Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (46) Июнь, 2014

История архитектуры

Олохова Ольга Павловна

аспирант кафедры истории, теории и методики обучения.
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В.М. Кириллов.
ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»,

Россия, Нижний Тагил, e-mail: polite87@yandex.ru

РЕНЕССАНСНЫЙ ИДЕАЛ «НОВОГО ГОРОДА»

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(0)4

Аннотация

Актуализируются вопросы истории развития концепта идеального европейского города. Ренессансные мыслители первыми выдвинули проблему создания города, в котором каждый человек получит возможность для свободного гармоничного развития. Раскрывается недостаточно известная страница творчества Леонардо да Винчи как архитектора идеального европейского города. Идея создания нового идеального города с XVI по XVIII в. увлекала правителей многих европейских городов. Большого успеха в возведении идеальных столиц достигли Людовик XIV и Пётр I, пригласившие талантливых зодчих Ленотра (Версаль) и его ученика Леблона (Санкт-Петербург). Раскрываются причины утопичности идей ренессансных зодчих и невозможности их воплощения. «Города-сады» Ленотра и Леблона были последней гениальной попыткой воплотить в жизнь ренессансный идеал города благоденствия. Ключевые слова: идеальный город, ренессансный концепт идеального города, «город-сад», архитектура.

Ключевые слова: идеальный город, ренессансный концепт идеального города, «город-сад»

В ренессансном интеллектуальном сознании, в новых формах осмысления религии в жизни человека, антропоцентричных по своему содержанию, проявились чаяния обустроить «общество социальной гармонии», при этом активная роль в строительстве нового «Града земного» отдавалась не Богу, а людям. Акцент творения сместился от Бога к Человеку. Программы благоустройства жизни на земле стали принимать социальное содержание – создание общества всеобщего благоденствия на земле, а не на небе. Религиозное мышление постепенно синтезировалось с рационализмом. Размышления об идеальном граде в литературе и в зодчестве было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии.

Итальянские мыслители тесно связывали социальный идеал с образцовой планировкой города. В их проектах отразилась мечта гуманистов о социальной гармонии, о прекрасных внешних условиях, необходимых для гармоничного развития человека. С точки зрения социального устройства города, в эпоху Ренессанса актуальны размышления Платона и Аристотеля об идеальном государстве. Вновь значительными стали античные теоретические труды по архитектуре, прежде всего «Десять книг об архитектуре» римского зодчего, механика, ученого-энциклопедиста Марка Витрувия (I в. до н. э.) [9]. В 1486–1492 годах гуманист Поджо Браччолини осуществляет первое печатное издание трактата в Италии. «Десять книг об архитектуре» изучались архитекторами с XV века и вплоть до XIX.

Одним из первых вопрос об идеальном городе обозначил итальянский гуманист, писатель и зодчий Леон Баттиста Альберти в трактате «О зодчестве» [2], написанном около 1450 года. «Десять книг о зодчестве» Альберти – первый известный архитектурный трактат со времени Витрувия. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти рисует идеальный город, в котором вся жизненная среда человека отвечает потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на селитебные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам – кварталы ремесленников и мелких торговцев. В проекте города Альберти отразилась классовая структура расселения с кварталами, разделенными по социальному признаку. Однако для идеального города Альберти характерно равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность для всех его обитателей прекрасных общественных зданий – школ, терм, театров [7].

Реализовать градостроительный идеал гуманиста решил папа Пий II. В 1459 году он поручил флорентийскому архитектору Бернардо Росселлино (1409–1464), ученику Альберти, перестроить небольшое поселение Корсиньяно в Тоскане в долине Валь д’Орчиа (Пьенца). Росселлино получил возможность не только использовать проекты идеального города Альберти, но и развить свои замыслы. Архитектор совместил главные сооружения вокруг трапеции центральной площади. Ее стороны составляют величественные стены дворца Пикколомини, резиденции местного епископа и ратуши. В панораме города господствует Дуомо – главный собор города. Перспективы улиц создают композицию наподобие театральной декорации. Памятником эпохи стало не отдельное, пусть и уникальное, сооружение, а целый город.

