Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №1 (45) Март, 2014

Дизайн

Тарасова Оксана Петровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,

Россия, Оренбург, e-mail: talaris@mail.ru

Яньшина Майя Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»,

Россия, Оренбург, e-mail: yanshina.maiya@mail.ru

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ ДОМАШНЕЙ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУХА ОРЕНБУРГСКОЙ КОЗЫ

УДК: 746.4
Шифр научной специальности: 85.126.6

Аннотация

Обоснована необходимость расширения функций домашней одежды для женщин. Предложено использование утепляющих фрагментов из пуха оренбургской козы, обеспечивающих согревающий эффект в зонах дискомфрта (плечевой пояс, поясница и пр.). Представлены и охарактеризованы предпочтения женщин в цветовом и силуэтном решении современной домашней одежды, ее комплектности, размера зон, требующих дополнительного утепления пухом.

Ключевые слова: дизайн одежды, проектирование домашней одежды

Известно, что современная дизайнерская инноватика в решении вопросов преобразования предметного мира формируется на междисциплинарной основе в результате переноса и нестереотипной рекомбинации сведений и умений из одной области знаний или деятельности в другую. Такая постановка задач дизайн-проектирования предполагает учет комплекса взаимодополняющих факторов, касающихся как эстетического решения создаваемого объекта, так и его утилитарных, эргономических, эксплуатационных, конструкторско-технологических, экономических и прочих свойств. Вместе с тем широкое поли- и социокультурное пространство Оренбургского края, одобрительное и поощрительное отношение к сохранению национальных традиций и одежды, искусства, ремесел, народного промысла, требуют создания дизайнерского продукта, учитывающего самобытную культуру, особенности и возможности региона.

В этой связи на кафедре дизайна Оренбургского государственного университета проводятся научные исследования, касающиеся формирования современных принципов проектирования дизайн-объектов с учетом характерных региональных этнических, промысловых и др. особенностей. Одно из таких исследований посвящено изучению предпочтений различных возрастных групп региона в композиционных, стилистических, колористических решениях современного женского костюма для дома с использованием пуха оренбургской козы, обеспечивающего дополнительный согревающий эффект в зонах дискомфорта (плечи и шея, суставы, поясница и пр.). Данная одежда, по нашему мнению, наряду с традиционными защитными, утилитарными, эстетическими обладает своеобразными профилактическими свойствами, способствующими облегчению самочувствия людей, имеющих заболевания неврологического, ревматического характера или здоровых людей, подверженных простудам, воспалениям и т. п. Кроме того, такая одежда позволяет не лишать внешний вид женщины эстетической привлекательности в период обострения заболеваний, поскольку не требует дополнительного утепления груди и поясницы платком, шалью, шарфом и т. д.

Изучение поставленной проблемы проводилось в несколько этапов. В соответствии с логикой исследования на начальном этапе выявлялись ассортимент домашней одежды на потребительском рынке города Оренбурга и спрос на домашнюю одежду с профилактическими свойствами; изучались согревающие и лечебные свойства козьего пуха, а также выявлялись зоны тела, требующие дополнительного утепления; формулировались цели, задачи и рабочая гипотеза; разрабатывалась программа опытно-поисковой работы. Вторым этапом методами анкетирования, опроса, наблюдения определялись предпочтения женщин различных национальностей шести возрастных групп (на текущий момент сокращено до трех – до 29 лет, до 45 лет и до 65 лет) в комплектности домашней одежды, ее цветовой палитре, конструкции; выявлялись сущностные характеристики домашней одежды. Опытно-экспериментальной базой исследования являлись жители Оренбурга и области (Оренбургский, Шарлыкский, Тюльганский, Октябрьский, Гайский, Грачевский районы), а также население Мелеузовского района Башкортостана. Выбор базы исследования определялся тем, что в данных местностях аккумулируются разведение коз и пуховязальный промысел. На следующем этапе осуществлялись анализ, систематизация и обобщение результатов исследования; посредством изучения дизайнерского опыта, текущих тенденций моды были разработаны опытные образцы многофункциональной женской домашней одежды с дополнительными утепляющими элементами из козьего пуха. Далее дается описательная характеристика некоторых результатов исследования.

Для изучения спроса потребителя на одежду профилактического назначения с использованием козьего пуха была разработана анкета и опрошено 225 респондентов-женщин, которые были разделены на следующие возрастные категории: до 20 лет (18%), до 29 лет (18%), до 45 лет (31%), до 65 лет (34%), до 75 лет (7%), свыше 75 лет (2%). Опрос выявил, что у женщин всех возрастных категорий (в том числе и до 20 лет!) присутствуют в различной степени заболевания опорно-двигательного аппарата (хондрозы, артриты, грыжи позвоночника, полиартриты суставов, радикулиты), невралгия различного генеза, миалгия, посттравматические заболевания. От 29% до 60% респондентов разных возрастных групп отметили, что для облегчения самочувствия наряду с лекарственными препаратами они регулярно используют изделия из пуха (козий) и шерсти (овечья, собачья, верблюжья). Вместе с тем количество желающих иметь в гардеробе домашнюю одежду с дополнительными согревающими свойствами составляет 83% от общего числа опрошенных.

