№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Ташбулатов Роман Гайзуллаевич

аспирант кафедры архитектуры и градостроительства Инженерной школы.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А.Г. Бабенко,
Дальневосточный федеральный университет,
Владивосток, Россия, e-mail: iron5tone@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ КИНОСТУДИЙ


Ключевые слова: архитетура киностудий


Являясь одной из пространственных оболочек киностудии, архитектура принимает непосредственное участие в создании кино [1]. На основании изучения характерных черт взаимодействия объемно-пространственной структуры и технологических факторов на разных исторических этапах, автор определяет периоды эволюционирования киностудий. Всего данных периодов выделено три: «формальный», «кумулятивный» и «интерактивный» (рис.1).

Рис. 1. Схема периодизации эволюции архитектуры киностудий во времени

Формальный период в эволюции архитектуры киностудий (1893 – 1920 гг.)

Появление и бурное развитие съемочной техники от фотоаппаратов до кинокамер обусловило тот факт, что для съемок понадобились здания. Так в 1893 г., в Вест-Ориндж (штат Нью-Джерси, США) Томас Эдисон создал киностудию «Black Maria» (рис. 2.). Представляла она собой сооружение, вращающееся на базе, оборудованное раздвижной крышей, чтобы следить за уровнем инсоляции. Это была первая киностудия в мире [3]. С небольшим опозданием, в 1897 г. Жорж Мельес создает на своей вилле в парижском предместье Монтрё киностудию «Ателье Поз» (павильон 7 метров в ширину и 17 метров в длину был построен по принципу театра «Робер Удэн»).

Рис. 2. Первые киностудии «Black Maria» Вест-Ориндж, Нью-Джерси, США, 1893 (слева); Ателье Поз, Монтрё, Франция,1897

Всего за 30 лет кинематографисты из разных стран  Мельес и Портер, Гриффит и Эйзенштейн  превратили «живые картинки» из новомодного аттракциона в весьма развитый вид искусства [6].

Кумулятивный период в эволюции архитектуры киностудий (1920–1980 гг.)

Продолжающийся рост научно-технического прогресса стимулировал функциональное насыщение киностудий: появляются звук, цвет, изобретение новых кинокамер и видеопленки создают вокруг себя новые структуры, реализованные в архитектуре. Киностудия уже не помещается в одном здании и для своей развернутой структуры требует обширных территорий, решающую роль начинает играть «пространственность» в композиционной организации (рис. 3).

После Первой мировой войны, в мире доминировали пять Голливудских киностудий: «Metro-Goldwyn-Mayer» (MGM), «Paramount Pictures», «20th Century Fox», «Universal Studios» и «Warner Bros. Entertainment» [7].

Рис. 3. Студия «Warner Bros» (слева), аэрофотосъемка, Бербанк, Калифорния, 1920; «Metro-Goldwyn-Mayer», аэрофотосъемка, Лос-Анджелес, 1937, США

Мировое сообщество восстанавливало силы после военных действий и значительно отставало от лидеров, то же самое происходило и после Второй мировой войны. В «кумулятивный период» складывается типичный образ киностудии, дошедший до нашего времени: планировочное ядро составляет блок съемочных павильонов; блок зданий для проведения постобработки снятого материала (постродакшен); здания общественно-деловой направленности; здания и сооружения культурно-развлекательного, рекреационного и торгового назначения; объекты хозяйственного назначения [4].

Интерактивный период в эволюции архитектуры киностудий (1980-е гг. – наши дни).

Компьютеризация и высокие технологии стали способствовать небывалому ранее уровню развития науки и техники. Диснеевский фильм «История игрушек» (1995) стал первым анимационным фильмом, созданным исключительно с помощью компьютерных технологий, прославивших компанию «Pixar» [2, с. 118]. Если в «кумулятивном периоде» была тенденция к накоплению структурных построек и их сосредоточению в одном «кинограде», то в «интерактивном» возникают тенденции к отказу или упразднению ряда объемов. Приведем современное состояние трех преуспевающих киностудий, созданных в разные периоды: «Warner Brothers» 1918, «Paramount Pictures» 1912, и «Pixar» 1986 (рис. 4).

Рис. 4. Студии «Warner Brothers», «Paramount Pictures» и «Pixar» в наши дни

При значительном различии занимаемой территории и уменьшении количества структур компании «Pixar» ничто не помешало стать наиболее успешной в коммерческом плане анимационной студией за все время существования кинематографа [5].

Анализ особенностей эволюции архитектуры киностудий позволяет сделать ряд выводов:

В начале своего появления архитектура киностудий носила «формальный» характер – имела черты ценности формы как таковой, сугубо утилитарный облик, сконцентрировавший все необходимые функции в одном здании. «Минималистичный театр, скрытый от непогоды и ловящий свет солнца» – так можно охарактеризовать архитектуру этого этапа.

В «кумулятивный период» развития развернутых в пространстве комплексов такие факторы, как близость к оживленным транспортным артериям, к городу, желательно равнинный рельеф участка, наличие собственных натурных угодий стали играть важную роль в градостроительной планировке киностудий. Все это, в конечном счете, обусловило вывод киностудий за пределы города. В это время становится актуальным создание загородных киностудий, образующих вокруг себя «киногорода» [7].

Современные киностудии стали более компактными, но мировое киносообщество еще полностью не отказалось от съемок в павильонах и на натурных площадках. Традиционные приемы все еще используются в строительстве новых киностудий: «Ciudad de la Luz» («Город Солнца», Испания, 2005), «Paris Studio» (Париж, Франция, 2012). Отличием нового периода является более продуманная архитектура генплана, переработанные традиции вкупе с новыми технологиями.


Библиография

  1. Агафонова, Н.А. Искусство кино. Этапы, стили, мастера: пособие для студентов вузов / Н.А. Агафонова. – Минск: Тесей, 2005. – 192 с.
  2. Бергер, А.А. Видеть – значить верить. Введение в зрительную коммуникацию / А.А. Бергер. – М.:Вильямс, 2005 – 138 с.
  3. BlackMaria [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/BlackMaria   
  4. Коноплёв, Б.Н. Основы фильмопроизводства: учеб. пособие для киновузов / Б.Н. Коноплёв. – М.: Искусство, 1988. – 320 с.
  5. Анимационная студия «Pixar» [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Pixar  
  6. Мосфильм [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мосфильм  
  7. История кинематографа [Электронный ресурс] //sv-scena.ru. – URL: http://sv-scena.ru/athenaeum/istoriya-kinematografa.html


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017