№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Лесняк Татьяна Сергеевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А.В. Лемегов.
ФГБОУ ВПО «Уральская государственная архитектурно-художественная академия».
Екатеринбург, Россия, e-mail: lelesnyak@mail.ru

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА – ПУТЬ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ АРАМИЛЬСКОГО ГО В СТРУКТУРЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ


Ключевые слова: города-спутники, малые города, транспортная инфраструктура, транспортно-логистический узел, Арамиль


Актуальность проблемы малых городов заключается в низком качестве городской среды и ее инфраструктуры. Рассматривая роль малых городов, необходимо отметить, что они являются так называемыми «местечковыми столицами», обеспечивающими жизнедеятельность как городского, так и сельского населения не только самого города, но и прилегающих территорий. Развитая инфраструктура малых городов обеспечивает их развитие и конкурентоспособность. Эффективность и успешность экономики становится как никогда зависимой от уровня развития современных высокотехнологичных производств, инженерно-транспортной инфраструктуры, а также модернизации производственной базы. Обеспечение высокого качества городской среды – один из путей привлечения инвесторов, развития индустрии, укрепления рыночных отношений, а значит, конкурентоспособности малых городов. Формирование миссии и имиджа города – основные задачи правительства как области, так и муниципального образования (схема 1). Одна из главных задач в настоящий момент – выявление наиболее интересных и конкурентоспособных сторон малых городов, в частности города Арамиль и Арамильского ГО (схема 2).

Арамильский городской округ расположен на юге Свердловской области. Согласно «Схеме территориального планирования Свердловской области», Арамильский ГО является муниципальным образованием, входящим в состав Екатеринбургской агломерации.

Схема 1. Роль и влияние первого пояса городов-спутников Екатеринбургской агломерации
Сост. Т.С. Лесняк

Схема 2. Функциональный потенциал первого пояса Екатеринбургской агломерации.
Сост. Т.С. Лесняк

В Екатеринбургскую агломерацию входят так называемый Большой Екатеринбург – Екатеринбург и ближайшие города-спутники: Арамиль, Берёзовский, Верхняя Пышма, Среднеуральск. На схеме 1 видны основные сильные стороны городов-спутников, которые формируют миссию города, где Березовский – «Крупный золотодобывающий центр Урала и России; Среднеуральск – «Центр энергетики Урала»; Верхняя Пышма – «Многопрофильный промышленный индустриальный город».

Существующее территориальное расположение Арамильского ГО дает ему все необходимые возможности стать одним из звеньев в цепочке транспортно-логистической структуры Екатеринбургской агломерации (схема 3).

Транспортная логистика – одна из наиболее перспективных отраслей для развития городской структуры, поскольку Свердловская область является одним из крупнейших индустриальных регионов страны, основа экономики которой – промышленность. Екатеринбург – крупнейший транспортный узел России. Основные преимущества транспортной инфраструктуры Екатеринбурга обусловлены наличием следующих объектов: 6 федеральных автотрасс, 7 магистральных железнодорожных линий, аэропорт-хаб «Кольцово». Помимо Свердловской области, Екатеринбург обслуживает экспортно-импортные грузопотоки Челябинской, Тюменской областей и Пермского края, а также частично Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

При формировании «идеальной» модели транспортно-логистической структуры мы учитываем, что эффективная работа системы основана на интеграции всех видов транспорта и логистических узлов.

Схема 3. Транспортно-логистическая инфраструктура и планировочное развитие ее элементов. Сост. Т.С. Лесняк

На схеме 3 показано взаимодействие всех элементов данной структуры. Рассматривая эту модель на примере Екатеринбургской агломерации, можно увидеть, что это и есть идеальная модель транспортно-логистической инфраструктуры (схема 4).

