О.С. Особенности профессиональной подготовки бакалавра дизайна в условиях компетентностного подхода [Электронный ресурс] / О.С. Шкиль  // Теория и практика общественного развития: электронный журнал. – Краснодар, 2013. – URL: http://teoria-practica.ru/ru/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017