Город разрастался, расширяясь стройными прямыми улицами по канонам Возрождения. Названия улиц соответствовали «идеальному городу» – улицы Любви, Удачи, Поцелуя. Росселлино стал единственным итальянским архитектором, которому обстоятельства позволили частично реализовать идею идеального города в Италии.

Вопросы расселения граждан и развития города в результате роста народонаселения были актуальны в ренессансном градостроительстве. Наиболее яркими представителями в теоретической разработке градостроительных программ «идеального города» были Антонио Филарете (1400–1469) [12] и Леонардо да Винчи (1452–1519) [13].

Филарете был приглашен правителем Милана Франческо Сфорцем и жил при его дворе в 1451–1465 годах. Сфорца решил построить для себя в местечке Виджевано под Миланом идеальный город. Около 1465 Филарете года завершил свой трактат «Об архитектуре» [18], большую его часть автор посвятил детальному описанию идеального города Сфорцинда, который назвал в честь своего миланского покровителя. «Город благоденствия» Сфорцинда имел форму восьмиугольной звезды. В 1483 году в Милан приехал Леонардо да Винчи и включился в постройку идеального города Сфорцинды. Да Винчи не только украшал Милан, но и создавал общественные здания, мосты.

Символ восьмиконечной звезды в христианской традиции тесно связан с Богородицей. Восьмиконечная Звезда означает Вечность, полную устойчивость, выход за пределы дольнего мира. Это знак Рая, конечного Преображения, Небесного Иерусалима [6]. Таким образом, в Сфорцинде Филарете соотносил материальные энергии с их небесными архетипами. В вершинах каждого из восьми лучей высились башни, от которых к центру города-звезды тянулись проспекты.

Идеальный город Сфорцинда был детально разработан, начиная от Дворца герцога и собора до тюрем и жилищ торговцев и ремесленников. В Сфорцинде работал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти (1415–1486), принявший с 1475 года активное участие в строительстве Кремля в Москве. 

Рис. 1. Замок Сфорца в Милане. По его образцу итальянские архитекторы возвели стены Московского Кремля. Источник: svoiludi.ru

Он осуществил ряд смелых технических решений, намного опередивших практику того времени, его приглашали во многие итальянские города – в Венецию, Флоренцию, Мантую, Рим, Неаполь для решения самых трудных задач [16, c. 48].

Идеи Филарете, оказавшего большое влияние на современников проектом «нового города», развивал Леонардо да Винчи, чей проект предусматривал социальное и функциональное зонирование городской территории, застройку улиц типовыми домами для разных категорий жителей, ряд санитарно-гигиенических мер для очистки и вентиляции улиц. Интересны мысли Леонардо да Винчи о создании в городе широких улиц, обозримых со всех сторон зданий, многоуровневых дорог, освобождения от городских стен. Рисунки Леонардо позволяют раскрыть его представления об идеальном городе [4].

Рис. 2. Леонардо да Винчи.
Композиция центрического здания.
Источник: www.sbiblio.com

Рис. 3. Аристотель Фиораванти.
План Успенского собора в Москве.
Источник: www.mifograd.ru 

Совсем недавно ученые обнаружили, что именно Леонардо разрабатывал проект новой «идеальной столицы» Роморантен-Лантене, в 175 км от Парижа, для короля Франциска I. В 1972 году итальянский исследователь Карло Педретти в книге «Королевский дворец в Роморантене» высказал предположение о существовании проекта новой французской столицы для Франциска I, созданного в эти годы Леонардо. Документы, подтверждающие это предположение, обнаружил Паскаль Бриоис – профессор французского Института исследований Возрождения в Туре [8].

