№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 44 Декабрь 2013

Эта статья в формате .pdf


История архитектуры


Гаврилова Светлана Игоревна

ведущий специалист.
ГБУК СО "Научно-производственный центр по охране и использованию
памятников истории и культуры Свердловской области",
Екатеринбург, Россия, e-mail: avolirvag@mail.ru

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ АРХИТЕКТУРЫ КАМЕНСКА-УРАЛЬСКОГО 1960-1950-х ГОДОВ НА ПРИМЕРЕ ВНОВЬ ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


УДК: 711.4
ББК: 85.118

В статье анализируются планировочные решения соцгородов Уральского алюминиевого и Синарского трубного заводов г. Каменска-Уральского, архитектурные комплексы и ансамбли, формирующие центральные части соцгородов, в решениях которых отразились направления советской архитектуры 1930–1950-х гг. и особенности местных условий и традиций. Планировочные решения соцгородов и архитектурные комплексы, формирующие их центральные части, являются ценным культурным наследием, некоторые из них были признаны памятниками архитектуры  в 2001 г. Работа по  выявлению и изучению памятников архитектуры продолжается. В 2002–2013 гг. еще несколько зданий получили статус вновь выявленных объектов культурного наследия.
 

Ключевые слова: памятники архитектуры, архитектура Каменска-Уральского, градостроительство


Публикация выполнена в рамках проекта «Выявление, атрибуция и научное документирование объектов культурного наследия (памятников архитектуры) 1930–1950-х гг. на территории Свердловской области», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (соглашение № 12-14-66007/13 от 02.07.13) и Региональным научно-техническим центром промышленности и науки Свердловской области (соглашение № РГ-36 от 22. 07. 13).

В период индустриализации в соответствии с одной из наиболее значимых и теоретически разработанных систем расселения 1930-х гг. – концепцией соцгорода по Н.А. Милютину – возведение новых промышленных комбинатов 1 вблизи поселка Каменск было обусловлено наличием удобных транспортных путей и близостью природных ресурсов: бокситов, железной руды, лесных массивов, водоемов, песка, щебня и др.

Генеральные планы новых заводов и проекты необходимых для их деятельности инженерных сооружений разрабатывались столичными проектными организациями 2 при соответствующих наркоматах и совнархозах.

Строительство Каменско-Синарского металлургического комбината (с 1934 г. – Синарского трубного завода – СинТЗ) вел «Синарстрой», до 1931 г. структурно входивший в «Востоксталь» – Государственное всесоюзное объединение металлургической, железорудной и марганцевой промышленности восточной части СССР [1, с. 22]. Проектирование промышленных сооружений осуществляли ГИПРОМЕЗ (Государственный институт по проектированию металлургических заводов, Ленинград) и ГИПРОСТАЛЬ (Государственный научно-исследовательский и проектный институт, Днепропетровск) 3.

Проект Синарского металлургического завода им. И.Д. Кабакова и соцгорода при нем был выполнен, по всей вероятности, в 1931–1932 гг. институтом ГИПРОСТАЛЬ (Днепропетровск). Соцгород расположен в границах: улицы Лесной, железнодорожных линий на Свердловск и Богданович, лесного массива с северной стороны. Главными в соцгороде планировались улицы: широтная – ул. Беляева, ведущая от жилой застройки к предзаводской площади, и меридиальная – ул. К. Маркса, соединяющая соцгород Трубный с поселком Каменск и с железнодорожной станцией «Синарская-1» 4. В проекте предусмотрено зонирование территории. С юго-восточной стороны от ул. Беляева размещен административно-общественный центр соцгорода с главной площадью, зеленой и спортивной зонами, планировочная сетка жилого массива проложена в меридиональном направлении с незначительным отклонением от северного вектора на восток.

Рис. 1. Фрагмент генплана соцгорода «Трубный» 1934 г. Из архива музея ОАО СинТЗ

Жилая застройка разбита на кварталы; ориентация всех жилых домов меридиональная, дома малоэтажные прямоугольные в плане, или скомпонованы из таких же объемов, объединенных друг с другом торцами со смещением. В кварталах расположены объекты соцкультбыта со сложными объемно-планировочными решениями. Городские пространства организованы по принципу функционалистской градостроительной эстетики с использованием строчной застройки и оформлением фасадов зданий в стилистике конструктивизма.