Современный рынок домашней одежды наводнен продукцией различного качества, реализуется одежда как отечественных, так и зарубежных производителей (как правило, это Китай, Турция и страны – бывшие союзные республики). Многие известные мировые бренды одежды (Donna Karan, Calvin Klein, Stella McCartney, Emilio Pucci и другие) имеют свои линии домашней одежды, регулярно выпускают сезонные коллекции. Однако в предлагаемых линейках домашней одежды отсутствуют предложения изделий расширенного спектра функций.

На рынке предложений присутствуют только изделия лечебно-профилактического назначения, реализация которых осуществляется через аптечные сети, сети магазинов и торговые центры, интернет-магазины, а также в торговых точках частных предпринимателей на рынках, с рук в поездах дальнего следования и пригородных электричках. Подобным образом потребителю предлагаются пояса, пояса-корсеты, налокотники-наколенники, утеплители плечевого пояса, наплечники, носки, гольфы, голеностопы как российского, так и зарубежного производства (Белоруссия, Турция, Польша, Израиль и т. д.) из сырья различного происхождения. Самые популярные из них – собачья, мериносовая овечья, верблюжья шерсть, а также их смеси с хлопком, полиэстром, полиамидом, латексом в различных процентных соотношениях. Встречаются изделия из шерсти альпака, шерсти ангорской козы, пуха ангорского кролика.

Предлагаемая потребителю готовая продукция (как цельные, так и разъемные модели на завязках или застежке на ленту «велкро»), как правило, не является композиционной составляющей костюма. Данные изделия чаще всего представляют собой инородное включение в композицию любого комплекта одежды, что в современных условиях жизнедеятельности становится не актуальным. Это утверждение, конечно, не относится к образцам лечебно-профилактических изделий, которые предназначены для ношения под одеждой.

Таким образом, анализ рынка исследуемой нами продукции и представленные статистические данные по проблеме указывают на необходимость проектирования многофункциональной домашней одежды и позволяют сделать следующие выводы.

1. Женская домашняя одежда требует расширения ее функций.

2. Сырьевые и производственные ресурсы Оренбургского края позволяют разнообразить ассортимент домашней одежды для женщин и обогатить имеющиеся представления о ее назначении.

3. Специфические свойства пуха оренбургской козы необходимо целенаправленно использовать в дизайн-проектировании домашней одежды.

Представленные выводы подтвердили актуальность исследования проблемы дизайн-проектирования домашней одежды с дополнительным согревающим эффектом, способствующим облегчению самочувствия носителя, и обусловили необходимость выявления предпочтений цветового и силуэтного решения домашней одежды, ее комплектности, размера зон, требующих дополнительного утепления пухом.

Относительно силуэтного решения составных частей домашней одежды 64% респондентов предпочли прилегание, позволяющее создать комфортные условия в пододежном пространстве и прямой контакт с пуховым фрагментами в периоды обострения заболеваний. Вместе с тем 25% респондентов предпочли прямой силуэт, который способствует улучшению циркуляции воздуха под одеждой и влагообмена человека со средой. Такая позиция респондентов также потребовала пристального внимания, поскольку в дизайнерской практике принципиально должны быть учтены потребности большей части потенциальных пользователей продукта проектирования. В этой связи нами проектировались многокомплектные модели домашней одежды, включающие одежду как прилегающего и полуприлегающего (брюки, бриджи, майки, фуфайки и пр.), так и прямого (жилет, куртка и пр.) силуэтов.

Относительно цветности нужно отметить, что большая часть опрошенных в комплектах одежды для дома предпочитают одноцветные (28–36%) и двухцветные (28–36%) плечевые и одноцветные поясные изделия (40–71%). Такой выбор, на наш взгляд, обоснован условиями ее эксплуатации и ухода. В цветовой гамме также наблюдается выраженная согласованность респондентов, поскольку на выбор цветовой гаммы влияют, на наш взгляд, свойственные для региона краски природы, к которым привыкает коренное население. Так, от 27% до 53% респондентов разных возрастов для плечевых элементов костюма выбирают серый, голубой и бежевый цвета, а 15–34% – белый, черный, зеленый. Для поясных изделий, по мнению опрошенных, более предпочтительными являются серый, черный, синий, коричневый. С учетом полученных данных цветовых предпочтений респондентов относительно плечевых и поясных изделий сложилась наиболее предпочтительная цветовая гамма комплектов домашней одежды по возрастам, представленная в табл. 1.

