№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Аксёненко Людмила Николаевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент Н.С. Аганина.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: aksyonenko-l@mail.ru

DESIGN THINKING И ДИЗАЙН-ПРОГРАММА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА


В статье рассматривается возможность внедрения инновационной западной методики Design Thinking в нашей стране. Раскрыты ключевые характеристики методики Design Thinking в сравнении с оформившейся в 1970-е годы в СССР методикой Дизайн-программы, выявлены их сходства и различия. Приведены примеры крупнейших мировых компаний, успешно использующих методику Design Thinking как в рамках дизайна, так и для управления эффективностью бизнеса. Данная статья может быть полезна, в первую очередь, для практикующих дизайнеров, дизайн-менеджеров, а также теоретиков дизайна.

Ключевые слова: Design Thinking, дизайн-мышление, управление бизнесом


«Все новое – это хорошо забытое старое».
Жак Пеше.

В настоящее время в России активно ведутся разговоры о такой инновационной методике, как дизайн-мышление. Но так ли новы ее методы для отечественного дизайна? Сам термин «Design Thinking» на русский язык переводится как «дизайн-мышление», но на наш взгляд, — это не совсем корректный перевод, так как возникает путаница с понятием «дизайнерское мышление», поэтому мы будем использовать оригинальное название методики. Точный год возникновения методики Design Thinking назвать сложно, но, по мнению Е. Храмковой, основные ее черты сложились в 2003–2004 годах как реакция на новое экономическое пространство с новыми ценностными ориентирами. Для ведения бизнеса стало недостаточно иметь аналитический склад ума, который отвечал за ключевые параметры товара – это цена и качество. Теперь в лексикон топ-менеджеров добавляются слова из области дизайна и изобразительного искусства: «креативность» и «воображение» [7].

В 2006 г. компания IDEO (США) провела ряд семинаров по повышению эффективности ведения бизнеса с помощью методов Design Thinking. И после этого термин «Design-Thinking» стал модным в бизнесе.

Для нашей страны Design Thinking является альтернативой дизайн-программам. Дизайн-программа – это комплекс методов системного подхода в проектировании, сложившийся в середине 1970-х годов. Предпосылки создания данного комплекса методов совпадают с предпосылками Design Thinking, сутью которых является следующее: вследствие развития общества явственен неуклонный рост требований в сфере потребления; необходимость проектировать не единичный объект в отрыве от среды, а также его взаимодействие с человеком и окружением и вообще весь жизненный цикл вещи или услуги [4, с. 9].

Рассмотрим ключевые характеристики Design Thinking по сравнению с дизайн-программами системного подхода 1970-х годов.

1. Разработка системного продукта, включающая все этапы его создания, вывод на рынок, взаимодействие с пользователем и конечную утилизацию. Аналогичный процесс проектирования был в дизайн-программировании. Разрабатывались средства организации различных видов деятельности: организация и управление, проектирование и реализация, научные исследования. Одной из первых дизайн-программ в СССР был проект «Союзэлектроприбор», где разработки затронули все материальные объекты (сама электротехническая продукция, вспомогательные объекты и крепления для ее интеграции в среду, упаковка, полиграфия, рабочая одежда), технологии изготовления (выявление и сокращение дублирующих элементов, проектирование новых с учетом их интеграции в другие типы продукта, т.е. их унификация), и изменение управления всеми частями организации [1, с. 39].

2. В Design Thinking разработкой продукта занимается междисциплинарная команда, состоящая из специалистов различных сфер: науки и искусства, технологии и гуманитарных областей. [9] Эта идея не новая – еще в 1977 г. Л. А. Кузьмичёв говорил о привлечении в проектирование знаний из других областей: психологии, социологии, информатики и т. д. [4, с. 13]. А сам по себе ВНИИТЭ может быть примером такой междисциплинарной команды в большем размере.

