Архитектон: известия вузов. №2 (46) Июнь, 2014
История архитектуры
Лемытская Дарья Евгеньевна
аспирант,
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор А.В. Слабуха, Институт архитектуры и дизайна
ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет",
Россия, Красноярск, e-mail: dar6499@yandex.ru
ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ХАКАСИИ (К постановке проблемы)
УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)
Аннотация
Ключевые слова: архитектура Хакасии, национальная самоидентификация, синтез искусств
В современном мире остро стоит проблема национальной самоидентификации, что относится не только к социально-политической сфере, искусству, литературе, языку, но и к архитектурной среде. Отсутствие выраженных национальных форм в архитектуре России привели к обезличиванию городов. Коренные народы Сибири многочисленны, каждый из них имеет свои традиции, культуру, что, несомненно, должно проявляться и в архитектуре. «Непосредственная задача истории должна заключаться в том, чтобы выяснить типические черты народной жизни, понять народ, как живую единицу, цельный образ, который метался бы в глаза на каждой странице исторического повествования», – говорил русский историк и археолог, исследователь русского зодчества И.Е. Забелин [1, с. 37]. Именно анализ истории, культуры, быта и традиций народа позволяет выявить особенности архитектуры в национальных автономиях, что дает возможность для дальнейшего формообразования национального стиля.
Архитектура СССР развивалась в единой канве социальных предпосылок, поэтому развитие архитектуры в различных национальных субъектах страны, будучи сходным, имело национальную специфику. Рассмотрим некоторые проблемы формирования национальной специфики архитектуры в Республике Хакасия под влиянием традиционной культуры одного из коренных народов Сибири.
Цель настоящего исследования – определить этапы формирования и развития архитектуры Хакасии, соотнести их с периодами развития архитектуры страны и проследить проявление национальной тематики; рассмотреть методы и средства выражения национальной и региональной темы в архитектуре. Определим периоды формирования архитектуры в национальной автономии и проявление национальной темы в них; рассмотрим, какими методами и средствами достигается проявление национальной темы в архитектуре. В процессе исследования нами было выявлено 4 периода развития архитектуры в Хакасской национальной автономии:
- традиционный период (до 1917 г.);
- период конструктивизма (1917–1932);
- период неоклассицизма (1932–1955;
- период индустриального рационализма (1955–1990).
С древних времен хакасы занималось скотоводством, вели полукочевой образ жизни, и вследствие этого их поселения были сезонными. Кочевой образ жизни сформировал традиционный тип жилья – юрту, которая обеспечивала большую мобильность. С приходом русских поселенцев образ жизни хакасов сменился на оседлый, произошла ассимиляция, к традиционным юртам добавился русский тип жилья – деревянная изба. Общественных зданий у хакасского народа не было. Лишь с появлением русского населения стали возводиться общественные постройки.
Традиционный период развития архитектуры Хакасии характеризуется национальными жилищами, жилыми и общественными объектами по русской строительной технологии (рис. 1–3).
Рис. 1. Панорама хакасского поселения (улус/аал), фото начала ХХ в. Источник: Сокровища культуры Хакасии / гл. ред. А.М. Тарунов. Серия наследие народов Российской Федерации. – М.: Контент-Пресс, 2008. – 511 с.: ил.
![]() | ![]() |
Рис. 2. Изба с плоской кровлей, | Рис. 3. Объект торгового обслуживания |
С первых лет установления Советской власти в архитектуре прослеживались идеи отражения национальной культуры, проявляющиеся в переработке исторического национального наследия. Период главенствующего конструктивизма отвергал преемственность «художественной культуры прошлого» и создавал «социально новую архитектуру при учете национально-бытовых, технических и экономических предпосылок» [2, с. 28, 30].
С 1917 по 1932 годы не было установлено проявлений национальной тематики в архитектуре Хакасии.
В период неоклассицизма впервые была сделана попытка придать архитектуре национальную идентификацию. В советских национальных автономиях появлялись эклектичные объекты, включающие национальные черты и формы ампира [3]. В Абакане в 1940–1950 гг. был построен дом специалистов (рис. 4), который длительное время оставался единственным примером проявления национальной тематики в архитектуре хакасской автономии. Жилой дом, построенный в формах неоклассики, в декоративном убранстве фасадов включал национальные мотивы орнаментов из хакасского народного творчества [4].
Рис. 4. Дом специалистов в Абакане. Обмерочный чертеж. Главный фасад, 2012.
Источник: архив кафедры основ архитектурного проектирования СФУ ИАиД
Аутентичные принципы формообразования в архитектуре, особенности национального декоративно-прикладного искусства, выработанные за долгие века, в 1932–1955 гг. использовались в хакасской архитектуре при создании объектов, отражающих национальную тематику в рамках единого стиля, диктуемого партией.
Постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» ознаменовало новый этап в теории и практике советской архитектуры. В период индустриального рационализма происходило зарождение «неонациональной» архитектуры [5].
Выбранный курс «массовой архитектуры» привел к стандартизации, унификации и типизации строительных элементов, внедрению индустриальных методов строительства. Данные процессы породили дискуссии и публикации о новаторстве и традициях в современной советской архитектуре, привели к поискам проявления национальных и интернациональных черт [2, с. 39–43].
В условиях индустриального строительства особую роль в выражении национальной и региональной тематики приобрел синтез искусств. Активно включались в архитектуру монументальная живопись, скульптура и прикладные искусства, имеющие национальную специфику. Использовались мозаичные панно, майолика, чеканка, цветные витражи, резьба по камню и дереву, керамика и множество видов декоративно-прикладного искусства. Особая роль в выражении национального колорита отводилась орнаменту и цвету (рис. 5).
