№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Греков Илья Юрьевич

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент Ю.В. Горгорова.
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».
Ростов-на-Дону, Россия,  e-mail: ilyagrekov@gmail.com

ТРАНСФОРМАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА СРЕДСТВАМИ ОБЪЁМНО-ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ


Ключевые слова: музейное пространство, музейное проектирование, объемно-графические объекты


Актуальной проблемой организации музейных выставочных пространств является трансформация выставочного зала в условиях расширения коллекций, смены экспозиции или динамического характера выставки.

Выдающимися деятелями музейного проектирования XX века сформированы две концепции организации трансформирующихся музейных выставочных пространств.

Концепция «Растущего музея» Ле Корбюзье предполагает создание музейного выставочного пространства, в котором секции отдельных залов могут возводиться, примыкая к раннее построенным секциям по схеме прямоугольной спирали. Важным аспектом является организация музеографического маршрута, траектория которого соответствует форме спирали [2] (рис. 1).

Рис.1. Концепция «Растущего музея» Ле Корбюзье. Сост. И.Ю. Греков

Концепция «Универсального музея» Мис ван дер Роэ предполагает создание музейного выставочного пространства, в котором перегородки отдельных залов оснащены возможностью смены положения соответственно требованиям конкретного экспозиционного проекта. Важным аспектом является динамичность экспозиции, осуществляемая за счет объединения внешней и внутренней среды [2] (рис. 2).

Рис.2. Концепция «Универсального музея» Мис ван дер Роэ. Сост. И.Ю. Греков

Представленные концепции затрагивают в большей степени архитектурно-планировочную структуру музейных залов. В настоящее же время оформилась тенденция интеграции экспозиции в выставочное пространство.

Современный экспозиционный дизайн располагает богатой инструментальной и методологической базой, которая, подобно конструктору, обладает неограниченным числом комбинаций своих элементов. Это, в свою очередь, весьма важное условие для реализации новых концепций.

Предложена идея, объединяющая функцию трансформации выставочного зала и интеграцию экспозиции в выставочное пространство. Данная идея положена в основу разработанной концепции объемно-графических объектов [1].

Объемно-графический объект совмещает свойства носителей визуальной информации и объемно-пространственной конструкции, выполняющей эстетическую, утилитарную и пространствоорганизующую функции. Таким образом, в одном объекте совмещены признаки и свойства экспонатов, экспозиционного оборудования и выставочного пространства.

Объемно-графический объект имеет синтетическую структуру, представленную тремя компонентами: графикой, объёмом, тектоникой (рис. 3). 

1. Компонент «графика» может быть представлен стендами, щитами, плоскими экспонатами (графическими, фотографическими и др.), шрифтами, цветами, схемами, картами, иллюстрациями и др.

2. Компонент «объем» может быть представлен витринами, подиумами, объемными экспонатами (скульптурами, арт-объектами и др.), элементами интерьера, декорациями и др.

3. Компонент «тектоника» может быть представлен оборудованием для пространственного экспонирования, пространствоорганизующей структурой, инсталляцией, декоративными архитектурными элементами и др.

Рис. 3. Компоненты объемно-графического объекта. Сост. И.Ю. Греков

Взаимодействие всех компонентов между собой осуществляется их генетической связью: графика – объем – тектоника. То есть структура объёмно-графического объекта как бы вырастает из плоскости графики в объём и далее организует пространство [1].

Каждый компонент может быть представлен как отдельным предметом, так и несколькими, причем в различных комбинациях. К примеру, компонент «графика» может быть представлен только шрифтом, либо шрифтом и элементом системы визуальных коммуникаций.

Кроме того, каждый компонент объемно-графического объекта может быть представлен как самим предметом, так и характеристикой этого предмета, его функцией. Например, компонент «объем» может быть представлен графемой буквы, выполняющей функцию стенда или витрины.

Иными словами, компоненты объемно-графического объекта выступают в роли наиболее общих категорий, ни одна из которых не задает никаких ограничивающих рамок в плане содержания [1]. Таким образом, посредством объёмно-графического объекта осуществлена интеграция экспозиции в выставочное пространство.

Далее необходимо рассмотреть применение в концепции объемно-графических объектов метода трансформации выставочного пространства. Метод трансформации осуществим за счет передвижения серии объемно-графических объектов, выполненных в виде модулей-элементов (рис. 4).

Рис. 4. Метод трансформации выставочного пространства объемно-графическими объектами (вид сверху). Сост. И.Ю. Греков

Расположение модулей может производиться по сетке на плоскости пола или стены. Конфигурация пространства может изменяться за счет движения модулей вокруг своих осей или по направляющим, установленным в плоскости пола или стены. Характер движения в зависимости от поставленных задач может быть постоянным или периодическим, по степени сложности – простым либо сложным. Движение может осуществляться вручную или посредством установленных приводов. Определение амплитуды и скорости движения обусловлено габаритами и степенью устойчивости конструкции. Для мелкогабаритных объемно-графических объектов допустим довольно широкий диапазон амплитуд и скоростей, для крупногабаритных – ограниченный. Для осуществления трансформации в ходе экспонирования целесообразнее применять автоматизированную систему, которая предполагает оснащение модулей приводами, работающими по схеме многих единиц и управляемыми программно либо оператором.

Важным аспектом является организация музеографического маршрута, траектория которого изменяется в соответствии с замыслом экспозиции. Установка объемно-графических объектов может производиться как в крытых выставочных пространствах, так и на площадках под открытым небом. Для установки серии модульных объектов необходим вместительный экспозиционный зал или свободная площадка.

При этом необходимо отметить, что серия модульных объемно-графических объектов, установленных в открытом пространстве, формирует собственно «тело» музея.

Увеличение числа пространственных единиц, образованных промежутками между модулями, осуществимо за счет доставления дополнительных модулей по продолженной модульной сетке (рис. 5).

Рис. 5. Доставка модулей по модульной сетке. Сост. И.Ю. Греков

Концепция объемно-графических объектов может быть использована при организации экспозиций художественных и исторических музеев, а также промышленных выставок.

Таким образом, применение концепции объемно-графических объектов позволяет осуществить интеграцию экспозиции в выставочное пространство, а использование движущихся модулей-элементов – реализовать метод трансформации музейного выставочного пространства. Необходимо также отметить, что осуществление метода трансформации дает возможность стереть границы между экспозицией и выставочным пространством.


Библиография

  1. Горгорова, Ю.В., Греков, И.Ю. Выявление структуры объемно-графических элементов музейной экспозиции и определение основных принципов их проектирования [Электронный ресурс] / Ю.В. Горгорова, И.Ю. Греков // Инженерный вестник Дона: электронный научный журнал. – 2013. – № 4. – URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2088 
  2. Порчайкина, Н.В. Выставка современного искусства как система: пространство – экспонат – человек: дис. канд. … искусствоведения – Барнаул, 2013. – 202 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017