№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Зайцева Анастасия Сергеевна

магистрант.
Научный руководитель: преподаватель Н.С. Аганина.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: zaeyc@yandex.ru

 Трухина Юлия Александровна

магистрант.
Научный руководитель: преподаватель Н.С. Аганина.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

МАШИНА ВРЕМЕНИ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА


В статье рассматривается метод структурирования деятельности для организации бизнеса от графического дизайна. Проведен анализ нескольких существующих структур организации деятельности.

Ключевые слова: дизайн-бизнес, графический дизайн


«Нормальный бизнес от дизайна в России следует в своем развитии тем же путем, каким шел европейский, американский, азиатский несколькими десятилетиями раньше», – это высказывание Казарина стало поводом для вопроса: можно ли ускорить развитие дизайн-бизнеса в России? Точнее, графического дизайна. Как его из прошлого перенести в будущее? Что позволит в большем масштабе выйти на международный рынок? На наш взгляд, одна из причин неэффективности дизайн-студий в России – неоформленность системы организации деятельности для достижения продуктивности.

С точки зрения В.Ф. Сидоренко, организация практически обеспечивает регулярное воспроизведение и нормальное протекание деятельности, сохранение ее смысла и полноты, целенаправленности и целесообразности, что является непременным условием ее предметной продуктивности (эффективности и качества) [2]. Для того чтобы понять, насколько правильно построена организация, нужно рассмотреть структуру организуемой деятельности.

По В.Ф. Сидоренко, деятельность может быть представлена тремя характеристическими функциями [2]:

1. Продуктивная функция, отличающая данную деятельность от всех остальных по виду ее основного продукта, т. е. исходный материал деятельности преобразуется в ее окончательный продукт.

2. Функция, определяющая способ воспроизводства деятельности. Средствами и условиями осуществляется преобразование исходного материала в конечный продукт.

3. Организационная функция, которая характеризует способ практической реализации [2]. Определяются области выполнимости деятельности для каждого элемента, т. е. упорядочивается структура деятельности.

Представленные функции зависят друг от друга. Для осуществления продуктивной функции должна внести вклад функция воспроизводственная. Чтоб исходный материал преобразовался в конечный продукт, надо создать определенные условия и иметь средства, с помощью которых происходит преобразование. Организационная функция должна упорядочить структуру воспроизводственной функции.

Дизайн-деятельность можно рассмотреть с двух сторон: одна – это создание материального продукта, другая – создание нематериального, духовного. Мы будем выявлять нематериальный продукт уже из существующих видов дизайн-деятельности, с помощью представленных функций, характеризующих деятельность (рис.).

Рис. Сравнительный анализ систем. Выполнено А.С. Зайцевой, Ю.А. Трухиной

I. Cosiness (уют) «Наше богатство – человеческие ресурсы» [4].

Дизайн-система основывается на культурной этике японцев. Главная идея: организация является семьей. Для более эффективной деятельности во внешнем мире выстраивается эффективная внутренняя среда.

Основные принципы:

- Только совместные усилия в команде принесут пользу. Все решения задач принимаются совместно.

- Непрерывное совершенствование. Когда новый сотрудник приходит, он работает в разных видах деятельности, чтобы понять общую картину работы фирмы. И только потом выбирает для себя узкое направление. Ошибка не считается недостатком, это дополнительные знания для повышения квалификации.

- Одна фирма на всю жизнь.

- Производственное равенство между начальником и подчиненным. Начальник всегда интересуется мнением работника или спрашивает его совета.

- Стимул духовный выше, чем материальный.

В данной структуре в продуктивной функции рассматривается преобразование знаний, включенных в преобразование начинающего специалиста-дизайнера в профессионала.

Для преобразования объекта используются средства в виде духовных стимулов, таких как рейтинги, похвала и т. д. Кроме того, для преобразования создаются условия – это самомотивация и непрерывное совершенствование. Самомотивация является возможностью появления желания получать дополнительные знания, стать профессионалом. Если дизайнер не замотивирован на самосовершенствование, развитие в профессиональном плане, он будет производить одинаковые продукты, как на конвейере. Это неприемлемо для творческих организаций, которые хотят работать эффективно.

Организационная функция проявляется в выполнении условий самомотивации и непрерывного совершенствования. Выполняются они в том случае, если дизайнер работает на одной фирме всю жизнь, что позволяет накопить опыт и знания работы в конкретной студии для непрерывного совершенствования. А работа длительное время в одном коллективе создает атмосферу самомотивации.

II. Know-how (получение опыта)

Сотрудничество чаще всего происходит между двумя дизайн-студиями (компаниями), в итоге образует некий союз, где сотрудники дополняют друг друга и расширяют свои профессиональные возможности. Студии в большинстве случаев имеют неформальные отношения, их сотрудники встречаются между собой в основном для обмена опытом, получения новых знаний. Эти встречи могут происходить как при выполнении каких-либо коммерческих заказов, так и при проведении специальных семинаров.

Продуктивная функция в этой системе служит для преобразования знаний из поверхностных в более глубокие, для накопления профессионального опыта, получения новых знаний из других областей.

Условия и средства преобразования – это общение с другими специалистами, необходимое для обмена опытом.

Организационная функция в данной системе ставит рамки для выполнения условий: чтобы обмениваться опытом с другими специалистами, необходимо сотрудничество с другой организацией для коммуникации сотрудников.

III. Span (диапазон)

«Тут дело не в масштабе, а в масштабируемости» (Тай Монтаг, дизайнер) [1].

Дизайн-студия – малая группа, состоит из 2 – 5 человек, которые сотрудничают с разнопрофильными компаниями и людьми. Это позволяет брать крупные коммерческие заказы. Дизайн-студия получает заказ, генерирует идею и для дополнительных ресурсов обращается в другие компании.

Главным продуктом, инструментом в маленькой организации являются знания, навыки или опыт, которыми обладают профессионалы. Продуктивная функция – это преобразование пространственных навыков в визуальный продукт (заказ).

Воспроизводственная функция создает условия – это расширение своих технических (место для съемки, навыки режиссера и т.д.) ресурсов для реализации идеи (промежуточного продукта), которая была сгенерирована в творческом коллективе. При получении дополнительны ресурсов проявляет себя организационная функция – это привлечение дополнительных специалистов из других организаций.

Все рассмотренные деятельности и выявленные нематериальные продукты направлены на одну цель – получение дополнительных знаний. Только получение знаний происходит при разных условиях, что позволяет нам выбрать наиболее приемлемое условие, либо использовать все три условия.

Таким образом, можно рассматривать различные системы-организации, выявленные из существующих дизайн-студий, фирм, в этих системах определять материальные и нематериальные продукты и условия, при которых они выполняются. Эти преобразовывающиеся продукты, прежде всего, являются целями и смыслами организуемой деятельности. Либо самим ставить цели и рассмотреть варианты условий их преобразования. Имея множество целей, смыслов (преобразовывающихся продуктов) и такое же множество условий их преобразование, есть возможность выбрать более выгодные для своей дизайн-студии. Если создана хорошая основа для деятельности, возможна эффективная работа дизайн-студии, что дает толчок для развития бизнеса.


Библиография

  1. Сакс, Д. Будущее рекламы [Электронный ресурс]  / Д. Сакс ;  пер. А. Труссевитс.  // ADME.RU: сайт о творчестве. Реклама, дизайн, фотография, искусство. – 2012. – URL: http://www.adme.ru/articles/buduschee-reklamy-238355/
  2. Сидоренко, В.Ф. Организационное программирование дизайн-систем /  В.Ф.  Сидоренко и др. // Труды ВНИИТЭ Техническая эстетика: Проблемы и принципы организации деятельности по созданию дизайн-программ: сб. ст. – М.: НИС, 1980. – Вып. 26. – С. 11 – 42.
  3. Диксонбакси/Dixonbaxi // журнал КАК. – 2005. – №3 (35).
  4. Особенности и основные черты японского менеджмента [Электронный ресурс]  / Miuki Mikado: виртуальная Япония. – URL: http://miuki.info/2012/12/osobennosti-i-osnovnye-cherty-yaponskogo-menedzhmenta/ 
  5. Устройство бизнеса в Японии [Электронный ресурс] // Miuki Mikado: виртуальная Япония. – URL: http://miuki.info/2013/05/ustrojstvo-biznesa-v-yaponii/ 

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017