№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Гостяева Мария Андреевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин,
ФБГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: mag_008@bk.ru

 Никифорова Алена Дмитриевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

 Пиягина Елена Сергеевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

 Суслова Анна Константиновна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

 Черных Евгения Геннадьевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин,
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

ДИЗАЙН-МОДЕЛЬ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА НА РЕКЕ ТРОМ-АГАН (СУРГУТСКИЙ РАЙОН, ХМАО)


В статье представлена дизайн-концепция туристского комплекса на реке Тром-Аган и программа действий для дальнейшего построения модели предметно-пространственной среды (инфраструктуры маршрута).
 

Ключевые слова: туристский потенциал территории, туристический маршрут, дизайн-концепция, сценирование маршрута


Два года назад администрация Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвердила концепцию развития туризма в регионе до 2016 [13], главной целью которой является создание современных, эффективных и конкурентоспособных туристских маршрутов, удовлетворяющих потребностям жителей района и региона, а также иностранных граждан. В рамках данной концепции Управление культуры, молодежной политики, туризма и спорта объявило конкурс по разработке туристского маршрута на реке Тром-Аган. Идея осуществить на практике научно-исследовательский подход к организации туристической деятельности в северных регионах, который уже много лет развивается в Школе северного дизайна, послужила основной причиной для участия в конкурсе почти всего седьмого выпуска магистратуры с масштабной и экспериментальной темой – «Проект туристского комплекса на реке Тром-Аган».

Первым этапом работы над проектом стала совершенная в августе 2012 года летняя полевая экспедиция, целью которой было обследование региона (пойма реки Тром-Аган, одного из притоков Оби) для выявления туристского потенциала территории.

Второй этап исследования стал аналитическим и включал обработку полевых материалов, анализ ресурсно-факторных особенностей территории, определение социально-культурных и политико-экономических аспектов, влияющих на потребление туристского продукта, а также формулировки основной идеи маршрута. На сегодняшний день разработка дизайн-модели туристского маршрута находится на третьем – концептуальном – этапе.

В основе данной работы лежит системный подход к изучению ресурсной базы для туриндустрии Сургутского района в целом и бассейна реки Тром-Аган – в частности. Подробный предпроектный анализ включает исследование ресурсно-факторных особенностей региона с целью выявления туристского потенциала территории и дальнейший выход на направление д. Русскинская – Ермаково как территории, позволяющей раскрыть самобытность природы и коренного населения края и их взаимодействие.

В качестве единого тематического «ключа» будущего маршрута была выбрана концепция взаимодействия Природы и Человека, что во многом обусловлено наличием на данной территории уникального Русскинского музея Природы и Человека им. А.П. Ядрошникова.

В рамках проекта предполагается создание системы маршрутов, различающихся по продолжительности (однодневные, многодневные маршруты, маршруты выходного дня и т.д.), по содержанию (этнические, экстремальные и т.д.), а также различающихся в зависимости от потребителей (семейные, деловые и т.д.). На концептуальном этапе за основу был взят «средний» 7-дневный маршрут, ориентированный на широкий круг потребителей, не имеющих специальных туристических навыков и спортивной подготовки.

Целью работы является экологичный, высоконравственный и этически безупречный маршрут с «пошаговыми» сценарными действиями, с выходом на построение модели предметно-пространственной среды (инфраструктуры маршрута). Такая концепция формирования туристского предложения предполагает интегративность и многослойность. Для обеспечения максимально комфортной и безопасной деятельности туристов в экстремальных природных условиях необходимо создание комплексной организации туристского маршрута, где продуман весь процесс взаимодействия туриста с продуктом. «Важна целостность процесса проектирования: «проживание», проведение последовательно через все стадии – от дизайн-концепции до продуманной утилизации – полный цикл системы» [14].

Основным методом исследования был выбран метод дизайн-сценирования, который позволяет организовать элементы туристического маршрута в единую целостную систему. Сценарий определяет возможную последовательность действий при создании будущего туристского товара и учет специфики его потребления. Сценарный подход позволяет предопределить оптимальное распределение нагрузки и подачу впечатлений, структурировать деятельность и поведение человека в условиях природно-климатической агрессии (обилие комара, овода и мошки, резкие перепады температуры, опасность нападения диких животных и т.д.), оптимизировать процессы координации и управления на маршруте [6]. В результате использование метода дизайн-сценирования обеспечивает целостное, системное видение будущего проекта еще на стадии целеполагания и формирования концепции маршрута.

