№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Дизайн


 Грехова Ангелина Олеговна

магистрант.
Научный руководитель: преподаватель Н.С. Аганина.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия, e-mail: Lincha_08@mail.ru

 Полякова Юлия Владимировна

магистрант.
Научный руководитель: преподаватель Н.С. Аганина.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Екатеринбург, Россия

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ДИЗАЙНЕРСКИХ ГРУПП В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ


В статье выявляются особенности организации проектных дизайнерских групп и дается ряд рекомендаций по работе с ними в образовательных практиках. Рассматриваются механизмы формирования групп, структура, численность, роли, эффективное целеполагание, мотивационные установки и параметры оценки командной работы. Определяются границы применения командной работы и проводится параллель между актуальной ситуацией внедрения групповых практик в образовательный процесс и спецификой дизайн-проектирования, указывается на необходимость их взаимной интеграции.

Ключевые слова: графический дизайн, командная работа, дизайн-образование


Разнородность компетенций графического дизайнера сегодня достигает апогея, вплоть до того, что специалистам в этой области приходится работать над сложным, многоуровневым предметом визуальной реальности с различными сферами не только дизайна, но и технических, гуманитарных наук. В результате возникает потребность в эксперте широкого профиля, имеющего глубокую специализацию во всех сферах деятельности. Однако такой подход деструктивен ввиду непрерывной смены информационного потока: актуальность знаний и навыков имеет одну из доминантных ролей в определении эффективности специалиста.

Параллельно со становлением новой эпохи возникают новые тенденции, где все большую актуальность приобретают команды дизайнеров, в совокупности действующие как единый механизм. Подобная организация работы решает проблему не только уровня профессионализма команды как единицы деятельности, но и позволяет максимально использовать ресурсы всех участников на этапе генерации идей. Такого рода практики распространяются не только в поле творческой деятельности, но и в других сферах, вплоть до научной. Однако при организации работы творческой группы необходимо учитывать специфику мышления и взаимодействия дизайнеров.

Коммуникативный дизайн без навыков коммуникаций.

Графический дизайн постепенно осваивает новые реальности и оперирует в своей деятельности все более разнообразными средствами коммуникаций. Как правило, его деятельность определяют как «формирование образов» – передачу сообщения посредством различного рода объектов, преимущественно визуальных. Возможно ли эффективное проектирование коммуникаций без навыков самих коммуникаций?

Наряду с тотальной информатизацией и общедоступностью знаний происходит обесценивание последних; идет постепенное снижение образовательной направленности профессионального обучения и вместе с тем рост акцента на воспитательный процесс [2]. В этом смысле дизайн-образование призвано не только интегрировать все специальные знания, умения и навыки, но и формировать черты личности, необходимые для построения коммуникаций различного уровня. Однако в воспитательном процессе с психологической точки зрения наиболее эффективным будет путь самовоспитания, что возможно достичь путем трансформации индивидуального обучения в командное [1].

Рекомендации по формированию и организации работы дизайнерских групп.

Существует ряд исследований, связанных с проблематикой различных аспектов совместной деятельности, и готовые методики проведения практических занятий с помощью групповых практик. Основным акцентом в данном исследовании является выделение характерных особенностей организации проектных дизайнерских групп и приложение рекомендаций по работе с ними.

Учебное проектирование является приоритетной составляющей дизайн-образования, с его помощью осуществима беспрепятственная разработка программ для интеграции командных методик в учебный процесс. Для организации эффективной работы предлагается ряд научно-практических рекомендаций для внедрения практик на этапе обучения по специальности «Графический дизайн» с учётом потребностей и интересов будущих выпускников (рис. 1).

Рис. 1. Этапы организации командной работы, механизм формирования групп. 
Сост: А.О. Грехова, Ю.В. Полякова

1. Эффективное целеполагание

Вопросы творчества и самоуправления вносят существенный вклад в общий процесс постановки задачи и ее решения командой, поэтому для эффективной работы возможно варьирование формулировки задания от строгой, до свободной, позволяющей его интерпретировать на командном уровне. Также целеполагание должно предусматривать процесс развития личности и команды в ходе выполнения проектных задач и сохранять гибкость для возможной адаптации к меняющимся обстоятельствам. При этом необходимо наблюдение на протяжении всего процесса групповой работы для корректировки курса индивидуальных задач и устранения технических вопросов.

2. Механизмы формирования групп

2.1. Структурная композиция группы

Численность, состав и сроки существования команды зависят от: дидактических, психологических и управленческих целей преподавателя, особенностей проектной задачи, общего уровня подготовки студентов. Организация временных команд, предназначенных для выполнения разового проекта, может происходить как естественно, так и искусственно. Формировать естественным образом группу рекомендуется только при установлении контакта между её возможными членами и высоком уровне самоорганизации участников. На начальных этапах работы предпочтительно пользоваться известными методиками для искусственного распределения участников [4].

