№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Евдокимова Елена Александровна

аспирант.
Научный руководитель:
доктор архитектуры, профессор Ю.С. Янковская.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: arhevdokimova@gmail.com  

ГРАФФИТИ В АРХИТЕКТУРЕ ШВЕЙЦАРСКОГО ДУЭТА ГЕРЦОГ И ДЕ МЁРОН


В статье рассматривается зарубежный опыт применения граффити на примере архитектурных решений бюро Herzog & de Meuron. Анализ зарубежного опыта выявил различные варианты внедрения граффити в архитектуру.

Ключевые слова: граффити, современное искусство, архитектура, современная архитектура, Жак Герцог, Пьер де Мёрон


Граффити, возникшее в 1960-х гг. в США как движение художников-любителей [1, с. 146], качественно видоизменяется с каждым годом. Из модного молодежного увлечения постепенно вырастает одна из актуальных форм художественного самовыражения, ставшая популярной во всем мире. Наблюдается усиление творческих поисков внутри граффити, растет число видов и стилевых приемов. Полувековая эволюция исканий внутри движения наглядно демонстрирует совершенствование творческих поисков. Это сказывается на увеличении числа сторонников граффити, расцениваемого сегодня как часть искусства «народного и элитарного среди определенных прослоек народа, искусства умирающего города, живописующего свои калиграммы на стенах и заборах, автомобилях и футболках…» [3]. Среди заинтересованных граффити – промышленные дизайнеры, разработчики видеоигр, рекламы, веб-дизайнеры, дизайнеры одежды и интерьера, архитекторы. Швейцарский архитектурный дуэт Жака Герцога и Пьера де Мёрона не остался в стороне от любопытного феномена. Известные своими смелыми экспериментами, обладатели Прицкеровской премии, расширяя поиски нетривиальных решений в области архитектуры и современных строительных материалов, обратили внимание на скрытый потенциал граффити. Итогом приложенных усилий в этом направлении стали три проекта, два из которых были реализованы. Остановимся на каждом подробнее.

Ciudad de Flamenco. Первый эксперимент назsвается «Ciudad de Flamenco», что дословно можно перевести как «Фламандский город» (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид проекта «Ciudad de Flamenco» и концепция формирования декоративного узора на его стенах. Источник: http://www.eikongraphia.com/?p=1050

Несмотря на то, что данный проект не был воплощен в жизнь, он важен как первая попытка архитекторов данного бюро связать воедино архитектуру и граффити. Концепция, представленная Герцогом и де Мёроном для испанского города Херес-де-ла-Фронтера в 2003 году, отображает идею города-сада и города в городе. Ажурная стена, предназначенная для отделения внутренней части сада, создана на основе орнамента. Он, в свою очередь, сформирован из скомбинированных между собой элементов, характерных для «старой» и «новой» культур. Элементом «новой» культуры в орнаменте становится граффити, типичное для улиц Нью-Йорка. Авторы использовали чередование граффити-росписей для создания модуля, послужившего основой для изготовления перфорированной конструкции, которая ослабляет эффект «тяжелой» и глухой бетонной поверхности. Как видно, данный эксперимент по использованию декоративного узора граффити, выполненного на архитектурном сооружении, обогащает традицию архитектурного орнамента, история которого восходит к древнейшим цивилизациям и скрывает большое разнообразие типов и способов выполнения.

Библиотека Бранденбургского технического университета (публичная библиотека в Котбусе). Следующий проект Герцога и де Мёрона стал демонстрацией последовательного развития концептуальных исканий бюро в направлении граффити. Бранденбургский технический университет города Котбус нуждался в современной библиотеке. Архитекторы, создавая для студентов публичную библиотеку университета как «уединенный ориентир в пределах окружающей городской архитектуры» [4], проектировали монолитный объем, в плане напоминающий амебу (рис. 2).