Кроме того, сценирование маршрута рассматривается «как процесс создания значимых впечатлений» [12], так как именно эмоции, индивидуальные для каждого туриста, являются финальной стадией туристского потребления. Поэтому дизайнер как «творец впечатлений» способен проектировать цепочки переживаний и создавать на маршруте эмоциональный фон высокого напряжения. Джон Хенч, главный имаджинер1 Walt Disney Corp., говорил: «Как дизайнеры мы, имаджинеры, создаем Места – регулируемые переживания, осуществляемые в тщательно структурированных средах, давая нашим гостям видеть, слышать, даже обонять, касаться и испытывать ощущение вкуса неким иным образом… Мы усиливаем воображение гостей, выводя их за рамки повседневной рутины» [2].

Туристический маршрут – это своего рода сценарий потребления. Преобразование туристского потенциала региона (ресурса) в перспективное, востребованное туристское предложение (товар) предполагает создание определенных условий на маршруте.

В связи с тем, что одной из главных составляющих туристского предложения является уникальная реликтовая культура коренного населения (ханты), туризм в данной работе рассматривается как своеобразная форма «встречи», освоения территории через взаимодействие человека (туриста) с другими культурами, средой. Значительное внимание в исследовании уделяется необходимости создания предпосылок для «диалога культур», т.е. проникновения в систему ценностей иной культуры, преодоления стереотипов и, главное, взаимного обогащения. Для полноценного диалога необходимо избежать «лобового» столкновения туриста с культурой коренного населения, другими словами, сместить акцент с поверхностной «демонстрации» на осмысленную «интерпретацию». В данном контексте на дизайн возложена важнейшая роль трансляции инокультурному потребителю этических представлений аборигенов, их картины мира и модели образа жизни.

Все наполнение маршрута изначально сфокусировано на человеке, т.е. оно призвано удовлетворять потребности туристов в отдыхе, познании, развлечении, получении новых впечатлений, оздоровлении и т.д. В связи с этим человекоориентированная система маршрута (система, все компоненты которой, взаимодействуя, направлены на удовлетворение как сознательных, так и неосознанных нужд человека) своей главной целью обязана обеспечить выживание, безопасность, комфорт для потребителя, а значит, эффективную адаптацию к экстремальным природным условиям [4]. Кроме того, каждый функциональный процесс, происходящий на маршруте, накладывает отпечаток на эмоционально-психологическое состояние туриста и его восприятие туристского товара. Все должно быть подчинено общей специфике маршрута. Следовательно, сценарий путешествия определяет формирование целостного художественного образа всего маршрута, а также предоставляет оптимальную дизайн-программу, включающую в себя безопасность человека, эмоционально-психологический комфорт и средства коммуникации [6]. Таким образом, дизайн-сценирование является объединяющим элементом в многокомпонентной системе туристского комплекса, которая также включает в себя индивидуальное снаряжение туриста, групповое оборудование, транспортную инфраструктуру и полевой лагерь для временного пребывания туристов (рис.).

Система туристического комплекса на реке Тром-Аган

Дизайн-концепция маршрута «Песни священной реки» воспроизводит в рамках одного маршрута самые примечательные (привлекательные) объекты, события и явления реки Тром-Аган, а также культуру и быт ее коренного населения. В результате, маршрут – это насыщенный «экстракт», цель которого – позволить туристам «прочувствовать» со всей глубиной и осмысленностью уникальность тром-аганской культуры и ландшафта.

Стержнем маршрута, его главной интригой является река и ее бог-покровитель Эвет-ики [11]. Являясь «путеводной звездой» для туристов, он задает эмоциональное развитие всего путешествия. Философская дизайн-концепция представляет маршрут как путешествие из прошлого (мифы, легенды, пантеон богов) в настоящее (культура, традиции, ремесла, кухня, быт ханты), а затем в будущее (мистерия «Колесо времени»). Это путешествие выстраивается на основе хантыйских мифологем, система которых отражает основные черты, специфику их идеологии, восприятия мира и принципы устройства жизни. Мифы – как основание для дизайн-концепции дают маршруту аутентичность, а непосредственная привязка к территории (реке Тром-Аган) через бога-покровителя – уникальность и неповторимость.