![]() | ![]() |
Рис. 5. Примеры орнамента хакасского национального костюма.
Схемы Д. Лемытской. Источник: http://festival.1september.ru/articles/211969/
С 1970-х годов в архитектуре Хакасии активно проявлялся поиск национального стиля. Пример общественного здания с элементами национальной тематики стал кукольный театр «Сказка» (рис. 6), его проект разработал в 1975–1978 годах Абакангражданпроект (Абаканский филиал проектного института «Красноярскгражданпроект»), автор проекта М.В. Семизоров [6, с. 298]. Первоначальная отделка фасадов – оштукатуренные поверхности с использованием плитки, декоративные металлические панно, выполненные в технике чеканки с национальным хакасским орнаментом, облицовка натуральным камнем – плитняком, характерным для данного региона. В объемно-пространственную композицию театра включена металлическая информационная установка, расположенная на кровле здания. После реконструкции в отделке фасадов применили натуральный и искусственный камень, росписи на тему хакасских петроглифов.
Рис. 6 а. Кукольный театр «Сказка» в Абакане. Фото Д. Лемытской, 2012 г.
![]() | ![]() |
Рис. 6 б, в. Фрагменты оформления фасада – чеканка и роспись. Фото Д. Лемытской, 2012 г.
Поиски национального колорита в архитектуре Абакана продолжались. Было построено здание аэровокзала, которое разрабатывали в 1979–1989 гг. архитекторы А.Г. Балтыжаков и Г.И. Кульченко, главные инженеры Н.И. Буторин и Ю.Ф. Конюхов в Абакангражданпроекте [6, с. 30, 161–162]. Протяженный главный фасад с плоскими кровлями имел в качестве архитектурного оформления навесные панели с использованием хакасского национального орнамента (рис. 7).
![]() | ![]() |
Рис. 7 а. Аэровокзал в Абакане. Фото Д. Лемытской, 2012 г.;
б – Схема панно, 2013. Схема Д. Лемытской
Центральный колхозный рынок «Саяны» (рис. 8) в своем оформлении имел два навесных панно, выполненных из металла в технике чеканки, размещающиеся по флангам от главного входа. Декоративные панно «Хакассия» и «Кони» художника В.А. Тодыкова изображали всадников и женщин в национальных хакасских костюмах [7].
Рис. 8. Центральный колхозный рынок в Абакане, фото 1980-х гг.
Источник: Национальный архив Республики Хакасия
В жилой архитектуре национальная тема встречается крайне редко и проявляется только в орнаменталистике (рис. 9).
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Рис. 9. Фрагменты оформления фасадов жилых домов в Абакане. Фото Д. Лемытской, 2012 г.
В период индустриального рационализма в архитектуре Хакасии предпринимались поиски национальной самоидентификации, главенствовал декоративный подход. Проявление национальной тематики в архитектуре зданий было не столь выразительным и решалось методами синтеза искусств. Лишь в отдельных элементах и декоративном оформлении фасадов использовались мотивы хакасского национального искусства и орнамента. Поиски национального колорита никак не проявлялись в объемно-пространственной композиции зданий.
В процессе исследования были определены и проанализированы этапы формирования и развития национальной архитектуры. В развитии хакасской архитектуры выявлено четыре периода, соответствующие общим тенденция стилистических преобразований архитектуры страны, в каждом из которых проявление национальной самоидентификации различно.
Первоначальный этап формирования архитектуры Хакасии происходил под влиянием природно-географических условий, климата, наличия местных строительных материалов, образа жизни, культуры и традиций хакасского народа, усвоения русских строительных технологий, что и сформировало национальную архитектурную типологию.
В советский период выражение национальных идей в архитектуре Хакассии не было столь значительно и решалось без использования традиционных принципов формообразования, композиции, функциональной и пространственной концепции среды, без учета социально-психологических факторов, традиций и образа жизни народа. Проявление идей национальной культуры в архитектуре достигалось стилистическими интерпретациями в рамках главенствующего архитектурного стиля.
Библиография
1. Михаловский, И. Памяти И.Е. Забелина / И. Михаловский // Зодчий. – 1909. – №4.
2. Яралов, Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре / Ю.С. Яралов. – М.: Стройиздат, 1971. – 352 с.: ил.
3. Искандеров, М.М. Поиски региональной идентичности архитектуры [Электронный ресурс] / М.М. Искандеров // Новый Уральский строитель. – 2012. – № 5 (118). – URL: http://www.nus-ural.ru/archive/2012/5/423/773/
4. Лемытская, Д.Е., Слабуха, А.В. Архитектурно-пространственное развитие города Абакана в 1920–1960 годы [Электронный ресурс] / Д.Е. Лемытская, А.В. Слабуха // Архитектон: известия вузов. – 2012. – № 37. – URL: http://archvuz.ru/2012_1/17
5. Заварихин, С.П. Архитектура второй половины ХХ века: учеб. пособие / С.П. Заварихин. – СПб.: Троицкий мост, 2011. – 240 с.: ил.
6. Слабуха, А.В. Архитекторы Приенисейской Сибири: конец XIX – начало XXI века / А.В. Слабуха. – М.: Прогресс-традиция, 2004. – 432 с.
7. Кидиекова, И.К. Тодыков Владимир Александрович / И.К. Кидиекова // Энциклопедия Республики Хакасия: в 2 т. Т. 2 / гл. ред. А.В. Кузьмин. – Красноярск: Поликор, 2008. – С. 187–188.
Ссылка для цитирования статьи
Лемытская Д.Е. ПОИСК НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ХАКАСИИ (К постановке проблемы)[Электронный ресурс] /Д.Е. Лемытская //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №2(46). – URL: http://archvuz.ru/2014_2/14
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная