№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Прохоренко София Владимировна

доцент.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 
Екатеринбург, Россия, e-mail: sofia-pro@mail.ru

 Мухачёва Валентина Анатольевна

доцент.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

ЦВЕТОВОЙ АНАЛИЗ И ПЛОСКОСТНОЙ ХАРАКТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АРХИТЕКТОРОВ И ДИЗАЙНЕРОВ


Ключевые слова: цветовой анализ, колористическая модель


Роль цвета всегда была одной из главных составляющих в процессе организации предметного окружения человека. В связи с этим особо важной становится роль профессионала в создании комфортной среды обитания, включая такой ее важный компонент, как колористика.

Возросшая интенсивность применения цвета в современной жизни, постоянно увеличивающееся число искусственных цветоносителей, усиливающаяся тяга к повышению цветности окружающей среды – особенности, характерные для сложившегося в области цвета положения в современном обществе. Цветовая атмосфера городского пространства отражает настроения общества, его вкусы, пристрастия, характер, темперамент. Замечено существование связи между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха, предпочитают сдержанные цвета. Цвет может изменить наше впечатление о пространстве, от выбора цветового решения зависит, будет ли наш город уютным и комфортным или наоборот, «холодным» и раздражающим.

Цвет – один из важнейших инструментов дизайнера и архитектора, которым он должен владеть при создании проектов. Цвет, как и любой элемент композиции, необходимо тщательно продумывать с позиции максимального соответствия создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основанная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это должно способствовать созданию у зрителя состояния спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности, динамики, броскости. Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании любого объекта.

В ходе изучения дисциплины «Живопись» студенты должны научиться выдвигать цветовую идею будущего произведения, разрабатывать архитектурные и дизайн-проекты с учетом общего цветового решения, анализировать и воспринимать информацию, грамотно представлять художественный замысел и транслировать его средствами цвета и цветовых гармоний.

Одно из заданий курса «Плоскостной характер изображения», в его задачи входит овладение навыками создания абстрактных полихромных плоскопространственных изображений, основанных на ассоциациях. Студент должен грамотно закомпоновать изображение в выбранном формате (миниатюра), учитывая структурно-пластическое, цветовое, сюжетно-тематическое решение всей постановки, определить главное и второстепенное, предварительно сделав ряд эскизов (линия – тон – цвет). Итогом является создание на большом формате разработанной декоративно-плоскостной композиции на основе эскизных поисков, основанных на изучении архитектурных стилей, с применением разнообразных фактур и приемов декоративной живописи.

Работа над композицией состоит из нескольких этапов.

1-й этап. Создание миниатюры натюрморта, выполненной в реалистичной манере. Компоновка в заданном формате, передача пропорций и объема, передача свето- и цвето-тональных отношений. Размер 10 х 10 см; 15 х 15 см.

Рис. 1. Первый этап курсовой работы: натюрморт.
Авторы: А. Генаев, Е. Панкратович, С. Дубровина

2-й этап. Разбор цветовой схемы натюрморта, колористический анализ и создание цветовой растяжки, оценка диапазона палитры и пропорциональных соотношений используемых цветов. Необходимо определить приоритетную гамму изображения (родственная, родственно-контрастная или контрастная) и приоритетные цвета.

Рис. 2. Второй этап курсовой работы: цветовая схема натюрморта.
Авторы: А. Генаев, Е. Панкратович, С. Дубровина

3-й этап. Выявление. Графическая структура натюрморта с использованием разной толщины линий и графических приемов. Анализ соотношений светлого и темного, их композиционных возможностей, Определение шкалы пропорционального соотношения темного и светлого, а также диапазон светлот.

Рис. 3. Третий этап курсовой работы: графическая структура натюрморта.
Авторы: А. Генаев, Е. Панкратович, С. Дубровина

4-й этап. Выбор художественного стиля на основе колористического, пластического анализа натюрморта для дальнейшего исследования. Составление краткого описания особенностей выбранного стиля, исследование его логики и закономерностей. Подбор иллюстративного материала и аналогов. Создание цветовой растяжки на основе колористического анализа выбранного архитектурного стиля, подбор наиболее характерных сочетаний цветов.