Структурно-тематическая композиция маршрута «7 чудес Тром-Агана» делится на три основные части с целью адаптации восприятия традиционной культуры ханты для туристов:

1) «отражение» («прошлое») – прохождение обрядов посвящения (подношения воде, огню, земле), базовые знания о территории, о пантеоне, о мировоззрении хантов

2) «погружение» («настоящее») – рассказ о частных аспектах культуры и быта хантов, о реке Тром-Аган; возможность познакомиться с «настоящим» – устройством стойбища, спецификой разделения мужских и женских занятий и т.д.

3) «возрождение» («будущее») – проводятся параллели между полученными знаниями и их ролями в современном мире; выход на понимание «космоса» и единства природы и человека.

Каждой части соответствует определенный набор тем туристического показа. Создаваемое действенно-тематическое пространство маршрута неоднородно, в нем есть усиленные зоны «демонстрации культурных и природных достопримечательностей». Во время путешествия происходят смысловые «всплески» и, наоборот, «затишья»; культура, природные явления, мифы сменяют друг друга, все эти компоненты призваны разнообразить и максимально насытить туристическую программу.

1. Первый день является своего рода «адаптацией» туристов к маршруту, они приезжают на стартовую площадку, где для них будет создана интерактивная инсталляция. Здесь туристы совершат «обряд посвящения» (очищение дымокуром под звуки бубна), познакомятся с местными духами и устроят для них обряд «поры».

2. Целью второго дня является «погружение» туристов в культуру хантов через знакомство со спецификой их восприятия мира. Насыщенная мифологическая программа включает в себя космогонические мифы, представления о Божественной триаде в хантыйском пантеоне и о разделении Вселенной на космические зоны. В завершение дня туристы примут участие в празднике Глухарки, чтобы еще сильнее погрузиться в атмосферу мифов, легенд и обрядов хантов.

3. Главный «персонаж» на сцене третьего дня – сама река Тром-Аган. У туристов будет возможность познакомиться с топонимической легендой о реке, с ее образом в представлениях хантов и ролью в устройстве их жизненного уклада. Река как чудо – главная идея третьего дня.

4. Четвертый день посвящен культуре и быту хантов, представленных при помощи демонстрационного стойбища. В течение дня у туристов будет возможность открыть для себя новые грани «говорящей культуры» [3] хантов через окружающий предметный мир. Для всестороннего восприятия туристами уникальной культуры на стойбище будут проводиться различные мастер-классы, презентации и интерактивные познавательные программы.

5. Приключенческая программа пятого дня позволит туристам получить небольшую эмоциональную разгрузку благодаря «деятельностной части маршрута». Активная физическая нагрузка, соревнования и подвижные игры на свежем воздухе, ориентирование, рыбалка, сбор ягод и трав – все это позволит разнообразить и насытить программу маршрута новыми эмоциями и впечатлениями.

6. Мистерия «Колесо времени» – «кульминация» маршрута, центр напряжения и энергетический пик, в котором отражаются все чудеса реки Тром-Аган. Благодаря всей предшествующей программе туристы смогут не только понять все составляющие этого праздника, но и «прочувствовать» его северную магию, таинственность и сакральность.

7. Завершающий день – яркие финальные ноты в «песне о чудесах Тром-Агана».

В основе маршрута лежит детально продуманный функциональный график распределения нагрузки, задающий ритмический рисунок путешествия. Поминутный сценарий прохождения маршрута позволяет оптимизировать подачу впечатлений и внедрить на маршруте принцип «туннеля», образованного продуманностью и организованностью всего бытования туриста на маршруте, не позволяющего ему совершить некорректные действия.

