№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Лямина Полина Юрьевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент И.В. Тарасова,
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: polinalyamina@mail.ru

СТРАНДАРТЫ В АРХИТЕКТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ NAAB, RIBA, УМО


Ключевые слова: архитектурное образование, образовательные стандарты, зарубежные стандарты образования


Для успешной работы специалист в области архитектуры должен обладать обширным набором навыков: умением представить свою идею как в графической, так и в устной форме, знанием основ конструкций, строительной механики, психологии, а также теории и истории архитектуры и искусства. Но первоочередным требованием, предъявляемым к кандидату на должность архитектора, является наличие высшего профессионального образования как важного аспекта формирования профессиональной базы знаний будущего специалиста. Именно поэтому осуществление образовательной деятельности требует постоянного компетентного контроля. В разных странах его осуществляют различные организации, выдвигающие определенные требования к образовательному процессу.

Для проведения данного исследования мы выбрали вузы США, Великобритании и России. Выбор обоснован необходимостью рассмотреть российское архитектурное образование на фоне мировых лидеров, согласно рейтингу, составленному по методике британского издания Times Higher Education (THE), а также Quacquarelli Symonds, которые считаются наиболее влиятельными глобальными рейтингами университетов. Рассмотрим, каким образом происходит разработка образовательных стандартов архитектурного образования в этих странах и как они в дальнейшем влияют на организацию образовательного процесса.

Так, в России надзор за организацией образовательной деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Разработкой государственных стандартов высшего образования занимаются учебно-методические объединения вузов РФ (по каждой профильной области), которые утверждает Министерство образования и науки РФ. Базовым вузом УМО по образованию в области архитектуры является Московский архитектурный институт. Учебно-методическое объединение по образованию в области архитектуры – государственно-общественное объединение в системе высшего профессионального образования Российской Федерации, созданное для координации действий научно-педагогической общественности вузов, представителей предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего профессионального образования, прогнозирования перспективных направлений и научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов для отрасли архитектуры. В состав учебно-методического объединения входят независимо от ведомственной подчиненности государственные высшие учебные заведения Российской Федерациии, могут входить негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию и реализующие основные образовательные программы по направлениям и специальностям высшего профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также заинтересованные в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям и специальностям предприятия, учреждения и организации. В состав УМО (по решению Совета УМО) могут входить не прошедшие государственную аккредитацию негосударственные высшие учебные заведения Российской Федерации, а также в качестве ассоциированных членов – вузы других государств. Решения учебно-методического объединения принимаются на заседаниях Совета, проводимых не реже одного раза в год. В промежутках между Советами решения по срочным вопросам принципиального характера принимаются Президиумом Совета [2].

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт высшего профессионального образования в РФ содержит следующие требования:

1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата:

- общекультурные компетенции (ОК),
- профессиональные компетенции (ПК).

2. Требования к структуре основных образовательных программ (ООП) бакалавриата. Структура ООП бакалавриата:

- учебные циклы и проектируемые результаты их освоения,
- трудоемкость (зачетные единицы),
- перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий.

3. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата [5].

В США и Великобритании стандарты разрабатывают организации, основанные представителями профессионального сообщества. Рассмотрим каждую из них более детально.

Национальный архитектурный совет по аккредитации (NAAB) в США – единственный орган, уполномоченный по аккредитации образовательных программ в области архитектуры. NAAB управляется советом директоров, состоящим из 14 человек, представляющих Американский союз (институт) архитекторов (AIA), Ассоциацию высших архитектурных школ Северной Америки (ACSA), Национальный совет органов архитектурного лицензирования (регистрации) (NCARB), Американский союз (институт) студентов-архитекторов (AIAS) и общественность в лице двух представителей [4]. "Только выпускники аккредитованных программ имеют право в дальнейшем на получение архитектурных лицензий в большинстве штатов, что объясняет весьма уважительное отношение к NAAB и выпускаемым ею документам со стороны всех образовательных архитектурных учреждений" [1].