Идея создания нового идеального города увлекла правителей многих европейских городов. В 1466 году Лучано да Лаурана получил приглашение от герцога Урбино Федериго да Монтефельтро перестроить его столицу. Владелец хотел перестроить старинный замок так, чтобы тот не терял оборонительных функций и имел ряд комфортных помещений, достойных дворца. Перестройкой старого замка и включением его фортификационных сооружений в новый ансамбль и занимался архитектор. Город в проекте Лаурана, организуемый центрическими сооружениями, как и у Леонардо да Винчи — просторный, ясный по композиции город. Однако далее постройки отдельных выдающихся архитектурных ансамблей дело не пошло. Гениальные проекты в жизнь воплощены не были.

Пьеро делла Франческо первым поднял вопрос о создании идеального города, в котором все будет подчинено математическим расчетам, перспективным построениям четкой симметрии. По этой причине многие ученые приписывают Пьеро изображение «Вид идеального города», которое безупречно вписывается в принципы Возрождения.

Рис. 4. Пьеро делла Франческа. Идеальный город (ок. 1470 г.).
Национальная галерея Марке Урбино. Источник: www.artprojekt.ru 

В XV–XVII веках реализация проекта «идеального города» Альберти-Филарете-Леонардо была невозможна. Утопией был план ренессансных зодчих. На многие века все забыли труд Антонио Филарете «Об архитектуре». Такова же была судьба многих рисунков Леонардо да Винчи. Спустя века планы идеального города Антонио, Филарете и Леонардо да Винчи, как и многие другие изобретения эпохи, будут использованы во многих городах мира. В 1890 году трактат Филарете был частично переведен в Германии В. Оттингеном. Вернул в современную архитектуру великий градостроительный план советский инженер-архитектор, проектировщик советских «городов будущего» Б. П. Михайлов (1901–1969). Он высоко оценил вклад зодчих Филарето и Леонардо да Винчи в разработку градостроительных проблем Нового времени, широту их кругозора, отметив, что многие из их провидческих идей получили осуществление лишь в XVIII–XX веках [12].

По представлениям ренессансных мыслителей, идеальный город должен был отражать все потребности человека, отвечать на все его гуманистические запросы. В идеальном функциональном городе должны находиться центральный собор и приходские церкви, школы и библиотеки, картинные галереи и музеи, рынки и термы, общедоступные для каждого горожанина. При этом сам город должен быть образом мира, гармонично воплощающим в себе божественный замысел мироздания, основанного на математической, а зачастую и нумерологической логике. Планировка города и парков должна быть регулярной, строго геометрической.

В XVI веке Андреа Палладио (1508–1580), итальянский архитектор позднего Возрождения в «Четырех книгах об архитектуре» обосновал трехлучевую композицию города, с дворцами на центральных площадях. Трактат «Четыре книги Палладиевой архитектуры» вышел в России в 1798 году. Первое полное русское издание было переведено и подготовлено мастером неоклассицизма в дореволюционный период, одним из старейшин сталинской архитектуры в советское время И. В. Жолтовским, и издано в Москве в 1937 году [14].

Наиболее значительная часть наследия Палладио – многочисленные спроектированные им виллы в окрестностях Венеции и Виченцы, строго симметричные, с двумя садами: парадным у подъездов главного портика или аркады, и вторым садом у противоположной стороны дома. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры должен был возвышать и личность владельца, и сам круг его жизни, как и в античное время. В виллах Палладио гармонично сочетались жилище, природа и человек [11]. В архитектуре зодчего, которую отличал принцип функционализма, гармонично воплотились рациональное и эмоциональное начала.

Палладио продолжил развивать концепцию архитектуры Витрувия, Альберти, Леонардо да Винчи, изложив ее в трактате об архитектуре: «Здание должно выглядеть цельным, совершенным телом». Иерархия архитектурного пространства должна быть подобно тому, «как Господь замыслил части нашего тела так, чтобы самые красивые были выставлены на обозрение, а менее достойные упрятаны». К упрятанным относились все лестницы, кроме парадной, кухни задвигались в тесные неудобные помещения рядом с погребами, а иногда вовсе выносились за пределы здания – к амбарам и конюшням [15].

