№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


 Федорова Екатерина Сергеевна

магистрант.
Научный руководитель: ст. преподаватель А.В. Шадрина.
Уральская государственная архитектурно-художественная академия,
Тобольск, Россия, e-mail: miss-architect@mail.ru

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСА СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ГОРОДСКОМ ТРАНЗИТНОМ ПРОСТРАНСТВЕ


Ключевые слова: ландшафтная архитектура, городское пространство,


Процесс перемещения человека в городском пространстве становится в настоящее время наиболее значимой проблемой для большинства российских городов. Актуальны не только вопросы оптимизации транспортной инфраструктуры, но и организации безопасного и комфортного движения пешеходов, гармонизации функционально-планировочной структуры. Изучение параметров комфортной городской среды остается актуальным вопросом для широкого круга исследователей. Однако в условиях непрерывной модернизации и быстрой трансформации территории возникает потребность в создании «бюджетных» проектов благоустройства улиц города.

Улица, с одной стороны, – транзитное пространство, с другой – пространство многокомпонентных социальных взаимодействий. «Если улицы города интересны на вид, интересен на вид и сам город… Если люди жалуются, что город опасен, они прежде всего имеют ввиду, что они не чувствуют себя в безопасности на его улицах», – говорит Д. Джекобс, автор книги «Жизнь и смерть больших американских городов» [1, с. 43]. Главная улица даже в небольшом городе является местом встречи практически всех групп населения, соответственно, такое пространство легко становится конфликтным.

На примере улицы С. Ремезова в Тобольске рассмотрим четыре вида конфликтов: функционально-экологический, композиционно-планировочный, социальный и экономико-правовой. Эта улица выбрана в качестве показательного для малых и средних городов примера неэффективного, конфликтного использования территории. Каждый из перечисленных конфликтов включает множество мелких диссонирующих взаимодействий, которые сами по себе не создают выраженного дискомфорта. Чтобы определить направления проектной работы с тем или иным пространством, необходимо проанализировать сумму таких взаимодействий, продуцирующих конфликтные ситуации. В противном случае получается «лживая видимость порядка, достигаемая игнорированием или подавлением порядка подлинного, который борется за свое существование и удовлетворение своих нужд» [1].

Функционально-экологический конфликт включает в себя вопросы зонирования территории, ее функционального разнообразия, озеленения и экологического состояния. Пример такого конфликта – противопоставление «человек – транспорт», которое, очевидно, должно перейти в безопасное взаимодействие при реализации проектных мероприятий.

Рис. 1. Функционально-экологический конфликт

На рис. 1. показано современное небезопасное взаимодействие различных видов перемещения по ул. С. Ремезова, экологически неблагоприятное воздействие транспорта – проблемы, подлежащие первоочередному решению.

Композиционно-планировочный конфликт характеризуется несоответствием композиционной роли того или иного элемента пространства его реальному использованию. Например, улица С. Ремезова в Тобольске и композиционно и по смыслу является одной из главных осей, ведущих в исторический центр города, однако в планировке этот элемент не выделен и не поддерживается вспомогательными композиционными включениями (оформленными скверами, пешеходными путями, знаковыми архитектурными объектами и т. п.; рис. 2).

Рис. 2. Композиционно-планировочный конфликт

Социальный конфликт подразумевает столкновение различных способов использования одного и того же пространства социальными группами с разными потребностями. Чтобы исключить возможность конфликта интересов, совсем не обязательно исключать возможность пересечения разных людей, нужно наладить их взаимодействие. Так, территория улицы С. Ремезова эстетически непривлекательна, экологически неустойчива, небезопасна в темное время суток из-за отсутствия освещения. В связи с этим пешеход выбирает другие улицы, более безопасные, проделывает путь в два раза больше, оставляя улицу С. Ремезова в распоряжении автолюбителей (рис. 3).

Рис. 3. Социальный конфликт

Экономико-правовой конфликт характеризуется несогласованным использованием соседних земельных участков, нарушением санитарных норм, низкой инвестиционной привлекательностью территорий. На примере улицы С. Ремезова хорошо виден конфликт землепользования. Фасад улицы, являющейся одной из центральных связей с Тобольским кремлем, потенциального пути передвижения туристов, формируют гаражные кооперативы, склады, ветхое жилье. Тем не менее, эта улица может стать инвестиционно-привлекательной при условии грамотного учета всех конфликтных ситуаций, что позволит решить проблемы безопасности, эстетической привлекательности и экологической устойчивости (рис. 4).

Рис. 4. Экономико-правовой конфликт

Все конфликты тесно завязаны между собой и формируют окружающую среду человека. Согласно теории разбитых окон, сформулированной Д. Уилсоном и Д. Келлингом, окружающая обстановка может провоцировать деструктивное поведение человека [3]. Вероятно, что грамотно организованная городская среда может способствовать социально ответственному поведению.


Библиография

  1. Джекобс, Д. Смерть и жизнь больших американских городов ; пер. с англ./ Д. Джекобс. – М.: Новое издательство, 2011. – 460 с.
  2. Нефедов, В.А. Городской ландшафтный дизайн / В.А. Нефедов. – М., 2012. – 320 с.
  3. Уилсон, Д., Келлинг, Д. Broken windows[Электронный ресурс] // Manhattan Institute - URL:http://www.manhattan-institute.org/pdf/_atlantic_monthly-broken_windows.pdf  
  4. Филин, В.А. Видеоэкология [Электронный ресурс] / В.А. Филин // Режим доступа – URL: http://www.videoecology.com/

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017