Одна из важных составляющих мифологической программы маршрута –обряды, ритуалы и традиции местного хантыйского населения, но не все обряды в своем исконном виде просты, понятны и интересны людям другой культуры. «Диалог человека с природой и богами основан на священном знании – мифологии, которая непосвященным кажется набором наивных и странных сказок» [7]. Туристическая индустрия нередко именно таким образом, фрагментарно использует мифологию, подстраивая ее под собственные нужды, но это не приводит к обретению цельного видения изучаемой культуры. В действительности же «овладение мифологией сродни искусству, открывающему бескрайнее пространство жизненной философии и человеческих возможностей» [7]. В связи с этим необходимо корректно интерпретировать обрядово-ритуальные традиции коренного населения, обеспечив их привлекательность и понятность для более успешного погружения туриста в мир чужой культуры. Обряды меняют свою форму, мягко и незаметно открывая сакральное содержание зрителю, захватывают его внимание полностью и благодаря им он больше не останется равнодушным к мудрости и знаниям каждой уникальной культуры мира.

Сценарий мистерии представляет собой путешествие сквозь нижний, средний и верхний миры к Вселенскому дереву как апогею всего маршрута. После мистического финала происходит прощание с гагарой и самим путешествием. Маршрут мистерии условно повторяет маршрут по реке, только в другой плоскости: река – линия, лесная тропа превращается сначала в круг, а затем, в масштабах всего маршрута – в финальную весомую точку.

Цель мистерии – северная перезагрузка, в результате которой человеку предлагается осознать, что он часть природы и мироздания, что наша цивилизация не является доминантной. Действия мистерии замкнуты в круг, который символизирует цикличность жизни – от расцвета цивилизации до ее полного растворения в пространстве. Здесь завершается повествование истории культуры и жизни хантов, это финальная точка, самое яркое впечатление на маршруте.

Разработка маршрута предполагает создание комплексной организации условий для комфортной и безопасной туристической деятельности человека в непредсказуемых условиях Севера. Следовательно, особую важность приобретает предметное оснащение маршрута, позволяющее выстроить сложное взаимодействие туриста со средой. В результате средствами дизайна можно сделать управляемыми риск и экстремальность Севера [6].

Снаряжение туриста является одной из главных составляющих в его взаимодействии с окружающей средой. Различают личное, групповое и специальное туристическое снаряжение [9]. В данной работе все снаряжение было разделено на две группы: «на туристе» – это то, что необходимо человеку на маршруте в течение всего времени (как правило, одежда и некоторое оборудование, обеспечивающее безопасность); «на расстоянии вытянутой руки» – это оборудование, снаряжение и одежда, которые необходимы только в определенный момент и при определенных обстоятельствах. Подобное разделение позволяет освободить туриста от классической модели хранения и транспортировки необходимого снаряжения, что, в свою очередь, обеспечивает полное погружение в смысловую составляющую маршрута, в его атмосферу.

Индивидуальное снаряжение туриста в первую очередь служит оболочкой, защищающей человека от неблагоприятных внешних воздействий среды. Анализ природно-климатических факторов и степени их влияния на туриста в течение маршрута позволяет смоделировать необходимые элементы предохранения от негативных последствий. Из-за специфики водного маршрута по реке Тром-Аган определяющими факторами являются вода, ветер, гнус.

Значительную роль в разработке снаряжения играют психофизиологические особенности туриста. На примере пирамиды потребностей Маслоу можно выявить, что без обеспечения базовых потребностей в безопасности и физиологическом комфорте невозможно говорить о комфорте эмоциональном. Таким образом, исключив ошибки при проектировании снаряжения и сделав его максимально надежным, соответствующим месту пользования, можно значительно повысить уровень безопасности на маршруте.

Удовлетворив базовые потребности, необходимо обратить внимание на коммуникативную функцию снаряжения, позволяющую туристу самоидентифицировать себя в незнакомой ему среде, культуре, ведь дизайнер превращает вещь в носителя определенных социокультурных значений. Главным образом эту функцию выполняет образ снаряжения. Образ «невидимки», «тени» позволяет растворить, слить туристов с природой, предотвратить их негативное влияние на окружающую среду. Однако слияние с природой построено на контрасте с культурой хантов, в полярности традиционных и передовых технологий и материалов. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно – человека, его потребности, облик, образ жизни, и общество в целом [5].

При проектировании системы оборудования маршрута важно учесть те проблемы, которые остро стоят на данный момент в туристической индустрии: влияние окружающей среды на человека, безопасность массового туризма, а также влияние человека на окружающую среду.