Вероятно, центральная часть данного проекта была переработана в 1932–1934 гг. специалистами организации «Синарстрой» (главный строитель А.И. Горшенин, начальник проектного отдела Г.К. Зирнис) 5.

Жилой комплекс был ограничен улицами Беляева (бывш. Клубная), Лесной, 3. Космодемьянской, К. Маркса, по которым проходила железнодорожная ветка, связывающая жилую зону с заводской промплощадкой и с железнодорожной станцией «Синарская-1». Железнодорожная ветка служила для подвоза стройматериалов к строящемуся жилому району. Главной улицей, как и в первоначальном проекте, являлась ул. Беляева. Но в данном проекте изменено местоположение главной площади соцгорода и парковой зоны: улица К. Маркса делила комплекс на две части: восточную (жилую) и западную (парковую). В юго-восточной части соцгорода на пересечении улиц Беляева и К. Маркса сформировалась площадь, ограниченная с юго-западной стороны зданием гостиницы для ИТР (1932–1935 гг.), с восточной – парком 6. В 1934 г. предусматривалось функциональное деление центральной части соцгорода: с южной стороны от ул. Беляева и от площади планировалась возведение кинотеатра, бани, фабрики-кухни, с северной стороны от площади – рынка, от ул. Беляева – комплекса капитальных благоустроенных жилых домов повышенной комфортности 7. Застройка предполагалась строчной: дома выходили торцевыми фасадами на ул. Беляева под углом к ней. Проект 1934 г. был реализован не в полном объеме. В 1935–1937 гг. из домов повышенной комфортности возвели только два: по ул. К. Маркса, 89 и ул. Беляева, 4, которые в 2001 были признаны памятниками архитектуры регионального значения 8.

В структуру жилой застройки соцгорода были включены здания культурно-бытового обслуживания: котельная, детский сад (в центральной части комплекса); начальная школа, школа ФЗС, ясли, больница (в северной части) [7, с. 1–6] и др., возведенные по типовым проектам.

Наиболее значимые в художественном отношении объекты в соцгороде «Трубный» и на предзаводской площади в стиле конструктивизма и советской неоклассики в 2013 г. атрибутированы Л.И. Токмениновой и С.И. Гавриловой. Статус вновь выявленных памятников архитектуры получили здания гостиницы для ИТР (1935), пожарной части (1936) и клуба Синарского трубного завода (1945).

Здание гостиницы для ИТР (1932–1935, ул. К. Маркса, 83)

Проект здания гостиницы для приезжающих на Синарский трубный завод специалистов был разработан организацией «Синарстрой» (главный строитель А.И. Горшенин, начальник проектного отдела Б.В. Коровин) 9. Здание состоит из двух четырехэтажных объемов, соединенных друг с другом торцами со смещением, со столовой на первом этаже. Это образец полифункционального общественного здания в стиле конструктивизма (аналоги – гостиница «Большой Урал», Екатеринбург, ул. Красноармейская, 1 и Дом техники, Пермь, ул. Уральская, 78) [8, с.138]

 

Рис. 2. Здание гостиницы для ИТР, 1932-1935 гг., ул. К. Маркса, 83. Фото С.И. Гавриловой

Клуб Синарского трубного завод (1945, ул. Карла Маркса, 62)

Проект клуба трубного завода в Первоуральске был переработан для соцгорода Трубный в Каменске Свердловским отделением организации «Госсоюзпроектин-Т № 4» во второй половине 1930-х – начале 1940-х гг., автор проекта – архитектор К.В. Глушков. Проект реконструкции интерьеров клуба середины 1940-х гг. разработан архитектором В.В. Емельяновым 10.

По первоначальному проекту здание предполагалось сложным в плане, состоящим из нескольких объемов: к основному прямоугольному объему с северной стороны должен был примыкать полуцилиндрический объем террасы, с восточной стороны – меньший цилиндр лестничной клетки. Терраса не была возведена. Это еще один образец общественного здания в формах конструктивизма с элементами неоклассического декоративного оформления.

