№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Козыренко Иван Сергеевич

студент кафедры дизайна городской среды.
Научный руководитель: доцент А.П. Иванова.
Тихоокеанский государственный университет,
Хабаровск, Россия.

КРАСНАЯ ГОТИКА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА


Ключевые слова: неоготика, готицизмы, архитектура Дальнего Востока


Задачей статьи является анализ архитектурных объектов, отмеченных «готическими» маркерами на региональном уровне, изучение географии распространения дальневосточных готицизмов. Традиционно русским национальным стилем считается классицизм, наглядно визуализирующий идею иерархичного построения общества. Любопытно, что официальный николаевский ампир (в первую очередь – К. Росси), заложивший фундамент имперскому советскому стилю, развивался параллельно придворной готике, которой, однако, так и не удалось легитимизироваться в русской культуре. Возможно, это объясняется тем, что отечественное масонство, формирующее и контролирующее культурное пространство, полностью принадлежало эстетической системе Просвещения (классицизм Львов-Леду), и у русского Gothic Revival, в отличие от европейского движения, не было мощной идеологической поддержки. Меж тем, именно готика, чья конструктивная схема идеально приспособлена для перекрытия большепролетных пространств (дебаркадеров, операционные банковских зал, пассажей, ж/д депо и пр.), должна была актуализироваться инженерами Нового времени. Однако стилизаторство пошло по пути неоклассики и beaux-arts. Тем интереснее отслеживать региональные готицизмы, вновь и вновь возникающие в дальневосточном ретроромантизме.

За основные стилистические маркеры, позволяющие идентифицировать стиль постройки (невзирая на объемно-планировочные решения и конструктивные особенности) как «условно-готический», приняты: контрфорсы, стрельчатые арки, пинакли и вимрерги, треугольные щипцовые фронтоны, преобладание ярко выраженных элементов вертикального членения над горизонтальными, краснокирпичная кладка с элементами выбеленного декора. Наличие хотя бы трех из перечисленных признаков включает объект в семантическое поле дальневосточной готики, в основе которой лежит архитектурное наследие иностранных диаспор (немцы, поляки, французы), бывших активными игроками в процессе колонизации Приморья. Наибольший интерес представляют здания костелов и особняки топ-менеджеров торговых домов («Кунст и Альберс», «ТД И. Лангелетье» и др.). Кроме того, значительное количество готицизмов индуцировано в «гарнизонную» архитектуру, которая являлась основой дальневосточного архитектурного ландшафта второй половины XIX в. Анализ этого пласта опубликован в ряде статей [1]. В данном тексте рассматривается советская готика Комсомольска-на-Амуре и неоготика, отчетливо читаемая в силуэтах точечной башенной застройки Владивостока и Хабаровска.

Комсомольская готика 1950-х гг.

Если в исторически сложившейся городской среде Владивостока и Хабаровска постройки сталинского периода имели точечный характер, то застройка Комсомольска-на-Амуре изначально планировалась цельным ансамблем. Проспект Сталина и аллея Труда являются примером градостроительных ансамблей, рассчитанных на создание величественных перспектив. Для этого города характерны фасадная «магистральная» архитектура, плоский декор, не создающий светотени (ордерные элементы заменяются пилястрами), угловые «кремлевские» башни, являющиеся яркими вертикальными акцентами на бесконечно длинных широких проспектах, создающих идеальную перспективу. По ленинградскому генплану, разработанному «Горстройпроектом», предполагалось строительство 8–10 зданий с башнями и шпилями, фиксирующими важнейшие перекрестки города и формирующими живописные перспективы. Было построено три «красных» дома, которые, одновременно ассоциировались и с новыми «сталинскими» высотками, и с кремлевскими башнями. Это Г-образные 4–5-этажные здания со схожими объемно-пространственными композициями: крылья, расходящиеся под прямым углом, объединены высоким башнеобразным объемом со сложным многоярусным завершением. Колористическое решение этих зданий – белые детали на интенсивно красном фоне – восходит к баженовским традициям. К ним же отсылают обелиски, венчающие угловые бельведеры. Первая из комсомольских высоток (пр. им. Сталина – ныне пр. Мира, 12/угол ул. Орджоникидзе – ныне ул. Бульварная) была построена в 1952 г, вторая – в 1954–1956 гг. Это здание (пр. Ленина, 21, привязка выполнена мастерской «Горпроект», возглавлял работу А. И. Куц), имеет наиболее эффектный силуэт, ассоциирующийся, благодаря зубчикам парапета и шатру, со Спасской башней. 5-этажный фасад с треугольном фронтоном неожиданно напоминает здание Московского горкома партии (Московской Думы) и является символически обобщенным образом советской столицы. Композиция здания 1955 г. (пр. им. Сталина, 43/ угол ул. Красногвардейской, привязка: «Горпроект») строится вокруг башенного объема, увенчанного дорической колоннадой, ограждающей смотровую площадку. Углы башни зафиксированы 4 пирамидальными обелисками. Три комсомольские башни являются наиболее яркими примерами дальневосточной советской готики.