Таблица 1. Цветовые предпочтения потребителей в зависимости от возраста

На следующем этапе исследования изучались предпочтения потенциальных пользователей домашней одежды с дополнительными профилактическими свойствами относительно места расположения и величины утепляющих фрагментов. Согласно полученным данным, пользователем выбирается вариант фрагментарного расположения утепляющих элементов домашней одежды. Дополнительное утепление предполагается в области шеи и воротниковой зоны, также в области поясницы. Женщины старше 65 лет дополнительно желают утеплять плечевые и коленные суставы.

Далее в ходе анкетирования нами были получены сведения о комплектности желаемой домашней одежды, степени облегания, длине изделия и рукава, наличию и виду воротника, форме выреза горловины. Так, большинство участников анкетирования всех возрастных категорий хотят иметь в гардеробе футболку или тунику в комплекте с бриджами (41%) или брюками (21%), а также платье (22%), халат (38%) или тунику (13%). Жилет в качестве желаемого элемента в составе различных комплектов домашней одежды встречается у 27% респондентов.

От 2% до 7% среди опрошенных занимают трехэлементные комплекты, включающие футболку, блузку (рубашку), кофту, джемпер, тунику, платье, халат, жилет, брюки, бриджи, шорты, юбку в различных вариациях.

Предпочтения по длине изделий среди респондентов распределяются следующим образом:

  • футболка, джемпер, кофта длиной до линии бедер – 64%, до подъягодичной складки –22%, до середины бедра – 17%, до талии – 7%;
  • платье, туника длиной до колена – 43%, до середины бедра – 29%, до середины икры – 20%, до щиколотки и ниже – 6%;
  • брюки длиной до щиколотки и ниже – 72%, до середины икры – 14%;
  • бриджи длиной до середины икры – 44%, до колена – 12%;
  • шорты до колена – 35%, до середины бедра – 25%;
  • юбка длиной до колена – 46%, до середины икры – 22%, до середины бедра – 11%, до щиколотки и ниже – 9%.

Большинство респондентов (50%) носят рукав ¾, короткий рукав предпочитает 36%, длинный – 26%, до локтя – 24%, без рукава – 7%.

Вырез горловины выше линии груди выбирают 63% опрошенных, до линии основания шеи – 23%, до линии груди – 22%.

В домашних условиях одежду с воротником предпочитают 47% респондентов, без воротника – 45%, 8% не определились со своими предпочтениями. При условии наличия воротника опрашиваемые предпочитают плосколежащий воротник – 28%, стояче-отложной воротник – 22%, стойку – 18%, воротник-шаль и пиджачного типа – по 11 % соответственно, воротник «хомут» – 10%.

Исходя из данных опроса респондентов о предпочитаемых силуэтах, длине изделий, комплектности домашней одежды, цветах относительно плечевых и поясных изделий было разработано несколько линий эскизов домашней одежды, одна из которых представлена в табл. 2.

Таблица 2. Эскизы комплектов одежды для разных возрастных групп

Учитывая предпочтения респондентов, в качестве опытных образцов из этой серии изготовлены модели для каждой возрастной категории (рис. 1, 2).

Рис. 1. Эскизы моделей домашней одежды. Автор студентка кафедры дизайна ОГУ С. Кадырова. Руководитель М.М. Яньшина. Фото С.А. Карякина

Рис. 2. Опытные образцы моделей домашней одежды. Автор студентка кафедры дизайна ОГУ С. Кадырова. Руководитель М.М. Яньшина. Фото С.А. Карякина

Для возрастной категории до 29 лет (170–88–96) предлагается туника длиной до линии бедер, умеренно свободная, с коротким рукавом, без воротника. Комплект для возрастной категории до 45 лет (170–92–100) состоит из фуфайки длиной до линии бедер, умеренно свободной, с рукавом ¾, с воротником-стойкой, брюк длиной до щиколотки, умеренно свободного облегания. Дополнительные утепления располагаются в области шеи и воротниковой зоны, а также в области поясницы. В качестве дополнительного утепления в области шеи и воротниковой зоны используется съемная манишка из пухового трикотажного полотна (пуха 70% и более), которая крепится к основному изделию с помощью застежки на петли и пуговицы. Крепления расположены на изнаночной стороне фуфайки таким образом, чтобы не нарушалась композиционная целостность изделия и комплекта в целом. Фрагменты деталей модели и способы их обработки и крепления представлены на рис. 3.