Несмотря на то, что в 1980-х годах в рамках методики дизайн-программирования поднималась проблема необходимости подготовки специалистов, способных работать в междисциплинарной команде, так и не было создано специального отделения для решения данной проблемы [6, с. 19]. В рамках методики Design Thinking первым учебным заведением, где стали готовить специалистов с таким навыком работы, стал Стэндфордский университет, образовавший d.school.

Далее внесение курса по Design-thinking произошло в Потсдаме в HPI School of Design Thinking, а затем Babson College, один из мировых образовательных лидеров в области предпринимательства, включил Design Thinking в свои учебные программы. Российским примером такого образования может послужить Британская школа дизайна и лаборатория Wonderfull в Москве.

Так как сам дизайн формировался на основе различных сфер, таких как конструирование, искусство, архитектура, а в нашей стране под действием социальных факторов, то междисциплинарность оказалась заложенной в самой природе дизайна.

3. Этап предпроектных дизайн-исследований является одним из важных составляющих методики Design Thinking. В нашей стране эти исследования проводились в 1980-е гг. [3, с. 97]. Суть дизайн-исследований заключается в выявлении потребностей пользователей – как явных, так и скрытых. Здесь отличие заключается в следующем. В дизайн-программах исследуются круг потенциальных потребителей, а в Design-Thinking добавляется группа «экстремальных» пользователей, т. е. тех, кто данный товар не покупает. Это дает шанс выявить скрытые недостатки продукта, невидимые непосредственным потребителям.

4. «Дизайн-мышление можно охарактеризовать как дисциплину, которая применяет метод эмпатии, … чтобы состыковать потребности людей с технологическим потенциалом и жизнеспособной бизнес-стратегией, которая может конвертировать эти потребности в покупательскую ценность и рыночные возможности» [2, с. 27]. Судя по определению, которое дал Т. Браун, основатель компании IDEO, которая первая стала применять эту методику на практике и открыто говорить о ней, метод эмпатии является одной из главных характеристик дизайн-мышления, на которой делается акцент. В дизайне 1980-х гг. метод эмпатии начинает активно применяться и входит в методику художественного конструирования как одна из составляющих частей системного подхода [4, с. 118].

5. Следующая отличительная черта дизайн-мышления – это вовлечение потенциальных потребителей в процесс создания продукта на всех этапах его проектирования и внедрения. Уже в 1980-х гг. Л. Б. Переверзев говорил о необходимости использования метода «дизайн-соучастия» на самых ранних этапах проектирования для преодоления проблемы отчужденности от истинных потребностей потребителей в системном подходе [6, с. 18].

6. Также в Design Thinking делается акцент на следующем: для генерации идей дизайн-мышление использует метод «мозгового штурма», но сам метод был изобретен задолго до появления данной методики – еще в 1941 г. В художественном конструировании этот метод тоже применялся [5; с.118].

7. В основе неоднократно пересмотренного стэнфордского процесса Design Thinking лежат пять этапов: «Понимание» (наблюдение, применение метода эмпатии и предпроектные дизайн-исследования), «Фокус» (акцентуация проблемы), «Идеи» (разработка идей и выбор главной), «Прототип» (малозатратное прототипирование), «Тест» [9].

Сами этапы не новы, хотя, по мнению сторонников данной методики (Е. Храмкова, Т. Браун и т.д.), новым является не линейное выполнение этапов, а при необходимости, циклично, т. е. возможен возврат с четвертого пункта на второй при выявлении ошибки и далее по аналогии, что позволяет значительно сократить расходы на разработку и уберечься от провала [7]. Но если обратиться к литературе, выпущенной ВНИИТЭ, то мы увидим: есть несколько видов стратегий – линейная (которой ставят в оппозицию стратегию дизайн-мышления), стратегия разветвленного поиска, адаптивная, импровизированная и циклическая. Последняя предполагает возврат на любой из этапов при обнаружении ошибки, что полностью совпадает со стратегией, применяемой в Design Thinking, т. е. методика Design Thinking «заимствовала» одну из уже ранее известных стратегий.

8. В настоящий момент сфера развития дизайна смещается в философско-социальную плоскость. Очень частый пример, приводимый экспертами дизайн-мышления, – реальный момент обсуждения дизайнерами компании IDEO проблемы выброса ручки зубной щетки, в процессе которого главный вопрос «какова зубная щетка будущего?» меняется на «каково будущее гигиены полости рта?» [7].

Но подобные мысли уже возникали. В. Ф.Сидоренко говорил о том, что решение проблемы может иметь два пути – разработка объекта и организованное изменение процесса жизнедеятельности, и приводит следующий пример: можно усовершенствовать газовый счетчик, а можно изменить процесс расчетов за пользование газом, при этом необходимость счетчика отпадает полностью.

9. Изначально методика Design Thinking применялась, так же как и дизайн-программа, для решения комплексных задач проектирования и разработки нового продукта. Но в настоящий момент подходы Design Thinking активно используют в инновационном предпринимательстве – для создания новых бизнесов, а также для генерации бизнес-моделей [8].

Теперь к дизайнерам стали обращаться с вопросом не как, а что разрабатывать, дизайнеры выступают в роли бизнес-консультантов на этапе разработки самой идеи нового продукта, а не только его проектирования. Это говорит о том, что роль дизайнера вновь возросла, а известные дизайн-методы, которые пришли из других профессиональных сфер, и умение дизайнера работать в ситуации неизвестности (например, выявление скрытых потребностей человека), стали применяться для решения самых различных задач, выходящих за рамки привычного дизайна.

Исходя из сравнительного анализа рассмотренных характеристик Design Thinking и дизайн-программирования, можно сделать вывод, что методы фактически одни и те же, но смещается вектор их применения в бизнес-сферу, направлен на получение экономической выгоды и ориентирован на потребителя.


Библиография

  1. Азрикан, Д. А., Щелкунов, Д. Н. Концепция фирменного стиля в/о «Союзэлектроприбор» / Д. А. Азрикан, Д. Н. Щелкунов // Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне/ под общ. ред. Л. Б. Переверзьев, В. Ф. Сидоренко и др. – М.: ВНИИТЭ, 1977. – 124 с.
  2. Браун, Т. Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Т. Браун. – Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 256 с.
  3. Глазычев, В. Л. Способы представления художественного конструирования [Электронный ресурс] / В.Л. Глазычев. – URL: http://www.glazychev.ru/books/design_issled/sposoby_predstavlenia_khud_p...
  4. Кузьмичёв, Л. А. Художественное конструирование комплексных объектов / Л.А. Кузьмичёв // Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне/ под общ. ред. Л. Б. Переверзев, В. Ф. Сидоренко и др. – М.: ВНИИТЭ, 1977. – 124 с.
  5. Методика художественного конструирования / В. Ф. Сидоренко, Д. Н. Щелкунов / М.: ВНИИТЭ, 1978. – 336 с.
  6. Переверзев, Л. Б. Системные тенденции в зарубежном дизайне // Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне/ под общ. ред. Л. Б. Переверзьев, В. Ф. Сидоренко и др. – М.: ВНИИТЭ, 1977. – 124 с.
  7. Храмкова, Е. Л. Дизайн: от создания вещей к проектированию будущего [Электронный ресурс] / Е. Л. Храмкова. –  URL: // http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-kachestvom/p10109/
  8. Храмкова, Е. Л. Дизайн-мышление как распознавание возможностей [Электронный ресурс] / Е. Л. Храмкова.  – URL: http://hbr-russia.ru/upravlenie/upravlenie-innovatsiyami/p10686/
  9. Smashing Journal. Дизайн-мышление [Электронный ресурс] / Smashing Journal – URL: http://smashingjournal.ru/?p=7212


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017