Рис. 2. Общий вид и интерьер библиотеки Бранденбургского технического университета. Источник: http://lightsup.ru/arxitektura/biblioteka-texnicheskogo-universiteta-kotbus.html  

Такая форма позволила авторам создать читальные залы различных размеров и конфигураций, ориентированных по всем сторонам света. Архитекторы объединили залы одним большим пространством и окутали их вуалью из стекла. Этот своеобразный занавес, отгораживающий читателя от окружающего мира, они «соткали» из текстов и алфавитов разных языков. Полученные надписи, выполненные в духе граффити с той же смелой и слегка небрежной экспрессией, Герцог и де Мёрон размножили по всей поверхности стеклянного фасада. Не только сама идея использования надписей на здании и их стилистики является эхом современного граффити, но и их густое наслоение друг на друга – отголосок постоянного перекрывания старых граффити при появлении новых. Швейцарские архитекторы фактически использовали старый прием декорирования поверхности стены за счет окрашивания, изменив только саму поверхность и соотношение тонированных и оставленных нетронутыми частей.

40 Bond Street. Завершающим экспериментом по сближению архитектуры и граффити становится одиннадцатиэтажный жилой дом по улице Бонд-стрит в Нью-Йорке, реализованный Герцогом и де Мёроном в 2007 (рис. 3).

Рис. 3. Общий вид и входная группа жилого комплекса с квартирами-«резиденциями» класса люкс «40 Bond Street». Источник: http://www.exyd.de/40-bond.html

Авторы проекта помещают на главный фасад роскошного жилого дома трехмерную ограду длинной около 40 метров и переменной высотой от 2,5 до 7 метров, которая обносит строгий прямоугольный объем здания в его парадной части. Ограда эта сделана на основе все тех же граффити, художественно стилизованных и размноженных. Застывшие белые скульптурные буквы – это четыре базовых модуля, которые спаяны между собой потайными соединениями. Ограда – не единственный элемент, привносящий эстетику граффити в данный проект, она скорее предваряет развитие, продолженное на поверхностях пола и стен внутри жилого дома.

Проанализировав зарубежный опыт применения граффити, мы видим, что для проектирования используются такие приемы, как печать и прорезка граффити на различных поверхностях здания; перфорация; скульптурное моделирование на основе стилизованных надписей граффити.

Данные приемы не являются новым словом в строительных технологиях. Важен оригинальный подход архитекторов к решению проблемы шаблонности при производстве строительных материалов – типовые детали уступают место индивидуальным решениям, основанным на живописном граффити. Приемы эти могут быть осуществлены при использовании следующих технологий:
- декоративной перфорации по металлу – нанесения отверстий с разным шагом и разным диаметром на лист металла;
- декоративной перфорации по бетонной поверхности, реализуемой благодаря пластичным бетонам, позволяющим выливать сложные и разнообразные по конфигурации формы;
- декорирования стекла с помощью пескоструйного оборудования, варьирующего результат от шероховатой и непрозрачной, молочно-матовой поверхности до гладкой, глянцевой;
- декорирования различных строительных материалов с помощью лазерной резки и перфорации.

Таким образом, на приведенных примерах мы проследили возможные варианты внедрения граффити в архитектуру, доказывающие жизнеспособность и нетривиальность такого объединения.


Библиография

  1. Аполлон // Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: терминологический словарь /под общ. ред. А. М. Кантора. – М.: Эллис Лак, 1997.
  2. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. – М.: Добросвет, 2000 – С. 155–167.
  3. Раппапорт, А.Г. Граффити и High Art [Электронный ресурс] /А.Г. Раппапорт // Государственный центр современного искусства, 09.11.2008. – URL: http://www.ncca.ru/publications.text?filial=2&id=101
  4. Концепция проекта библиотеки бранденбургского технического университета [Электронный ресурс] – URL: https://www.herzogdemeuron.com/index/projects/complete-works/151-175/166...


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017