Рис. 3. Клуб Синарского трубного завода, 1945 г., ул. Карла Маркса, 62. Фото Гавриловой

 Здание пожарной части (1935–1936 гг., Проезд заводской, 3)

Есть основания предполагать, что автор проекта здания – архитектор Г.А. Голубев, рабочие чертежи разрабатывал «Синарстрой» (главный строитель А.И. Горшенин, начальник проектного отдела Б.В. Коровин) 11. Здание сложное в плане, состоящее из пяти объединенных между собой объемов разной высоты, является интересным образцом промышленной архитектуры в стиле конструктивизма.

Рис. 4. Здание пожарной части, 1935 – 1936 гг., Проезд заводской, 3.
Фото из архива музея ОАО СинТЗ

В 1934 г. был выполнен проект Генерального плана УАКа 12 и рабочего поселка на 20 тыс. жителей («Монтажпроекталюминий», Ленинград) с разработкой центрального жилого квартала – «Комплекса ЦЖС».

Как правило, планировка соцгородов в 1920–1930-е гг. осуществлялась в СССР без комплексных планов развития инфраструктуры 13, а проектная численность населения постоянно менялась. Поэтому в 1934 г. Ленинградский проект соцгорода УАКа был переработан Свердловским бюро главного инженера «Уралалюминстроя» под руководством архитектора Е.Н. Короткова и инженера В.В. Жвирко на максимальное население в 27 000 человек [5, с. 32].

В этих проектах структурной единицей соцгорода УАКа (УАЗа) был видоизмененный квартал-коммуна Д.Ф. Фридмана, разработанный им в 1929 г. для Москвы. Кроме того, в планировке кварталов-коммун соцгорода УАЗа была использована упрощенная схема жилкомбинатов, применявшаяся в проектах более крупных соцгородов в Ленинграде на Автострое, Магнитогорске, Кузнецке, Ижевске и других городах. Один из таких кварталов-коммун – жилой комплекс Уралалюминий» [2, с. 138] в границах улиц Алюминиевой, Октябрьской, Исетской, Строителей – был возведен в 1934 г. по проекту архитектора Г.П. Валенкова14.

Комплекс ЦЖС (ул. Каменская, 9, Исетская, 10, Строителей, 11, Алюминиевая, ?; 1935–1937) и ряд общественных зданий и сооружений соцгорода: Дворец культуры УАЗа (ул. Алюминиевая, 2; 1947) Молодежный комплекс: Дом пионеров (ул. Каменская, 33; 1962), спортивный комплекс «Салют» (ул. Каменская, 34; 1958), железнодорожный мост через р. Исеть (ул. Гагарина; 1940) были признаны памятниками архитектуры в 2001 г.15

В 2012 г. статус вновь выявленных памятников был присвоен еще нескольким объектам: Жилому комплексу Уралалюминия (ул. Алюминиевая, 6, 8, ул. Исетская, 3, 5, 7, ул. Октябрьская, 28, 32, ул. Строителей, 21, 25; 1937–1948), ансамблю предзаводской площади (ул. Заводская, 4), жилому дому (ул. Каменская, 14; конец 1930-х гг.), Волковской плотине на р. Исеть (ул. Декабристов; 1939), зданию центральной научно-исследовательской экспериментальной лаборатории – ЦНИЭЛ (ул. Заводская, УАЗ СУАЛ ОАО СУАЛ; 1936)

В 2013 г. статус вновь выявленных памятников получили еще некоторые постройки: здание детского сада (ул. Октябрьская, 30; начало 1950-х гг.), жилой дом (ул. Бугарева, 6), Уральский Алюминиевый техникум (ул. Алюминиевая, 60; 1957).

Жилой дом (конец 1930-х гг., ул. Исетская, 14)

Проект жилого дома разработан институтом «Уралалюминий» ( начальник проектного отдела И.Р. Плакхин) по эскизам планировочных решений Московской организации «Техбетон»16. В решении здания присутствуют элементы объемного построения в стиле конструктивизма и декоративные элементы советского неоклассицизма с ренессансными мотивами.

Рис. 5. Жилой дом, конец 1930-х гг., ул. Исетская, 14. Фото И.С. Гавриловой

 Жилой дом (1946, ул. Бугарева, 6)

Проект жилого дома разработан УАС (Управление строительством Уральского алюминиевого завода). Здание является ярким образцом жилого дома, в решении которого сочетаются элементы конструктивизма – выступающие объемы лестничных клеток – и советской неоклассики с ренессансными включениями: руст, пилястры, профилированные карнизы и наличники, полочки на кронштейнах и т. п.

Рис. 6. Жилой дом, 1946 г., ул. Бугарева, 6. Фото И.С. Гавриловой

Уральский алюминиевый техникум (1957, ул. Алюминиевая, 60)

Проект Уральского алюминиевого техникума на 720 учащихся является повторением проекта Запорожского алюминиевого техникума (Н. Запорожье, Вознесенка)17. Первоначальный проект техникума разработан Харьковским отделением Горстройпроекта в 1951 г. (архитектор Латышев, главный конструктор Шарый, начальник архитектурно-строительного отдела Персова, главный инженер проекта Дейнеко)18. Повторный проект выполнен Ленинградской организацией «Гипроалюминий» в 1952 г. (главный инженер проекта Вахромеев, руководитель архитектурной мастерской Ивашев, руководитель группы Корсунская)19. Здание трехэтажное, шлакоблочное, Ш-образное в плане. Типичный образец учебного здания в стиле советского неоклассицизма.

Рис. 7. Уральский алюминиевый техникум, 1957 г., ул. Алюминиевая, 60. Фото из архива КУКМ 

В 1935–1939 гг. была возведена и смонтирована Красногорская теплоэлектроцентраль (Московское отделение «Теплоэлектропроект», главный инженер С.С. Ракита) силами Управления строительства УАЗа и КТЭЦ20. Комплекс Красногорской ТЭЦ занимает территорию прямоугольной формы в промышленной зоне Красногорского района, расположенной с южной стороны от соцгорода УАЗа. Планировочное решение промышленной зоны имеет четкую функциональную организацию. Здания и сооружения представляют собой архитектурный ансамбль в формах архитектуры авангарда.

Главное управление ТЭЦ выходит северным фасадом на небольшую предзаводскую площадь, а южным – на широкую аллею промышленной территории (главную ось комплекса). Аллея ориентирована по оси север-юг и ведет к зданию техкорпуса. По сторонам аллеи и в южной части территории комплекса размещены здания основного производства: в восточной части – угледробильные корпуса, в западной – здания главного щита управления и генераторного распределительного устройства (ГРУ). Техкорпус связан переходными галереями: с восточной стороны с котельной, с западной – со зданием главного щита управления и ГРУ.

В восточной части территории комплекса расположены вспомогательные промышленные объекты и склады: здание химводоочистки и склад реактивов ХВО, транспортная мастерская и другие. В западной части размещены социально-бытовые объекты: телефонная станция, столовая, здравпункт и др. Здания комплекса имеют сложные объемно-планировочные решения, обусловленные технологическими процессами (угледробильные корпуса, транспортная мастерская и др.), возможностями строительных технологий 1930 –1940-х гг. (монолитный железобетон), спецификой формообразования конструктивизма.

Здание Главного управления Красногорской ТЭЦ (1949, ул. Заводская, 24)

Проект здания создан Уральским отделением института «Теплоэлектропроект» (главный инженер проекта Вахромеев, инженер-строитель Виноградов)21 как образец репрезентативного административного здания в стиле советского неоклассицизма.

Рис. 8. Здание Главного управления Красногорской ТЭЦ, 1949, ул. Заводская, 24.
Фото С.И. Гавриловой

Здание Главного щита управления и ГРУ (1939, территория филиала ОАО «ТГК-9» (Красногорская ТЭЦ), ул. Заводская, 24)

Проект выполнен Уральским отделением института «Теплоэлектропроект» в 1936 г. под руководством управляющего отделом, главного инженера объекта Баллода22. Здание трехэтажное, со световым фонарем, прямоугольное в плане; стены из трепельного и глиняного кирпича, перекрытия выполнены из монолитных ребристых железобетонных плит. Оригинальный образец промышленного здания в стиле конструктивизма с оригинальным декоративным оформлением в стиле советской неоклассики.

Рис. 9. Здание Главного щита управления и ГРУ, 1939 г. Фото С.И. Гавриловой

Здание техкорпуса, 1938 (территория филиала ОАО «ТГК-9» (Красногорская ТЭЦ), ул. Заводская, 24)

Рис.10. Здание техкорпуса, 1938 г., территория филиала ОАО «ТГК-9». Фото Е.П. Шекуновой

Проект техкорпуса разработан Уральским отделением института «Теплоэлектропроект». Образец общественного здания из монолитного железобетона и кирпича в стиле конструктивизма с лаконичным оформлением фасадов декоративными элементами.