Рис. 3. Фрагменты обработки и крепления утепляющих элементов домашней одежды для возрастной категории до 45 лет. Автор студентка кафедры дизайна ОГУ С. Кадырова. Руководитель М.М. Яньшина. Фото С.А. Карякина

Комплект для возрастной категории до 65 лет (170–112–120), состоит из фуфайки длиной до линии бедер, умеренно свободной, с рукавом ¾, без воротника, жилета длиной до подъягодичной складки, умеренно свободного облегания, с коротким рукавом, с воротником стойкой, брюк длиной до щиколотки. Как альтернатива к этому комплекту предлагаются бриджи до середины икры.

Дополнительные утепления располагаются в области шеи, плечевого сустава, поясницы и коленного сустава. В качестве утепления воротниковой зоны и плеч используется съемный жакет-болеро, который крепится к основному изделию с помощью застежки на петли и пуговицы. Крепления расположены на изнаночной и лицевой сторонах основного изделия таким образом, чтобы не нарушалась композиционная целостность самого изделия и комплекта в целом (рис. 4).

Коленные суставы утеплены съемными наколенниками, представляющими собой детали из основной ткани с лицевой стороны и трикотажного пухового полотна с изнаночной. Наличие или отсутствие съемных деталей на основном изделии не изменяет пропорций комплекта, оставляя практически неизменной композицию и изделия, и комплекта в целом. Способ крепления наколенников – застежка на петли и пуговицы.

Рис. 4. Фрагменты обработки и крепления утепляющих элементов домашней одежды для возрастной категории до 65 лет. Автор студентка кафедры дизайна ОГУ С. Кадырова. Руководитель М.М. Яньшина. Фото С.А. Карякина

В качестве дополнительного утепления поясничного отдела позвоночника используется съемный пояс-корсет из основной ткани с лицевой стороны и трикотажного пухового полотна с изнаночной стороны в области поясницы. Такой пояс значительно тоньше и легче большинства аналогов, что позволяет не увеличивать объем тела в области талии. По боковым швам пояс дополнительно укреплен корсажной тесьмой. Пояс разъемный с застежкой спереди на крючки и петли по типу бельевой застежки. Такая застежка, в отличие от ленты «велкро», не «травмирует» поверхность трикотажного полотна крючками и позволяет регулировать обхват талии. К основному изделию пояс крепится с помощью пуговиц и петель. Съемный тип утепляющего пояса позволяет использовать его как на лицевую сторону, пуховой стороной к открытым участкам тела, так и на изнаночную в соответствии с желаниями потребителя. Наличие или отсутствие пояса не нарушает композиционной целостности комплекта, не искажает пропорций и объемов, не изменяет положение композиционного центра, а лишь незначительно смещает композиционный акцент (рис. 5).

Рис. 5. Фрагменты обработки и крепления утепляющих элементов домашних брюк для возрастной категории до 45 лет. Автор студентка кафедры дизайна ОГУ С. Кадырова. Руководитель М.М. Яньшина). Фото С.А. Карякина

Кроме того, на основании данных исследования проблемы проектирования домашней женской одежды с использованием пуха оренбургской козы нами была разработана технология соединения пуха с изделием, позволяющая ухаживать за ним, не ухудшая качества и эстетического вида изделия. Опытные образцы многофункциональной домашней одежды прошли испытание ноской, стиркой, глажением и подтвердили состоятельность примененной технологии.

Таким образом, выявленные в ходе исследования предпочтения и характерные особенности востребованной сегодня домашней женской одежды с дополнительным согревающим эффектом в зонах дискомфорта позволили обогатить имеющиеся представления об ассортименте домашней одежды для женщин и ее функциональном диапазоне; конкретизировать теоретические знания о функциях домашней одежды, востребованной современным потребителем; расширить способы формообразования проектируемой многофункциональной домашней одежды с учетом свойств используемых материалов, условий эксплуатации и ухода, особенностей технологической обработки деталей и узлов. Исследование позволило выявить цветовые предпочтения в художественном оформлении изделий и оптимизировать силуэтные решения моделей домашней одежды. Полученные результаты, на наш взгляд, определяют направленность процесса проектирования современной домашней одежды, что будет способствовать насыщению потребительского рынка качественной, эстетически выразительной, многофункциональной отечественной продукцией, учитывающей региональную специфику Оренбургского края.

Ссылка для цитирования статьи

Тарасова О.П., Яньшина М.М. ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖЕНСКОЙ ДОМАШНЕЙ ОДЕЖДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПУХА ОРЕНБУРГСКОЙ КОЗЫ[Электронный ресурс] / О.П. Тарасова, М.М. Яньшина //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №1(45). – URL: http://archvuz.ru/2014_1/18 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 17.12.2014
Просмотров: 79