№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Шутовская Анастасия Александровна

студент.
научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Ю.В. Горгорова.
ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет",
Ростов-на-Дону, Россия,  e-mail: Bestijaya-rijaya@mail.ru

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК УЛ. БОЛЬШОЙ САДОВОЙ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ


Ключевые слова: историческая застройка, памятники архитектуры, архитектура Ростова-на-Дону


Освоение Приазовья и Нижнего Дона началось со времен Азовских походов Петра I и проходило в рамках общеисторических процессов, характерных для России конца XVII – первой половины XIX в. При проведении градостроительных преобразований территории в условиях приграничной специфики южнорусских поселений приоритетными являлись защитные, оборонительные функции. В 1760 г. к востоку от Темерницкой таможни, являвшейся единственным пунктом, через который Россия могла иметь торговлю с портами Азовского, Черного и Средиземного морей, было заложено укрепление, в 1761г. получившее название крепости св. Дмитрия Ростовского.

С упразднением Ростовской крепости и усилением торговой функции в 1835 г. Ростов стал одним из важнейших рынков международной торговли южной России. На плане города на местность, занимаемую бывшей крепостью св. Дмитрия, была наложена прямоугольная сетка поквартальной разбивки. Городская территория включала три площади: Старую Базарную, площадь к северу от ул. Большой Садовой (на ней было выстроено деревянное здание богадельни и театр) и торговую площадь Нового Базара. Территория между ул. Большой Садовой и ул. Кузнецкой, отмеченная на плане 1811 г. как «кварталы для садов», была наполовину застроена. Городской сад и Конная площадь с театром были ориентированы на ул. Большую Садовую [2, с. 143].

В начале 1860-х гг. Большая Садовая, «почти совершенно шоссированная», была проложена через всю эспланаду бывшей крепости. Улица застраивалась купцами постепенно, все здания были по-своему уникальны и назывались по фамилиям владельцев. Яркие впечатления оставляет архитектура Доходного дома Яблоковых (ныне Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, ул. Большая Садовая, 42 – рис. 1). Здание построено в 1901 г. в стиле эклектика. В его оформлении использованы приемы и декор, характерные для барокко и классицизма.

Рис.1. Главный фасад Доходного дома Яблоковых,1901 г. 

В композиции фасада выделена центральная раскреповка с балконом на втором этаже и гигантским пилястровым портиком ионического ордера. В уровне первого этажа изначально располагался парадный вход в здание, фланкированный фигурами атлантов, поддерживающих балкон.

Архитектурно-художественный облик здания формируют обрамления оконных проемов, декоративные замковые камни, лепной декор, дополняющий убранство фасада. Здание сложной конфигурации в плане, с подвалом, скатной крышей, кирпичное. Памятник архитектуры XX века отражает стилистическое многообразие застройки главной улицы города [1, с. 13].

В комплекс исторической застройки Большой Садовой входит Здание городской думы (ул. Большая Садовая, 47 – рис. 2). Проект разработан архитектором А.Н. Померанцевым в 1896 г. и к 1899 г. здание было построено.

Здание симметричное, с внутренним двориком. Окна всех четырех этажей различны и по форме, и по размеру. Рустовка первого этажа, зубчики по карнизу, симметрия – это элементы, заимствованные из классики. Однако преобладают детали барокко: ложные аттиковые этажи сложной формы, декорированные сандрики окон, оформление угловых окон верхнего этажа и балконов. В период проектирования и возведения этого здания уже назревали идеи модерна, воплощенные в овальной форме и больших размерах оконных проемов.

Здание дважды разрушалось – в 1921 и 1942 гг. Восстановлено с некоторыми упрощениями в 1953 г. ростовскими архитекторами Ф. В. Лузановым, П. С. Калашниковым, Л. Л. Эбергом и В. В. Бариновым [5].

Рис. 2. Здание городской думы, арх. А.Н. Померанцев, 1899 г.  

Памятник гражданской архитектуры 1890-х годов в стиле эклектика располагается по Большой Садовой, 62 (рис. 3). Здание гостиницы «Большая Московская» (ныне «Московская») построено по проекту архитекторов А.Н. Померанцева и Н.Н. Дурбаха. В симметричной композиции главного фасада выделены центральная и две крайние раскреповки на всю высоту здания. Ограждение кровли между аттиками состоит из тумб и декоративных решеток. Первый этаж по фасаду обработан глубокой рустовкой, проемы верхних этажей обрамлены сложными наличниками с сандриками (треугольными на втором этаже, прямоугольными на третьем). Антаблемент представлен фризом с триглифами и карнизом с рядом мелких зубчиков и поясков растительного орнамента [1, с.20].

Рис. 3. Здание гостиницы «Московская», арх. А.Н. Померанцев и Н.Н. Дурбах,1890 г.

В 1913 г. дом принадлежал Армянскому благотворительному обществу. Доходный дом С.Ф. Генч-Оглуева (ул. Большая Садовая, 66) был построен в 1883 г. по проекту архитектора А.Н. Померанцева купцом С.Ф. Генч-Оглуевым (рис. 4). Первый этаж предназначался для торговых рядов, второй и третий – для контор и квартир.

 

Рис. 4. Доходный дом С.Ф. Генч-Оглуева, арх. А.Н. Померанцев,  1883 г.

Фасады оформлены в стиле эклектика. Особо акцентирован юго-западный главный вход, выходящий на проспект. Он решен двухъярусным эркером, завершенным четырехгранной башенкой с высоким оригинальным шатром, доминирующим в силуэте здания. Преобладающее вертикальное членение фасадов подчеркивают гигантские рустованные лопатки на всю высоту здания.

Облик фасада дополняет многочисленный лепной и штукатурный декор. В ходе реконструкции конца 1940-х г. изменены конфигурация и декор ряда слуховых окон и лепной декор верхнего яруса фасадов.

Памятник архитектуры третьей четверти ХIХ в. – своеобразный пример доходного дома в стиле эклектика и неотъемлемый градоформирующий элемент главной улицы города [1, с. 24]. События революции, гражданской и Второй мировой войны, а также деятельность советской власти оказали негативное влияние на облик Ростова в целом и его центральной улицы в частности. Многие красивые и величественные здания были уничтожены, поэтому тот неповторимый облик, который имела в начале XX века Большая Садовая, навсегда утерян.


Библиография

  1. Волошинова, Л.Ф. Проект зон охраны / Л.Ф. Волошинова // Натурные исследования, т.11. – Ростов н/Д., 1993.
  2. Есаулов, Г.В., Поцешковская, И.В. Формирование планировочной структуры Ростова-на-Дону во второй половине XVIII-первой половине XIX века / Г.В. Есаулов, И.В. Поцешковская. – Ростов н/Д., 2003.
  3. Есаулов, Г.В., Черницына, В.А. Архитектурная летопись г. Ростова-на-Дону. – Изд. 2-е, доп. / Г.В. Есаулов, В.А. Черницына. – Ростов н/Д., 2002.
  4. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры / А.В. Иконников. – М.: Искусство, 1985.
  5. Кукушин, В.С. История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: ГинГо, 1996.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017