Сема 4. Модель транспортно-логистической структуры Екатеринбургской агломерации. Источник: http://www.myshared.ru/slide/130216  

На федеральных путях автомобильного и железнодорожного транспорта располагаются логистические узлы регионального уровня. В Екатеринбурге расположен логистический узел железнодорожных перевозок и логистико-информационный комплекс автомобильных перевозок. В нашем случае они представлены железнодорожной станцией Екатеринбург-Сортировочный и станцией Екатеринбург-Товарный. Но согласно ГП города Екатеринбурга на период 2025 года планируется поэтапное переключение сортировочной работы с транзитным и грузовым поездопотоком со станции Екатеринбург-Сортировочный на станцию Седельниково и перенос грузового двора станции Екатеринбург-Товарный на станцию Гипсовая. Поскольку железнодорожный транспорт не может осуществлять поставку всех грузов на все направления самостоятельно, то вторым участником в данной цепочке становится автомобильный транспорт. Данные логистические узлы обслуживают не только город, но и область.

Следующий уровень транспортно-логистических узлов – интермодальные логистический узлы. Они располагаются на автомобильных и железнодорожных путях регионального или муниципального уровня. Логистическими узлами здесь представлены сортировочные станции и информационные комплексы автомобильных перевозок. Основные транспортно-складские комплексы располагаются в первом и втором поясе агломерации, в таких городах, как Верхняя Пышма, Березовский, Среднеуральск, Первоуральск, Арамиль.

Заключающим уровнем транспортно-логистический системы являются логистические узлы местного значения: торговые предприятия, транспортно-складские комплексы, выставочно-торговые объекты, т.е. складские предприятия, торговые дворы, торговые центры и иные предприятия торговли, которые обслуживают город. Они располагаются внутри городской улично-дорожной сети и взаимодействуют между собой.

Основные приоритеты для развития транспортно-логистической инфраструктуры Арамильского ГО:

- наличие выходов на региональные автомобильные дороги: три выхода на Челябинский тракт, выход на скоростную магистраль непрерывного движения на Екатеринбург (КольцовоII, Кольцово III); выход на ЕКАД;

- автомобильная и железнодорожная связь со станцией «Седельниково», где планируется создать крупный железнодорожный логистический узел;

- наличие небольшой ж/д станции «Арамиль», которая обслуживает грузовые перевозки со станции «Седельниково» и обеспечивает транзит на производственные предприятия города Арамиль и поселка Светлый;

- производственный комплекс.

На территории Арамильского ГО находится аэропорт местных авиалиний «Уктус», который в настоящее время не эксплуатируется. Согласно ГП города Екатеринбурга на период до 2025 года, вблизи аэропорта «Кольцово» планируется создание Технопарка – терминально-логистического центра федерального значения по переработке, складированию, таможенной очистке грузов и контейнеров. Аэропорт местных авиалиний должен быть размещен в юго-восточной части аэропорта «Кольцово». Это позволит создать единую зону воздушного транспорта, способную осуществлять местные, внутренние и международные пассажирские и грузовые перевозки. Свободная территория аэропорта «Уктус» может использоваться как площадка для развития логистического комплекса муниципального уровня, а сам объект войти в состав крупного мультимодального узла – Технопарка.

Развитие логистической инфраструктуры на территории Арамильского ГО приведет к созданию новых специфических объектов логистики – это профильные выставочные предприятия, выставочные центры, объекты рекреации и отдыха; будут созданы новые рабочие места, предполагается совершенствование транспортной инфраструктуры, последует развитие малоэтажного жилищного строительства. Близость Арамильского ГО и наличие прямой транспортной связи с Сысертским ГО позволит всем желающим посетить один из уникальных природных памятников областного значения «Бажовкие места». Развитие логистической структуры будет способствовать эффективному развитию экономики округа, что приведет к повышению уровня и качества жизни.


Библиография

  1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] – Гарант: информационно-правовой портал
  2. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс] – URL: http://www.socpol.ru/atlas/portraits/sverd.shtml
  3. Эксперт-Урал. – №11. (548). – 18 марта 2013 [Электронный ресурс] – URL: http://www.expert-ural.com/1-596-12235/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017