№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Тимофеева Анастасия Олеговна

магистрант.
Научный руководитель: профессор С.В.Наумова.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: jelefiw@mail.ru

ПОВЫШЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ЕЕ ГУМАНИЗАЦИИ


За последние десятилетия численность городского населения на Земле многократно выросла, сейчас в городах проживает половина человечества. Согласно всемирно признанной методологии Индекса экологического следа (Environmental Footprint Index), уже сейчас человечество потребляет больше, чем Земля может возместить. Сегодня городская среда является агрессивным фактором: шум, отравляющие газы, пыль, экстенсивное использование природных ресурсов, большое количество отходов. В связи с неблагоприятными экологическими факторами, малоподвижным образом жизни, неправильным питанием, обилием информации, социальной изоляции, постоянного стресса люди в современном городе подвержены депрессии, которой страдает 350 миллионов человек – 5% населения планеты [5], растет число попыток суицида. Одна из причин – отсутствие конструктивной трансгрессии, креативного творчества.

«Старая парадигма, – будто природа – бесконечный резервуар ресурсов, оказалось неверной. Выход состоит не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что, в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя в явном виде гуманистические ориентиры и ценности» [3, с. 94].

Повышение гуманизации и креативности городской среды, способствующей творческому развитию человека возможно благодаря созданию разнообразных гибких общественных пространств, богатых событиями. «Привлекательные города должны иметь тщательно спроектированное общественное пространство, помогающее поддерживать процессы, активизирующие городскую жизнь. Важной особенностью является то, что городская жизнь – это потенциально саморазвивающийся процесс» [1, с.65]. «Люди приходят туда, где есть люди», – так обычно говорят в Скандинавии. Тротуары, заполненные огромными толпами спешащих людей, совсем не признак живого города.

Датский архитектор Ян Гейл дает основные рекомендации по проектированию общественного пространства для живого и экологичного города:

  1. Грамотное соединение территории здания с его первым этажом.
  2. Отсутствие барьеров – беспрепятственное передвижение людей.
  3. Приоритет пешеходов над автомобилистами.
  4. Проектирование всесезонных открытых пространств.
  5. Легкодоступность для инвалидов.
  6. Развитие велосипедного движения.
  7. Озеленение.
  8. Использование природных материалов.
  9. Прекращение массового строительства торговых центров, которые исключают социальную активность и индивидуальность города.

Одна из проблем дегуманизации общественных пространств –  отсутствие среды, способствующей творческому развитию личности в городе. Данная проблема решается за счет повышения креативности города. В креативном городе комфортно работать, удобно отдыхать и есть возможность раскрытия потенциала личности. Махатма Ганди говорил: «Станьте теми изменениями, которые вы хотите видеть в мире». При изменении собственного поведения человека меняется поведение его окружения; в результате появляется энергия для общественного движения, которая стремится заменить суррогаты радости (например, избыточный шопинг) на истинные ценности – живое общение, саморазвитие, духовный рост. Это называется законом автосинхронизации – 5% людей с общим поведением и общими ценностями набирают критическую массу и начинают менять общество. Это явление также известно как «эффект сотой обезьяны». Специалисты, работающие в смежных с градостроительством и дизайном дисциплинах, считают, что накопилась критическая масса людей, желающих положить конец господствующему модернистскому мышлению, и настало время изменить методологию проектирования окружающей среды.

Город может стать платформой, где каждый житель как потенциальный участник пространства сможет влиять на принятия решений. Люди с общим интересам создают сообщества, которые позволяют развивать местные традиции, культуру, уникальные особенности мест, что может стать ключевым фактором развития территории. Это послужит противоядием схемы градостроительства, контролируемой централизованной иерархической системой власти.

Творческой средой может стать место, где есть необходимые исходные условия в виде «жесткой» и «мягкой» инфраструктуры. «Жесткая» инфраструктура – это сеть зданий, места встреч людей, транспорт, здравоохранение, другие городские службы. «Мягкая» инфраструктура – система сотрудничающих социальных сетей, связей и взаимодействий между людьми, которая стимулирует поток идей между индивидуумами и организациями. Публично доступные места города, где люди могут свободно обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего творчества и коммуницировать не в роли потребителя товаров, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности.

Искусство эффективно воздействует на сознание общества и на государственные структуры и в тоже время является одной из возможностей привлечь людей в города и сделать место более привлекательным.

Творчество также является возобновляемым ресурсом развития города. Для этого необходимы:
- поддержка талантливых горожан в реализации их идей;
- концентрирование культурно-интеллектуальной среды для создания "критической массы" и привлечения талантов извне;
- распространение опыта, навыков и знаний;
- проявление креативного подхода в деятельности муниципальных программ;
- популяризация культурного досуга, новые пути к зрителям, среда, которая способствовала бы притяжению лучших умов.

В сложившейся ситуации экономического кризиса и интернета, позволяющим распространять тактики легко и быстро, выходом может стать тактический урбанизм. Он локально подвергает переосмыслению городскую среду, краткосрочно действует по улучшению и изменению районов и городов, является платформой для развития и представления экспериментального искусства, дизайна, технологий и активистских проектов. Марафоны городских действий, нацеленные на поиск существующих инициатив в городе и развитие городских комьюнити, постепенные интегративные действия по развитию, состоящие из работы (уборка мусора), развлечения (создание арт-объектов вместе с жителями), обучения (лекции, мастер классы, баркемп1). «Своеобразие города положительно влияет на социальное благополучие, укрепляет гражданское достоинство, усиливает сплоченность местного сообщества и создает потребность заботиться о городской среде» [4].

Креативный город можем сделать наши города более жизнеспособными, управляя человеческим воображением и талантом. Большинство городов обслуживает эксплуатационно-потребительскую модель. Художники, работающие по принципу «проект–галерея–вернисаж», не приходят к фидбэку2, ради которого репрезентируется авторский проект зрителю. Социальная рефлексия осуществляется, когда искусство находится в открытом пространстве города. Взаимодействие автора со случайными прохожими – наиболее важная задача для художника, работающего в пространстве городской среды. Восприимчивость к культуре – значимый элемент и движущая сила развития креативного города. Суть состоит в том, чтобы люди имели возможность взаимодействовать, говорить, учиться, играть. Город, в котором приятно жить, создает среду для обучения. «Творческий потенциал города будет неиссякаем, если склонность к рефлексии и обучению будет присутствовать во всех его элементах. Обучающийся город успешно развивается в быстро меняющейся социально-экономической среде» [2, с. 360]. Преображение города – в руках его жителей: улучшение городской среды достигается с помощью небольших и не затратных по времени действий, результатом которых может стать мощный, демократичный метод работы и запуск долгосрочных перемен в обществе.


1 Баркемп – международная сеть конференций, открытая для всех, посвященая выработке новых действий.

2 Фридбэк – ответная реакция на какое-либо действие или событие


Библиография

  1. Гейл, Ян. Город для людей: пер. с англ. / Я. Гейл. – М.: Альпина Паблишер, 2012 – 65 с.
  2. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри. – М.: Классика-ХХI, 2011. – 360 с.
  3. Стёпин, В.С. Цивилизация и культура / В.С. Стёпин. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 94 с.
  4. Доклад Римского клуба «Пределы роста» – [Электронный ресурс] – URL: http://www.clubofrome.org/
  5. Прецкайло, И.Я. Депрессия – современный взгляд [Электронный ресурс] / И.Я. Прецкайло. – URL: http://brest-region.gov.by/index.php/obshchestvo/zdravookhranenie/zdorovyj-obraz-zhizni/publikatsii/2016-depressiya-sovremennyj-vzglyad


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017