Высочайшую оценку гения А. Палладио дал Пётр Вайль: «Чтобы не вдаваться в архитектурные подробности, проще всего вызвать в воображении Большой театр или районный Дом культуры – они таковы благодаря Палладио. И если составлять список людей, усилиями которых мир – по крайней мере, мир эллинско-христианской традиции от Калифорнии до Сахалина – выглядит так, как выглядит, а не иначе, Палладио занял бы первое место» [15]. Особенное распространение палладианство получило в Англии, США, России. В 1780 году по приглашению Екатерины II палладианец Джакомо Кваренги приехал из Италии в Петербург. Он задал тон, стиль, моду петербургской архитектуре, создав Английский дворец в Петергофе, здания Академии наук, Эрмитажного театра, Обуховской больницы, Конногвардейского манежа, Смольного дворца. Традиции архитектуры, ставшие уже русскими, найдут воплощение и в советском зодчестве.

Два основных взгляда на архитектуру и искусство – функционально-прагматический и духовно-личностный, целью которого является воздействие на индивидуальный духовный мир человека – берут начало от рубежа XVI века. Нераздельность природы и искусства трансформируется в бесспорное превосходство творений рук человеческих, в торжество искусства, в том числе и инженерного над природой. Эту тему обсуждали в эпоху Ренессанса и теоретики, и практики искусства.

Гуманистический ренессансный идеал городской жизни волновал умы и в последующие столетия. В это же время зарождается представление об идеальном городе как высокотехническом обществе, в котором люди познали законы природы, с целью решения социальных проблем. Концепция нового города достигла своего пика развития во Франции в XVII–XVIII веках в творчестве французского архитектора Андре Ленотра (1613–1700). В 1662 году Ленотр начал строительство «идеального города» по собственному проекту в деревушке Версаль, предместье Парижа. Людовик XIV решил воплотить в жизнь строительство «идеального города» – столичного города.

Города Ленотра демонстрировали новый стиль жизни французского аристократа – на природе, вне стен, переполненного людьми города. Материальные средства итальянских герцогов, войны не позволили Антонио Филарете и Леонардо да Винчи реализовать свои гениальные градостроительные проекты. В казне французских королей в XVII веке были сосредоточены огромные ресурсы, позволившие развернуть масштабное строительство. Версаль стал образцом не только для Франции, но и для всей Европы [3].

В Версале Ленотр воплотил новое ренессансное мышление в художественный образ идеального города, образ мира, в основе которого лежала божественная гармония единения человека, как микрокосма, с природой. Версальский город-парк, в центре с роскошным Дворцом, был заселен не только людьми, но и многочисленными античными богами в виде скульптур. Его создателям Версаль представлялся городом-мечтой, идеальным городом, который на бумаге проектировали зодчие Возрождения. Поэтическое зерно Версаля понимали и современники и потомки: впоследствии Версаль сравнивали с гомеровским эпосом [3]. Ленотр стал и автором величайшего проекта садово-паркового искусства той эпохи – садов Версаля.

Рис. 5. Версаль. XIX век. Вид на парк с высоты птичьего полета.
Источник:
www.dic.academic.ru 

2013 год во Франции объявлен годом Анри Ленотра. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева участвовал в выставке «Анри Ленотр в перспективе» в музее Версаля, которая была проведена к 400-летию архитектора города-сада. На выставке в Версале Музей архитектуры демонстрировал проект реконструкции ЦПКиО им. Горького в Москве, созданный советским архитектором А. В. Власовым в 1935 году. Власов представил свой проект в серии архитектурных офортов и живописных полотен, которые демонстрировались в павильоне «Рабочий и колхозница» на Международной выставке декоративных искусств 1937 года в Париже. Проект Власова стал сенсацией, завоевал золотую медаль, присужденную взыскательным жюри парижской выставки, а парк Горького обрел международную известность [5].