Выводы

Градостроительная структура Каменска-Уральского в 1930–1950-х гг. развивалась в русле общероссийских архитектурно-планировочных тенденций промышленных городов Уральского региона. Объективные условия: природные (рельеф местности, наличие железной руды и бокситов); географические (близость почтовых трактов и железнодорожных магистралей), и экономические (строительство металлургических заводов, эвакуация оборонных предприятий), трудовые ресурсы (появление в городе высококвалифицированных специалистов), влияние города Свердловска – сформировали индивидуальную объемно-планировочную структуру города, которая, отражая архитектурные особенности времени, сочетает их с местными особенностями и традициями.

При новых промышленных территориях вблизи поселка Каменска (с 1935 г. города Каменска), в 1930–1950-е гг. возводились селитебные зоны, архитектурные ансамбли и комплексы в русле советских архитектурно-градостроительных тенденций данного периода: функционалистической эстетики, ансамблевой застройки. Структурной единицей соцгорода УАЗа предполагались упрощенные схемы кварталов-коммун и жилкомбинатов, соцгорода СинТЗ – комплексная застройка, получившая завершение по принципам ансамблевости. Как и в Свердловске, генпланы соцгородов Каменска отражали тенденцию укрупнения архитектурно-градостроительного масштаба – расширение улиц, укрупнение кварталов, повышение этажности, увеличение объема строительных работ [12, с. 15], благоустройство улиц и площадей.

По сравнению с планировочными решениями соцгородов при крупных промышленных комбинатах каменские соцгорода имели меньший масштаб и упрощенные композиционные схемы. Из городов Свердловской области каменская архитектура этого периода более всего созвучна архитектуре Нижнего Тагила – второго по величине города в области.

Особенности типологии зданий Каменска-Уральского представлены тремя группами: типы зданий, которые функционально оставались традиционными и подверглись модернизации (госпитали-больницы, гимназии-школы); зданиями, которые трансформировались (жилые дома) и тип зданий, вновь созданных (кинотеатры, дворцы пионеров, дворцы культуры и т. п.).

Во второй половине 1930-х гг. соцгород УАЗа, в отличие от других соцгородов Урала, уже имел развитую инфраструктуру соцкультбыта. В послевоенный период (1945–1970-е гг.) Каменск-Уральский развивался как центр оборонной, а с 1949 г. – авиационной промышленности, что повлекло за собой интенсивное развитие городской инфраструктуры, и как следствие, – динамическое развитие новых типов зданий. Типология зданий г. Каменска идентична другим промышленным городам Урала, таким как Свердловск, Челябинск, Пермь. Уфа, имеющим типы зданий, присущие областным центрам,

Но в отличие от столичной и свердловской архитектуры в архитектуре Каменска-Уральского выявлено смещение по времени ряда этапов: стиль конструктивиза проявился в 1934–1935 гг., кульминация советского неоклассицизма состоялась во второй половине 1950-х гг. В каменской архитектуре можно отметить более скромную деталировку зданий, более свободную трактовку вариаций декоративных деталей; меньшее количество образцов, представляющих собой художественную ценность.


Примечания

1 В конце 1920-х – начале 1930-х гг. советскими геологами были открыты уральские бокситы; 26 мая 1932 г. Совнарком СССР принял постановление о строительстве на Урале алюминиевого комбината [10, с. 62]. 3 апреля 1931 г. по инициативе руководства Уральской области «в порядке встречного плана путем изыскания ресурсов внутри области» было принято решение областного комитета ВКП(б) о строительстве Синарского трубного комбината [3, с. 67].

2 Или филиалами соответствующих столичных организаций, например Днепропетровским филиалом Харьковской ГИПРОСТАЛИ.

3 Архив ОАО СинТЗ.

4 Улица К. Маркса в месте пересечения с ул. З. Космодемьянской меняет направление на северо-восточное.

5 Частный архив Р.П. Заварыкиной.

6 Здесь в 1935 г. установлен памятник В. И. Ленину с трибуной, деревянным зданием клуба, тиром и стадионом [7, с. 1-6].

7 В 1934 г. СНК СССР принял специальное решение "Об улучшении жилищного строительства", которое ограничивало практику возведения всякого рода облегченных типов жилищ. Постановление обязывало архитекторов и строителей проектировать и строить только капитальные дома со всеми удобствами, причем особая роль отводилась домам для специалистов (ИТР) повышенной комфортности (например, с комнатами для домработницы). Проектировались эти дома по особой программе – с квартирами увеличенных площадей, высоким уровнем комфорта и качества отделки [9, с.7].

8 Постановление правительства Свердловской области 859-ПП от 28.12.2001 г.

9 Архив ОАО СинТЗ. Фонд чертежей 1930-х гг.

10 Архив музея ОАО СинТЗ. Проект клуба Синарского трубного завода.

11 Частный архив Р.П. Заварыкиной.

12 С апреля 1934 г. …строящийся алюминиевый комбинат стал именоваться заводом (УАЗом. – С.И. Гаврилова) [11, с.16]

13 Комплексные планы развития тяготеющих к селитебным зонам: промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других [6, с. 11].

14 Вначале проект был разработан архитектором Варенковым (Валенковым. – Испр. С.И. Гавриловой), а позже южную его часть переработали» [5, с. 33].

15 Постановление правительства Свердловской области 859-ПП от 28.12.2001 г.

16 Архив УАЗ СУАЛ ОАО СУАЛ, фонд проектов организации «УАЗ. Уралалюминий» 1930–1950-х гг.

17 Архив УАЗ СУАЛ ОАО СУАЛ, фонд проектов организации «УАЗ. Уралалюминий» 1930–1950-х гг.

18 Инициалы авторов в проекте не указаны.

19 Инициалы авторов в проекте не указаны.

20 Архив ОАО «ТГК-9» (Красногорская ТЭЦ). Проектная документация.

21 Архив ОАО «ТГК-9» (Красногорская ТЭЦ). Проектная документация.

22 Архив ОАО «ТГК-9» (Красногорская ТЭЦ). Проектная документация. Инициалы автора в проекте не указаны.

 


Библиография

  1. Грамолин, А.И. Синара. Судьба и слава / А.И. Грамолин, Э.А. Коридоров. – Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2004. – 256 с.: ил.
  2. Смирнов, Л.Н. Конструктивизм в памятниках архитектуры Свердловской области / Л. Н. Смирнов. – Екатеринбург: НИИМК, 2008. – 160 с.: ил.
  3. Каменск-Уральский. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. – 160 с.
  4. Голден, Н.Ф. Главная улица / Н.Ф. Голден // Каменский заводъ. – 2003. – № 3. – С. 10–11.
  5. Колпаков, Г. П. Так начинался Красногорский район / Г. П. Колпаков // 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. : мемуары / ред. В. А. Мякотин. – Шадринск : ПО «Исеть», 1995. – 148 с.
  6. Косенкова, Ю.Л. Советское градостроительство 1920–1930-х годов: Новые исследования и материалы / сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 384 с.
  7. Кузнецова, А.В. Соцгород Трубный: архитектурный паспорт: рукопись / А.В. Кузнецова. – Каменск-Уральский, 1999. – 6 с.
  8. Баухауз на Урале. Сохранение наследия: материалылы междунар. науч. семинара, 22–24 августа 2008 г., Екатеринбург / науч. ред. Л.И. Токменинова. – Екатеринбург: Вебстер, 2010. – 154 с.
  9. Хан-Магомедов, С. О. Хрущевский утилитаризм : плюсы и минусы. Научная дискуссия, посвященная 50-летию выхода правительственного постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН) – 4 ноября 2005 года – URL: http://niitag.ru/info/doc/?89  
  10. Каменск-Уральский – город на Исети. – свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1967. – 160 с.
  11. Голден, Н.Ф. УАЗ – фронту! / Н.Ф. Голден. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010 – 152 с.: ил.
  12. Колясников, В.А. Культурное наследие как объект выражения миссии города на основных этапах его развития: пояснительная записка к проекту охранного зонирования г. Екатеринбурга: рукопись / В.А. Колясников. – 2008. – 248 с.

© С.И. Гаврилова, 2013


Статья поступила в редакцию 24.10.2013

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017