Что же представляет собой архитектурно-образовательный стандарт в США? В данном документе, единственными требованиями, которые предъявляются NAAB к учебным программам, являются 37 пунктов в документе "Критерии оценки качества подготовленности студентов". Стандарт не предписывает длительности, содержания обучения или перечня учебных курсов и дисциплин, их распределения по годам обучения и объёма в часах, но в нем обозначены временные рамки проектной практики, включенной в учебный процесс и обязательной для дальнейшего лицензирования. Варьирование остальных составляющих учебного плана остается прерогативой администрации конкретных архитектурных школ и профессорско-преподавательского состава.

В Великобритании контроль за осуществлением архитектурной образовательной деятельности, так же, как и в Северной Америке, осуществляет профессиональное сообщество. Королевский институт британских архитекторов (Royal Institute of British Architects – RIBA) – это профессиональная организация британских архитекторов, ее действительными членами являются 44000 человек. К важнейшим функциям Королевского института британских архитекторов относится надзор за качеством получаемого будущими архитекторами образования, прохождением ими производственной практики, непрерывным повышением их профессионального уровня.

RIBA – это своеобразный знак качества, залог безопасности и инструмент развития современной британской архитектурной мысли, оказывающей большое влияние на всю мировую архитектуру. В совет правления RIBA входят 60 привилегированных лицензированных архитекторов, в том числе представители 7 комитетов: Британского архитектурного попечительского комитета (BATC), Образовательного комитета (EC), Финансового комитета (FOC), Международного комитета (IC), Членского комитета (MC), Национального и регионального комитетов (NRC), Комитета по профессии и практической деятельности (PPC) [3].

Каждые 4 года RIBA проводит инспекции университетов, и их аккредитацию, притом не только британских, но и зарубежных.Архитектурно-образовательный стандарт в Великобритании разрабатывают представители RIBA совместно с представителями Совета по архитектурной регистрации Великобритании (ARB). Совет был создан парламентом в 1997 году для регулирования деятельности архитекторов в Великобритании.

В британском архитектурно-образовательном стандарте регламентация относительно учебных программ заключается в обозначении четких требований к знаниям студентов на определенном этапе их обучения, а также в количестве времени, уделяемого проектной практике в процессе обучения.

Таким образом, мы видим, что во всех странах одним из пунктов стандартов архитектурно-образовательной деятельности являются требования к оценке качества подготовленности студентов.

В Великобритании и США аккредитация учебных программ основывается на валидации – это преимущественно  оценка, основанная на продукции ("output") или же – применительно к образованию – оценка знаний и умений, которые приобрел выпускник архитектурной школы. В этих странах основной документ, регламентирующий организацию учебного процесса – список «критериев оценки качества подготовленности студентов». В ФГОС ВПО РФ также предъявляются требования к результатам освоения основных образовательных программ, но, кроме того, обозначены достаточно жесткие требования как к перечню дисциплин для разработки учебных программ, так и к количеству затрачиваемых на них зачетных единиц.

На наш взгляд, стандарты в архитектурно-образовательном процессе, основанные на принципе валидации и не предписывающие большого количества ограничений в организации учебного процесса, более актуальны. Они позволяют архитектурным школам проявлять большую свободу в построении процесса обучения, а значит, иметь возможность индивидуального подхода. Разрабатывая программы курсов самостоятельно, каждая школа старается сделать их наиболее эффективными, но сохранить собственные традиции и индивидуальность, что очень важно, если учитывать специфику профессии, скорость развития технологий и постоянно растущие требования к профессионалу в области архитектуры.


Библиография

  1. Кияненко, К. Комментарий к американскому архитектурно-образовательному стандарту [Электронный ресурс] Архитектурный вестник: archvestnik.ru – URL: http://archvestnik.ru/ru/magazine/757
  2. Официальный сайт учебно-методического объединения по образованию в области архитектуры [Электронный ресурс] – URL: http://umo.architecture.edu.ru
  3. Официальный сайт RIBA [Электронный ресурс] – URL: http://www.architecture.com
  4. Официальный сайт NAAB [Электронный ресурс] – URL: www.naab.org
  5. ФГОС ВПО по направлению подготовки 270100 Архитектура (квалификация «бакалавр»). – Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2010г. № 546


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017