№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 42 - Приложение Сентябрь 2013

Архитектура


Романенко Марина Владимировна

магистрант.
Научные руководители:
ст. преп. А.В. Швец, преп. С.С. Жуйков.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет",
Екатеринбург, Россия, e-mail: Marina_1994_08@mail.ru

«КОМБИНАТОРНАЯ ДИНАМИКА» В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ


Ключевые слова: архитектурное проектирование, динамика в архитектуре, комбинаторика в архитектуре


Проблема архитектурно-художественного облика объекта (города, отдельного здание) в последнее время приобрела острый характер. Растет спрос на разработку и создание уникальных, передающих авторскую индивидуальность архитектурных объектов в среде города. Внезапные перемены привычных городских пейзажей будоражат людей. На основе этого различные организации устраивают массовые конкурсы, чтобы выбрать более удачное и неожиданное решение. Чем интереснее подход к разработке, тем необычнее архитектурное решение; отсюда, большее число заинтересовавшихся и, как следствие – положительнее влияние на состояние человека, населения.

Может быть, не обязательно в каждой форме искать сверхвыразительность, так как одним из пинципов создания архитектурного объекта зачастую выступают простота и лаконичность. Однако эта простота должна быть со своеобразным «характером и с образной составляющей, которые необходимы для равновесия» всей пространственной системы объекта. Такое равновесие возможно создать на основе использования законов динамики и комбинаторики.

Рис.1. Ритмы и способ организации объемов. Сост. М.В. Романенко

Комбинаторика и динамика – два важных современных метода композиционного моделирования архитектурной формы, влияющих на человека через архитектуру в эмоциональном плане. Влияние это может как положительным, так и отрицательным. Прежде всего, рассматривается влияние именно на подсознательном уровне, т. е. визуальная форма может влиять на настроение и поведение человека. Также не менее важна организация внутреннего пространства, которая реализуется с помощью этих же средств.

Рис. 2. Использование приемов при проектировании жилого дома. Сост. М.В. Романенко

Взаимосвязь динамики и комбинаторики представлена на примере следующих проектов: индивидуальный жилой дом «Поворот в пространстве» (рис. 3) и выставочный павильон «Головоломка» (рис. 4,5).

Индивидуальное жилое пространство – это место, где человек находится значительное время, поэтому оно должно быть наиболее комфортным. Для восприятия выставочного павильона (как общественного пространства) наиболее важно первое впечатление от его архитектурного образа, которое может «побудить» человека (именно как потребителя архитектуры) к посещению этого павильона. Также в нем должно быть организовано внутреннее пространство, которое соответствует идее и удовлетворяет потребностям уже не одного человека ( как в индивидуальном жилом доме), а массы людей.

Рис. 3. Макет индивидуального жилого дома. Авт. М.В, Романенко

В первом проекте – игра объемов. За аналог взято террасное, консольное строительство. Идея проекта: смещение этажей относительно друг друга, благодаря чему образуется игра объемов (рис. 1). Но смещение не мешает организации внутреннего пространства, удобного для проживания в доме человека (семьи) (рис. 2)  Во втором проекте – игра пространства. Выставочный павильон «Головоломка». Аналоги: кубик Рубика, «змейка», лабиринт и т.п. Головоломка (механическая головоломка) – это своего рода динамика, как в прямом смысле, так и в смысле комбинаторных процессов: человек мыслит, динамика мыслей, выстраивание алгоритмов. Это можно применить и в создании некоего пространства, которое выстраивается в запутанной на первый взгляд последовательности. Отсюда – игра пространства, вызывающая положительную реакцию. 

Рис. 4. Выставочный павильон, при проектировании которого использовался прием комбинаторики, применительно к пространству. Авт. М.В. Романенко

Рис. 5. Выставочный павильон, при проектировании которого использовался прием комбинаторики, применительно к пространству. Авт. М.В. Романенко

Одним из наиболее действенных путей, ведущих к созданию выразительного облика архитектурного произведения, которое оказывает эмоциональное воздействие на человека, может стать метод «комбинаторной динамики». «Комбинаторная динамика» – термин, предложенный автором.


Библиография

  1. Архитектурно-композиционное формообразование: учеб. пособие/ под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: Архитектон, 2000. – 366 с.
  2. Теоретические основы архитектурной комбинаторики: учеб. для вузов / Е.С. Пронин. – М.: Архитектура-С, 2004. – 232 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017