Для обеспечения полной безопасности туриста на маршруте необходимо провести подробный анализ ситуации на конкретной местности, учесть все ее особенности: природные, климатические, экологические и культурные. Объект проектирования должен представлять собой не просто организованную систему безопасности туриста, а быть активной частью всего маршрута. Кроме того, помимо выполнения основных функций, оборудование должно дарить потребителю впечатление от взаимодействия с ним, что является важной составляющей любого дизайн-объекта. Решение проблемы экологического загрязнения достигается тем, что объектам придаются дополнительные ценностные смыслы (активное задействование в сценарии маршрута, сувенирная продукция и долговечные вещи многоразового использования). Подобные проектные принципы способствуют тому, что «человек не будет относиться к своей собственности как к предназначенному на выброс мусору» [10]. При проектировании группового оборудования необходимо использовать системный подход, т. е. рассматривать все объекты проектирования как часть системы «человек – оснащение – окружающая среда» [8].

На данный момент будущее проектное решение представляется в виде системы оборудования, активно задействованной на всем маршруте и частично представляющей собой сувенирный объект, который будет предоставлен туристу в конце маршрута. Все оборудование должно быть укомплектовано в некое подобие капсулы – рюкзака, обладающей рядом важнейших функций и характеристик. Этот рюкзак со всем необходимым (начиная с запасной одежды и заканчивая групповым снаряжением) турист сможет оставлять на плавсредстве в моменты, когда он ему не нужен, и с легкостью транспортировать самостоятельно, если это ему будет необходимо. Объект проектирования должен полностью отвечать факторам окружающей среды: быть влагоустойчивым, ударостойким, герметичным и т. д. Более того, система оборудования должна представлять собой интересный дизайнерский объект, который турист с радостью оставит на память после путешествия.

Транспортная функция является связующим звеном любого туристического маршрута. Во многом на комфорт потребителей влияет степень организованности и обслуживание всей системы перемещений, начиная от самой группы туристов и обслуживающего персонала, до комплексной логистики материальных и информационных ресурсов. На данном этапе проектирования предлагается разработать транспортную инфраструктуру, функционирующую в рамках маршрута. Весь путь туристической группы можно условно разделить на «статичную» часть (заезд/отъезд с начальной и конечной точек маршрута) и «динамичную» часть (сплав по реке). Для перемещения туристов на водном участке маршрута необходимо было подобрать такой вариант транспорта, который бы и отвечал географическим особенностям местности, и учитывал сценарное наполнение каждого дня.

Для эффективной работы с данными по теме проектирования был выбран принцип «фильтров». В этом случае все многообразие водных транспортных средств можно рассмотреть на их соответствие факторам среды и проектирования, сформулировав необходимые параметры отбора. Обращаясь к методологии исследования, для определения типа конструкции транспортного средства последовательно были выделены следующие разделы:

1. Регион проектирования. Данный раздел включает информацию о транспортных путях и роли рек в регионе, рельефе и других географических особенностях, существенно влияющих на дальнейшие проектирование. В случае проектирования водного транспорта следует особо выделить знания о гидрологии региона.

2. Характеристики р. Тром-Аган. Информация раздела позволяет ограничить выбор плавательных средств. Исходя из знаний о глубине реки, меженном уровне, ширине поймы и других особенностях, можно отделить не отвечающие данным условиям конструкции.

3. Данные по маршруту следования. В соответствии с классификацией российского речного регистра, проектируемое речное судно предназначено для следования по средней и малой воде (притоки рек, протоки между озерами, частные перемещения на лодках) с волнением ниже 6 баллов по шкале Бофорта.

4. Типология водных транспортных средств. В данном разделе все типы судов были проанализированы по физическим принципам поддержания и степени соответствию перечисленным ранее параметрам.

В дальнейшем для разработки инфраструктуры были выбраны глиссирующий (гидродинамический принцип Бернулли) и катамаранный многокорпусный (гидростатический принцип Архимеда) типы средств. Наиболее подходящей конструкцией для сплава туристической группы была выделена конструкция самосплавного понтона (подтип катамаранных), с дополнением глиссирующей маломерной моторной лодки. Следующим этапом проектирования транспортного средства стала разработка функционального наполнения понтона, уточнение конструкции, выделение образной составляющей и подбор рекомендуемых материалов.