10 февраля 2014 года Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая выступила с докладом «Сады Петергофа» на конференции «Андре Ленотр и сады Шантийи», прошедшей в замке Шантийи [10].

Освещая моду европейских правителей на возведение идеальных столиц, нельзя не остановиться и на творении Петра I, который не хотел отставать от моды. Петр решает построить новую столицу России, образ земного рая, которую все при Дворе называли Paradies (гр. рай). В архитектуре XVIII века парадизом называли роскошные загородные дворцово-парковые ансамбли. Петр I называл парадизом Санкт-Петербург – свое любимое детище.

Рис. 6. Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца.
Источник:
www.bogdanclub.info

Для строительства города-парка Пётр пригласил Жан-Батиста Леблона (1679–1719), французского архитектора и мастера садово-парковой архитектуры, ученика Андре Ленотра [10]. Пётр назначил Леблона в 1716 году главным архитектором Санкт-Петербурга. Леблон разработал новый проект планировки города в 1717 году.

Рис. 7. Ж. Ж.-Б. Леблон. План развития Санкт-Петербурга.1717 г.
Источник:
www.kvartira78.ru

Одновременно с плановой застройкой Петербурга в его пригородах ведется работа по созданию замечательных дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Царского села, Гатчины и Павловска, Ораниенбаума и Стрельны. Широту и замысел плана Петра и Леблона можно сравнить со строительством архитектурных комплексов столичных городов-парков во Франции и Италии.

Дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга в Петергофе Пётр задумал как императорскую резиденцию, которая могла бы превзойти Версаль. Большое внимание Леблон уделил строительству Дворца Монплезир в Петергофе. Название дворца (фр. мое удовольствие) дал сам Пётр I. Монплезир был построен в восточной части Нижнего парка на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 год.

Рис. 8. Алексей Зубов. Летний дворец Петра I и Летний сад в Санкт-Петербурге (1716).
Источник:
www.art-spb.info 

Петру Первому принадлежат не только удачный выбор местности, идея возведения Петергофского дворца на вершине горы, сооружения на ее склоне каскада фонтанов, Большого канала, первоначальные планы разбивки Верхнего сада и парка, но также более десятка эскизов будущих строений [1, c. 54–55].

В архивах Музея-заповедника «Петергоф» сохранилось совсем не много документов, свидетельствующих о пребывании и работе архитектора в загородной резиденции, однако очевидно, что в планировке Нижнего парка Леблон использовал излюбленный прием своего учителя – перспективность [10].

Любимым детищем Петра был Летний сад. Он сам принял участие в его планировке еще в 1704 году, первым строителем сада стал И. М. Угрюмов [17, c. 16]. Однако сад превратился в регулярный только с приездом Леблона. Сад занимал огромную территорию, были устроены гроты с мраморными и свинцовыми статуями. Длинные прямые аллеи засадили липами из Амстердама, из-под Москвы привезли клены и ильмы, из Швеции – яблони, из Данцига и Ревеля – розовые кусты, луковичные и другие цветущие растения. Пётр приказал с Каспия привести по одному экземпляру растущих там растений. Сад украсили 16 мощных фонтанов.

Среди военных и государственных забот Пётр не жалел средств и усилий для разведения своего «петергофского огорода». В 1720 году в Нижнем парке был заложен Марлинский дворец, большая роль в украшении которого отводилась живописи. Петр сам лично отобрал полотна в Голландии [1, c. 54–55].

