№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Томина Татьяна Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент.
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики,
Институт дизайна и декоративно-прикладного искусства,
Гатчина, Россия, e-mail: tomina1@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ


На современном этапе развития общества дизайн как проектная деятельность может рассматриваться с точки зрения методологии творческого мышления. Природа дизайна сложна, она отражает основные черты современности – динамичность, противоречивость, информационность, изменчивость, технологичность и др. Сегодня уже нельзя рассматривать дизайн только как своеобразную сферу услуг и деятельность по проектированию элементов предметной среды. Современный дизайнер – это профессионал, социально активный, имеющий сформированное проектное сознание и воображение, личность с высоким уровнем развития.

Воображение является формой человеческой психики. Оно занимает свое место между восприятием, мышлением и памятью, однако стоит отдельно от психических процессов, представляя собой особую форму отражения. При этом в процессе переработки человеком знакомых представлений и фантазий в процессе творческого поиска создаются новые образы. Творческие открытия, проявляющиеся в процессе дизайнерской деятельности, могут иметь природу инсайта, однако они могут рассматриваться и как продукты планомерной, систематической проектной деятельности, результат сформированного креативного мышления.

Как показали исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна и др., воображение не только выступает предпосылкой способности порождать новые идеи, определять новые подходы к решению проблем, умения эффективно использовать имеющиеся знания (и активно находить их), но и является важным условием творческого преобразования личности, ее саморазвития и самореализации. С помощью воображения и творческой деятельности дизайнер создает ряд материальных и духовных ценностей. Как высшая психическая функция, воображение отражает действительность, но вместе с тем предоставляет возможность мысленно выйти за пределы воспринимаемого. С помощью воображения у дизайнера возникают новые образы объектов, что приводит к появлению нового целеполагания, мысленного преобразования действительности, новых дизайнерских действий.

Известно, что воображение у людей проявляется по-разному. Развитие воображения связано с направленностью личности – ее интересами, эмоциями, восприятием. В связи с этим воображение может быть деятельностным, профессиональным – у одних в области практической деятельности технического изобретательства, у других – в области художественного, у третьих – в области научного творчества [1, c. 308]. В зависимости от характера создаваемых воображением образов различают конкретное и абстрактное воображение [1, с. 299]. Необходимо отметить такую особенность воображения, как способность сознательно преобразовывать образы в соответствии с конкретными целями, которые ставит дизайнер. Представив конечный результат своей деятельности, дизайнер ищет пути решения проблемы. Однако каким бы ни был полет фантазии дизайнера, всегда должна сохраняться связь с предметной действительностью, реальностью. Воображение – опережающее, предварительное отражение действительности.

В деятельности дизайнера воображение выполняет ряд особенных функций. Первая из них заключается в представлении образов, а затем в оперировании образами. При этом у дизайнера появляется возможность пользоваться ими, решая поставленные профессиональные задачи. Эта функция воображения непосредственно связана с мышлением.

Вторая функция связана с возможностью управлять своими воспоминаниями, восприятиями, эмоциональными состояниями. Образы, какими бы фантастическими они ни были, никогда не бывают совершенно оторванными от реальности. Обычно это продукт сочетания, компоновки известных элементов, поиск новых связей между объектами или их частями. Критерий – визуальная гармония объекта. Индивидуальные особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека, оказывают непосредственное влияние на результат деятельности. Субъективность чувств, несомненно, влияет на фантазию и воображение дизайнера, а значит, на конечный продукт его деятельности. Память помогает воспроизвести прошлый опыт, воображение – преобразовать его.

Важной функцией воображения является проектирование деятельности, создание плана действий. Воображение как мысленное преобразование действительности, несомненно, должно быть тесно связано с реальным действием, приводить к созданию конкретных продуктов деятельности. Часто дизайнеры действительно меняют устаревшие нормы (формы) и реально изменяют действительность.

Еще одна функция воображения заключается в регулировании эмоционального состояния человека. Творческие люди всегда эмоционально неустойчивы и чувствительны. Они склонны к спадам и подъемам активности. Самовыражение и самореализация, снятие напряженности, удовлетворение потребности в творческой деятельности – все это возможно в процессе активного процесса деятельности воображения. Воображение человека часто выступает как отражение его психологического состояния в конкретный момент времени. Часто продукты творчества, его содержание и форма отражают не только личность дизайнера, но и его эмоциональное состояние в момент творческого процесса. Именно с участием в творческом процессе и связана, на наш взгляд, основная функция воображения. На начальном этапе часто преобладает репродуктивное воображение, затем – творческое.

Сущность творческого воображения и его уровень определяются двумя показателями [1, с. 297]:
1) насколько воображение ограничивается рамками условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость результатов деятельности;
2) насколько высока новизна и оригинальность продукта деятельности.

Воображение, не удовлетворяющее этим условиям, к сожалению, не имеет творческой ценности, хоть и может быть фантастичным по своей сути. Таким образом, творческое воображение является необходимым компонентом и основой творческой деятельности дизайнера. В процессе творческих открытий, создания новых материальных и духовных продуктов, поиска оригинальных способов деятельности активизируется и развивается творческое мышление. Особенно способствует этому вдохновение, когда дизайнер находится в психологическом состоянии, высвобождающем подсознание от накопленных представлений, а сознательная деятельность помогает с помощью интеллектуальных операций преобразовать воображаемые образы в действительность. Опираясь на эти утверждения, можно сказать, что развитое воображение, несомненно, является одним из качеств творческой личности наряду с креативностью, эмоциональностью, впечатлительностью, широтой интересов и богатым внутренним миром, смелостью, нонконформизмом, мечтательностью и пр.


Библиография

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017