Графическая стилизация и трансформация натюрморта на основе полученных сведений о выбранном стиле, использование декоративных черт, приемов, орнаментов и ритмов стиля для получения новой композиционной модели. Стилизация позволяет выявить наиболее характерные стороны объекта и отбросить менее существенные. Трансформация представляется как средство, прием, способ изменения реальной формы предмета через преобразования: вытягивание или сжатие, округления или геометризация, увеличение или уменьшение и т. д.

Разработка нескольких вариантов графических и цветовых эскизов с применением метода стилизации к постановке, выполненной в упражнении. Главная цель – наиболее яркое раскрытие фантазии и способностей студента при неизменном изначальном рисунке композиции. Достижение наибольшей выразительности линейно-графической формы при соблюдении основных законов композиции. Студент должен научиться сознательно применять тот или иной графический прием для создания особо яркого впечатления от эскиза.

Рис. 4. Четвертый этап курсовой работы: выбор художественного стиля.
Авторы: А. Генаев, Е. Панкратович, С. Дубровина

5-й этап. На основе полученных наработок создается собственная композиция, использующая отдельные элементы и цветовые схемы реалистического натюрморта и выбранного архитектурного стиля. Размер не более формата А2. При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношение масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).

Рис. 5. Финальный этап курсовой работы: создание оригинальной композиции.
Авторы: А. Генаев, Е. Панкратович, С. Дубровина

В работе над декоративным натюрмортом студент должен ясно представлять, какие возможности декоративных решений могут быть использованы в каждом конкретном случае. Нужно разъяснить студентам, что степень декоративности может быть различной, в зависимости от поставленной задачи – от увеличения яркости цвета в живописи с сохранением полноценной трактовки пространства, до решений, где декоративный эффект может строиться на нескольких пятнах открытых цветов с полным отсутствием сложной цветовой среды. Не стоит забывать, что в основе любого декоративного решения лежит, прежде всего, тональный строй.

Одна из самых важных задач в декоративной живописи – это организация целого, отбор основных цветовых компонентов, поиск тонально-композиционной структуры, выбор общей концепции решения формы, ритмической основы, а также раскладка основных цветовых пятен.

Таким образом, работа над декоративными решениями требует ясной концепции и четкого понимания используемых приемов на каждом этапе работы. Эти навыки и знания необходимы для дальнейшей проектной деятельности в любой из выбранных специализаций дизайна и архитектуры. Автор идеи должен научиться сознательно применять тот или иной прием визуализации изображения. Это приведет к созданию благоприятного впечатления от авторской работы и даст возможность для наиболее яркого раскрытия ее содержания.

Рис. 6. Примеры планшетной подачи итоговой работы. Авторы: В. Хватова, А. Клюева

Архитектурная и дизайнерская проектная деятельность нуждается в грамотном использовании цвета, знании особенностей его восприятия, формообразующего действия, роли в создании архитектурного образа произведения и его дизайнерского оформления. Все это говорит об актуальности изучения цвета в обучении будущих дизайнеров и архитекторов.


Библиография

  1. Ефимов, A.B. Колористика города/ А.В. Ефимов. – М.: Стройиздат, 1990. – 272 с.
  2. Иттен, И. Искусство цвета; пер. с нем / И. Иттен. – М.: Изд. Д.Аронов, 2000. – 96 с.: ил.
  3. Сурина, М.О. Цвет и символ в искусстве /  М.О. Сурина. – Ростов н/Д.: Комплекс, 1998. – 258 с.: ил.
  4. Агостон, Г.Г. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Г.Г. Агостон. – М.: Мир, 1982.
  5. Ионченков, А.И. Декоративная живопись: учеб.-метод. указания [Электронный ресурс] /  ред. Масленникова С.Г. – URL: http://abc.vvsu.ru/Books/dekor_zshivop/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017