Однако и Леблону в России план строительства «идеального города» с устройством жилищ для всех классов и благоприятной среды обитания для всех горожан, реализовать не удалось. Великие идеи зодчих Ренессанса были направлены на устройство «счастливого города», в котором каждый человек получит возможность для свободного гармоничного развития и творчества в разных сферах деятельности. Воплощены же они были в постройки столичных городов, которые будучи выдающимися архитектурными комплексами, удивительными по своей красоте, прославляли европейских монархов и величие государств. Города-сады Ленотра и Леблона были последней гениальной попыткой воплотить в жизнь ренессансный идеал города благоденствия.

Библиография

1. Авсеенко, В. Н. История города Санкт-Петербурга в лицах и картинках. 1703–1903: исторический очерк / В.Н. Авсеенко. – СПб.: Сотис, 1993. – 240 с.

2. Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве: в 2т. Т. 2.: О живописи; О статуе // Математические забавы и другие сочинения. А.Л. Баттиста. – М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры. – 1937. – 792 с. – («Классики теории архитектуры»).

3. Алпатов, М. В. О Версале. Барокко. История архитектуры / М.В. Алпатов // [Электронный ресурс] – URL: http://www.arhitekto.ru/ 

4. Бархин, М. Г. Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества / М.Г. Бархин. – М.: Наука, 1979. – 223 с.

5. «Анри Ленотр в перспективе» в музее Версаля : выставка 22 октября – 23 ноября 2013 [Электронный ресурс] // Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева. – URL: http://muar.ru/new/component/k2/item/329-anri-lenotr 

6. Дугин, А. Г. Неопалимая купина. Богословский символизм / А.Г. Дугин // Абсолютная Родина. – М., 2000 [Электронный ресурс] – URL: http://www.arcto.ru/article/307 

7. Зубов, В. П. Архитектурная теория Альберти / В.П. Зубов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 464 с.

8. «Идеальный город» Леонардо [Электронный ресурс] // Эхо планеты: общественно-политический еженедельник». – 2010. – 10 авг. – URL: http://www.ekhoplanet.ru/society_1956_7778 

9. Лебедева, Г. С. Новейший комментарий к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». – М.: УРСС, 2003. – 160 с.

10. Мастер регулярного стиля // Петергоф. Государственный музей-заповедник [Электронный ресурс] – URL: http://peterhofmuseum.ru/page.php?id=22&news=417 

11. Мега-энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс] – URL: http://megabook.ru/article/ПАЛЛАДИО%20Андреа 

12. Михайлов, Б. П. Трактат об архитектуре Антонио Аверлино (Филарете) / Б.П. Михайлов // Сообщения Института истории искусств. – Вып. 7.: Архитектура. – М.: Изд-во АН СССР, 1956. – С. 111–136.

13. Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи архитектор / Б.П. Михайлов – М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1952. – 79 с.

14. Палладио, А. Четыре книги об архитектуре / ред. А. Габричевский, пер. И. Жолтовский / А. Палладио. – М.: Архитектура-С, 2006 [репринт]. – 144 с.

15. Вайль, П. Гений места / П. Вайль – [Электронный ресурс] – URL: http://lib.ru/PROZA/WAJLGENIS/genij.txt 

16. Подъяпольский, С. С. К вопросу о своеобразии архитектуры московского Успенского собора / С.С. Подъяпольский // Успенский собор Московского Кремля: мат-лы и исслед. – М., 1985.

17. Семеникова, Н. В. Летний сад / Н. В. Семеникова. – Л.: Искусство, 1978. –142 с.

18. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре [Электронный ресурс] / А. Филарете; пер. и прим. В.Л. Глазычева. – М.: Русский университет, 1999. – 448 с. [Электронный ресурс] – URL: http://www.glazychev.ru/books/filarete/filarete.htm 

Ссылка для цитирования статьи

Олохова О.П. РЕНЕССАНСНЫЙ ИДЕАЛ «НОВОГО ГОРОДА»[Электронный ресурс] /О.П. Олохова //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №2(46). – URL: http://archvuz.ru/2014_2/10 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 25.02.2014
Просмотров: 114