2.2. Регулирование численности команды

Творческая группа наиболее эффективна, когда количество ее членов соответствует требованиям поставленной задачи, в противном случае появляются люди, не вносящие пропорционального вклада в коллективную работу. Оптимальным считается размер, вычисляемый по формуле: 3<N<7, где N – количество участников. Возможно упрощение процесса коллективного принятия решений при спланированной нечётности состава команд.

2.3. Формирование ролевой структуры команды проектировщиков

Непредсказуемость процесса и отсутствие продуктивности работы могут стать результатом отсутствия ролевых позиций в совместной деятельности. Для определения качественного состава команды дизайнеров следует воспользоваться существующими социально-психологическими исследованиями ролевого поведения (Р. М. Белбин, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, М. Г. Ярошевский и др.), на основании которых сформулировать творческие задания. Например, взятая за основу психогеометрическая самооценка личности по методу С. Деллингер, способна интерпретировать результаты клаузуры.

Студентам предлагается творческое задание, в котором необходимо изобразить несуществующий предмет/существо/явление, которое по возможности отображало бы личность студента, а рядом его полную противоположность. После сбора результатов, идет сопоставление динамики формы рисунков с простыми геометрическими фигурами. Фигура, помещенная на первое место, определяется как основная. Она дает возможность определить черты характера и особенности поведения в различных ситуациях. Вторая фигура указывает на тип человека, взаимодействие с которым может представлять наибольшие трудности. На основе результатов по принципу совпадений преподаватель формирует творческие группы (рис. 2).

Рис. 2. Психогеометрическая самооценка личности (по методу С. Деллингер)

С учётом ориентации на социально-психологические особенности студентов-дизайнеров возможно разделение решения проектной задачи на два этапа: идейный и исполнительный, при осуществлении которых социальные роли участников будут варьироваться. При искусственном создании группы будет учитываться первый этап, где объединение происходит методом тестирования для выделения ролей (М. Г. Ярошевский); на втором этапе группы будут проявлять навыки самоорганизации.

3. Мотивационные установки

Для любой команды характерны внешние контакты с другими командами и группами. Целостная эффективность группы зависит не только от складывающихся взаимоотношений друг с другом в процессе совместной деятельности, но и от атмосферы конкуренции во внешней среде. Такую атмосферу могут спроецировать соревновательные моменты между командами со смежными задачами, а также участие студентов в конкурсах, конференциях и проектных семинарах, где результат работы будет представлен широкой аудитории [3].

4. Параметры оценки командной работы

При составлении рецензии по результатам работы необходимо учитывать практическую работу группы на всех этапах её существования, уровень ответственности и самостоятельности её участников. Критерии оценки эффективности совместной деятельности:

  • успешное взаимодействие в команде, наличие/отсутствие конфронтации;
  • продуктивная организация работы;
  • решение поставленных перед командой задач (проектный выход – детерминирующий фактор при анализе результатов работы).

В результате – единая оценка качества работы группы для всех участников.

Границы применения командной работы

Несмотря на высокую эффективность командной работы, существует ряд случаев, когда такой вариант организации может оказаться неприемлемым. В первую очередь это касается ситуаций, требующих скорого результата. В данном случае приоритеты групповой работы окажутся незначительными, так как большая часть ресурсов уйдет на установление контактов и поиск компромиссов в принятии решений. Также недостатками командной работы являются усреднение точек зрения и, возможно, исключение оптимальных вариантов, возникновение конфликтных ситуаций, неравномерное распределение обязанностей и т. п. [5].

В каких случаях рекомендуется устраивать командную работу? Наиболее эффективна команда для решения сложных задач, где присутствует неопределенность и множественность решения, когда необходима высокая самоотдача, разносторонний подход и широкий диапазон компетентностей. Таким образом, можно провести параллель между ситуацией эффективного внедрения групповых практик и спецификой дизайн-проектирования и сделать вывод об актуальности их взаимной интеграции.


Библиография

  1. Иванхова, Л.А., Кучерова А.В. Особенности дополнительной профессиональной подготовки студентов специальности «изобразительное искусство в области дизайна» / Л.А. Иванхова, А.В. Кучерова // Омский научный вестник. – 2012. – №2.
  2. Иваницкая, Е., Королев, А. Поколение сетевой замкнутости / Е. Иваницкая, А. Королев // Первое сентября. – 2000. – №1.
  3. Кутенева, И. Кому нужно дизайн-мышление? [Электронный ресурс] / И.  Кутенева // Дизайн-мышление. Design Thinking. – 2008. URL: http://irkeku.blogspot.ru/2008/09/blog-post.html 
  4. Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникации: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 350400 «Связи с общественностью» / Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.
  5. Файбушевич, С. И. Принципы и методы командной работы в управлении персоналом // Актуальные проблемы управления персоналом / Под ред. Ю. П. Платонова. – СПб.: Делком, 1997.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017