Таким образом, для проектирования цельной и урегулированной транспортной функции маршрута в дальнейшем необходимо провести подробный анализ всех составляющих инфраструктуры, учитывая выделенные ранее разделы.

В заключение можно сказать, что дизайн-концепция данного туристического маршрута в целом нацелена на то, чтобы дать потребителю организованный комплекс впечатлений и эмоционального опыта, уникальных по своему характеру.

Подобное «одухотворение» туристского товара поднимет его на качественно иной уровень и позволит максимально раскрыть индивидуальность и самобытность региона, что позволит не только выявлять и сохранять, но и успешно использовать культурное и природное наследие, интерпретируя и приумножая его. Туристский товар реки Тром-Аган в «упаковке» дизайн-осмысления может приобрести большую ценность, а явление «Тром-Аганского туризма» – неповторимость и аутентичность.


 1 Имаджинер – с англ. Imagineer=imaging+engineer –  «инженер воображения»


Библиография

  1. Ахунова, А.Д. Дизайн-модель тематического туристского комплекса «Планета Югра» в системе северного туризма: дис. … магистра дизайна. Специальность 530402 – Промышленный дизайн / А.Д. Ахунова –Екатеринбург: УралГАХА, 2008
  2. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть / В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2010. – 320 с.
  3. Головнев, А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров / А.В. Головнев. – Екатеринбург: УрО РАН, 1995. – 607 с.
  4. Голыжбина, Н.А., Дизайн жизнеобеспечивающих систем в условиях экстремального туризма на Новой Земле / Н.А. Голыжбина, Ю.С. Конькова, И.С. Путилова, А.С. Уфимцева, Е.В. Шевченко // Вопросы туризмоведения. – 2012.– № 2. – Саратов: МТА, Нижневолжское отделение. – С. 90–94.
  5. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды: учеб. пособие / В.В. Ермилова. – М.: Академия, 2004. – 184 с.
  6. Конькова, Ю.С. Дизайн для условий Севера: управление риском // [Электронный ресурс]/ Ю.С. Конькова // Архитектон: известия вузов. – 2012. – №38 (Приложение). – URL: http://archvuz.ru/2012_22/91
  7. Мифологическое время. Альбом-каталог. Государственный музей Природы и Человека, Ханты-Мансийск, Том I. – М.: Эпифания, 2003
  8. Мухина, А.А. Экологический подход в формообразовании индивидуального оснащения для экстремального туризма: дис. … магистра дизайна. Специальность 530402 – Промышленный дизайн / А.А. Мухина. – Екатеринбург: УралГАХА, 2010.
  9. Панова, М.В. Системный подход в разработке принципов проектирования туристического снаряжения): дис. … магистра дизайна. Специальность 530402 – Промышленный дизайн / М.В. Панова. – Екатеринбург: УралГАХА, 2010.
  10. Папанек, В. Дизайн для реального мира / пер. с англ. – М.: Издатель Д. Аронов, 2004. – 416 с.
  11. Перевалова, Е.В., Карачаров К.Г. Река Аган и ее обитатели / Е.В. Перевалова, К.Г. Карачаров. – Екатеринбург; Нижневартовск: УрО РАН; Студия ГРАФО, 2006. – 352 с.
  12. Пресс, М., Купер, Р. Власть дизайна: Ключ к сердцу потребителя / пер. А. Н. Поплавская; науч. ред. Б. П. Буландо. – Минск: Гревцов Паблишер, 2008. – 400 c.
  13. Приказ управления культуры, молодежной политики, туризма и спорта администрации Сургутского района № 25-012-83 от 24.11.2011 г. об утверждении концепции развития туризма в Сургутском районе до 2016 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.admsr.ru/scs/guardianship/
  14. Усенюк, С.Г. Дизайн-модель транспортной системы северного туризма (на примере Западно-Сибирского региона): дис. … магистра дизайна. Специальность 530402 – Промышленный дизайн / С.Г. Усенюк. – Екатеринбург: УралГАХА, 2007.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017