Развитие вернакулярных традиций 1991–2013 гг.

В постсоветском периоде развития дальневосточной архитектуры можно выделить два витка «историзма»: первый – «брутальный» (90-е годы XX в.) являлся архитектурно-пространственным оформлением «дикого капитализма» и ознаменовался строительством пресловутых «феодальных слободок». На этом этапе оказался востребованным исторический опыт гарнизонной архитектуры в ее оборонно-замковом варианте, что символически отражало непростую обстановку «войны всех против всех». Во Владивостоке более широкое распространение получили «готицизмы»: в пригородной зоне встречаются замки с пинаклями, вимпергами, щипцовыми завершениями фронтонов и стрельчатыми окнами, украшенными витражами. В Хабаровске «новосредневековый» стиль имитировал «кирпичный купеческий», постепенно трансформируясь в «российский». В целом для раннего этапа «нового историзма» типичны грубая («топорная») деталировка и полное потворство незатейливым вкусам заказчиков. С сегодняшней точки зрения, архитектурное наследие эпохи первоначального накопления капитала представляется малоценным и курьезным; быть может, со временем мы сможем более объективно взглянуть на краснокирпичные феодальные замки 90-х г. XX в. Нулевые годы – второй, «коммерческий» виток – ознаменовались расцветом коммерческого барокко и ложного модерна. Во Владивостоке и Хабаровске помимо этих направлений широко распространилась краснокирпичная башенная застройка с шатровыми завершениями, с щипцовыми и ступенчатыми фронтонами; их многочисленные силуэты придают городскому пейзажу живописность, работая на обогащение панорам. Распространению краснокирпичной «готики» способствует дешевизна строительного материала, относительная технологическая простота (по сравнению с барочной лепниной и ордерными элементами) и стилистическая универсальность, – готика, как стиль не имеет четких идеологических коннотаций, ее семантическое поле остается размытым до сегодняшнего дня. «Готицизация» русского архитектурного ландшафта традиционно связана с ослаблением имперской парадигмы и нарастанием демократизации гражданского общества, ориентированного на европейский modus vivendi.


Библиография

  1. Иванова, А. П., Козыренко, И. С. Дальневосточная готика. Новые идеи нового века – 2012 /  А.П. Иванова, И.С. Козыренко  // Мат-лы двенадцатой междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та. Т. 1. С. 39-42;
  2. Иванова, А.П. Дальневосточная готика: диффузия медиевистских мотивов и «кирпичной» эстетики (стилистический анализ построек торговых компаний конца XIX – начала XX в.) / А.П. Иванова // Вестн. Тихоокеан. гос. ун-та. – №2(3). – 2006. – С. 215 –220;
  3. Иванова, А. П., Козыренко И. С., Ямшанов И. В. Русская готика: попытка классификации Новые идеи нового века – 2013 : мат-лы Тринадцатой междунар. науч. конф. = The new Ideas of New Century – 2013. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – Т. I. – С. 82–88.
  4. Борисова, Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века / Е.А. Борисова. – М.: Наука, 1979.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017