№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Пеганова Анастасия Викторовна

магистрант.
Научный руководитель: доцент Л.Н. Першинова.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: vpdesignn@gmail.com

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРЬЕРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА


Ключевые слова: средовое проектирование, комфортная среда, проектирование детских учреждений


Организация комфортной среды – одна из главных задач дизайнера и архитектора. Если среда предназначена для детей, различных по уровню развития, возрасту, требованиям душевного комфорта, она должна быть разнообразна и иметь качества, соответствующие потребностям каждого ребенка.

Согласно мировой статистике, количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) растет из года в год. Так, на 2012 год у каждого 110-го ребенка (на 10000 обследованных детей) зафиксированы симптомы аутизма. Неудивительно, что при такой статистике актуальны исследования по созданию комфортного пространства для детей с РАС.

Ассоциация родителей детей с психоречевыми нарушениями отмечает: «Собственно аутизм проявляется как отгороженность от других людей и от мира в целом. Он возникает из-за особой ранимости и неумелости этих детей осуществить контакт»; «аутичный ребенок стремится быть “рядом” с другими, а не “вместе” с другими»; «из-за их тревожности, сверхчувствительности у них возникает много страхов, непонятных окружающим. Поэтому, аутичные дети стремятся сохранить неизменным, а значит предсказуемым, устойчивым, мир вокруг себя» [7]. Из приведенных цитат следует вывод, что для детей с РАС для ощущения внутренней стабильности особо важен психоэмоциональный комфорт в окружающей среде.

Для выявления основных принципов достижения психоэмоционального комфорта необходим анализ существующих медицинской и образовательной среды для детей с РАС.

Примером существующей комфортной образовательной среды может послужить центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в г. Новополоцке. Из описания организации пространства этого центра учителем спецкласса Большаковой Г.Е: «Правильно обустроенный специальный класс не должен напоминать специализированное учреждение. Чем больше он похож на дом, тем лучше» [4]. Округлые формы интерьера, пропорции помещений близки ребенку. С точки зрения планировки основных объемов важно, чтобы помещения включали в себя комфортные ниши, сомасштабные детям соответствующего возраста (рис.1). Дети с РАС в большом, недифференцированном пространстве могут испытывать дискомфорт, а иногда даже страх.

Рис. 1. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Новополоцк

Рис. 2. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Москва Внешний вид.

Ярким примером может служить школа № 1831 в Москве – Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей, страдающих ранним аутизмом. Директор центра Виктория Ткачева: «К такому архитектурному решению пришли не случайно. Спроектировали здание на основе детских рисунков, с учетом особенного психологического восприятия аутичными детьми окружающего мира» (рис. 2) [6]. Архитектор Андрей Чернихов: «Атриум: зачем такой громадный отапливаемый объем? Для ощущения пребывания на свежем воздухе. Потому что прогулки для 30–40 человек трудны в нашем климате, где лишь 4 месяца являются благоприятными для пребывания на открытом воздухе. А стены – разные: справа ордер, а слева великан пришел и все поломал. Масштаб сбит специально: это свобода и дисциплина. И это пребывание между асимметрией и строгой классической симметрией – хорошо» (рис. 3) [6].

Рис. 3. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Внутренние помещения Помещение школы 1831 внутри зонировано на небольшие учебные комнаты, что создает ощущение уюта и комфорта.

Примером организации пространства медицинской среды является медицинский центр Edgecliff для детей-аутистов в Сиднее. Радиальная планировка способствует созданию атмосферы спокойствия. Центр здания представляет собой является открытое игровое пространство (рис. 4). Такая геометрия иллюстрирует идею пространства, которое должно способствовать развитию свободной игры детей. Отсутствие острых углов защищает детей от случайных травм.

Рис. 4. Медицинский центр Edgecliff для детей-аутистов, Сидней. План 

Регулирование формы коридоров может быть проиллюстрировано К. Деем: «Есть места, вроде уширения коридора, где можно посидеть у окна, и там сами собой создаются условия, приглашающие к общению… » [2, с. 20].

Планировка помещений должна направлять детей, быть предсказуемой. Так, желательно отсутствие длинных коридоров, помещения должны перетекать из одного в другое, не образовывая на пути излишних препятствий.

Рис. 5. Медицинский центр Edgecliff для детей-аутистов, Сидней. Внутренние помещения

Таким образом, если при проектировании среды для детей, остро чувствующих окружающий мир, учитывать все перечисленные принципы, то, возможно, интеграция таких детей в социальную среду и другие коррекционные процессы будет иметь больше шансов на успех. Каждый особый ребенок должен чувствовать себя комфортно в среде, где он вынужден пребывать.


Библиография

  1. Грендин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Темпл Грендин. – Теревинф , 2012 – 184 с.
  2. Дей К. «Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство» / Пер. с англ. В.Л. Глазычева / Кристофер Дей. – М.: Ладья, 2000. – 280 с: ил.
  3. Савельева. Е.Н. Аутизм. Методы реабилитации детей-инвалидов с психической патологией / Е.Н. Савельева // Социальная Работа. – 2011. – № 5. – с.46.
  4. Большакова, Г.Е. Особенности интерьера для детей с ТМНР в специальном «А» классе [Электронный ресурс] / Г.Е. Большакова// Сайт ГУО «Коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Новополоцка». – URL: http://www.novedu.by/
  5. Сайт Всемирной организации здравоохранения» – URL: http://apps.who.int/classifications/apps/icd/icd10online2003/fr-icd.htm?....
  6. Зуева, К. Краски и холст для молчуна, который всех боится [Электронный ресурс] / К. Зуева // Первое сентября: газета для учителей. – 2001. – URL: https://ps.1september.ru/article.php?ID=200101216
  7. Дорога в мир: Аутизм [Электронный ресурс] – URL: http://www.autist.narod.ru/autismdor.htm
  8. Ященко, Л. Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? / Л. Ященко [Электронный ресурс] // Molnet.ru. – 2011.– URL: http://www.molnet.ru/mos/ru/school/o_34761
  9. Edgecliff Medical Centre / Enter Architecture [Электронный ресурс] ArchDaily.–2012. – URL: http://www.archdaily.com/278890/edgecliff-medical-centre-enter-architect...


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017