№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Ветлужских Максим Николаевич

магистрант кафедры индустриального дизайна.
Научные руководители:
кандидат философских наук, профессор В.И. Исаченко;
кандидат искусствоведения, профессор В.А. Курочкин.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: Igryl9l@yandex.ru
 

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОНЦЕПЦИИ В АВТОМОБИЛЬНОМ ДИЗАЙНЕ


Ключевые слова: автомобильный дизайн,


Продукт дизайна – единство формы и внутреннего содержания. Поэтому проблема интерпретации новых технологий в новый язык дизайна была актуальной на протяжении всей истории предметной среды.

Наиболее ярким примером кардинальных изменений в дизайне служит время промышленной революции. Благодаря переходу от ремесленного производства к промышленному и изменению самих принципов изготовления (от ручного труда к более производительному машинному) стало возможным массово тиражировать изделия, делая их доступными для большего круга потребителей. Изменился и дизайн. При ремесленном производстве дизайн стремится к индивидуализации, т. е. к удовлетворению потребностей конкретного потребителя-заказчика. При промышленном же производстве учитывается совокупность потребностей потребителей. В связи с этим дизайнеры вынуждены ориентироваться на большинство.

Промышленная революция связана не просто с началом активного применения машин для производства, но и с изменением всей структуры общества. Она сопровождалась резким повышением производительности труда, быстрой урбанизацией, началом интенсивного экономического развития, исторически быстрым ростом жизненного уровня населения [5].

Это говорит о том, что новые технологии производства изменяют устройство общества, а значит, изменяются условия, в которых живут люди. В свою очередь, это означает, что предметная среда вокруг человека тоже изменяется – у людей возникают новые возможности, с ними – новые привычки и потребности. Так появляются новые продукты с принципиально новым дизайном, которые, в свою очередь, влияют на другие продукты.

Чуть позднеее то же самое произошло и с автомобильным дизайном. Сначала проектированием и производством автомобилей занимались небольшие кузовные ателье, которые использовали дерево для создания кузовов, после чего устанавливали их на стандартные рамы. Такой подход обладал гибкостью – каждый автомобиль зачастую был уникальным, разрабатывался для конкретного клиента и производился вручную. Но такие методы не предполагали массовости, с внедрением поточного производства на основе конвейера Генри Фордом в 1908 году [4] количество выпускаемых автомобилей резко возросло и возникла потребность в дизайне массовом, способном удовлетворить потребности массового покупателя. Важную роль в новом дизайне автомобиля сыграло и изменение материала. Использование стали вместо дерева позволило ему стать более легким, долговечным, безопасным и простым в производстве. Вместе с новым материалом изменились методы проектирования, формообразование.

Сегодня мы имеем принципиально новые технологии и материалы. И дизайнеры стремятся наделить автомобиль новыми смыслами и принципиально пересмотреть суть всего формообразования кузова. Такое становится возможным благодаря применению технологий 3D-печати, силовых установок, работающих на электричестве, применению углепластика там, где раньше использовалась сталь. Новые технологии в компактных электродвигателях, аккумуляторных батареях позволяют отказаться от двигателя внутреннего сгорания для большинства автомобилей. От двигателя внутреннего сгорания приходится отказываться в силу объективных причин – электричество проще транспортировать, отсутствуют вредные выхлопные газы – все это положительно сказывается на экологии крупных городов.

Вместе с изменением силовой установки принципиально меняется компоновка автомобиля – электродвигатели размещаются внутри колес, а батарейный отсек, как правило, располагают равномерно в нижней части автомобиля. Вслед за конструктивными изменениями происходят изменения в дизайнерских решениях.

Так, дизайн-философия GINA от компании BMW базируется на нескольких основных понятиях [1]:

  • GINA (Geometry and Functions In "N" Adaptions – геометрия и функции в n-ном количестве адаптаций;
  • convex-concave surfaces – взаимная игра выпукло-вогнутых поверхностей;
  • Light Visionary – легкое прочтение;
  • polygamy – полигон + оригами;
  • rapid manufacturing – быстрое изготовление;
  • versatility – многосторонность, разноплановость (с точки зрения функций);
  • vision – предвидение будущего – имеется в виду проектирование будущих тенденций, предсказание, предположение.

Философия GINA от BMW демонстрирует новый подход к дизайну автомобиля, материалам и гибкости.

В 2001 году компания BMW представила свою новую концепцию GINA в виде концепт-кара GINA Light Visionary Model[2] (рис. 1, 2). Такое сложное название объясняется тем, что в нем объединены сразу две концепции от BMW[3].

Рис.1,2. BMW  GINA Light Visionary Model

1. Философии GINA (геометрия и функции в n-ном количестве адаптаций) и 2. Первое чистое применение (Light Visionary) этих принципов к автомобильным формам (Model, в отличие от Concept Car – концепции настоящего автомобиля). В целом концепция GINA может быть сформулирована так: "Промышленный дизайн перестает быть статичным, становясь динамичным и тем самым предлагая покупателям не одну твердую форму или два фиксированных положения, а конструкцию, плавно меняющуюся для разных ситуаций пользования".

GINA Light Visionary Model обладает новыми свойствами, такими как практически бесшовная внешняя облицовка из текстильной ткани, натянутая на двигающуюся подструктуру. Функции вступают в действие только тогда, когда это необходимо. Примером служат задние фонари – в обычном состоянии их не видно под общей структурой материи, при активации фонари проявляются сквозь материал (рис. 7). Благодаря абсолютно новой интерпретации известных функций и структуры водитель получает совсем другие ощущения при пользовании автомобилем. Изменение автомобиля в своей сути и его адаптация к требованиям водителя повышает эмоциональное воздействие, оказываемое автомобилем, и служит важной целью философии GINA. Эта философия дает дизайнерам и технологам возможность пересмотреть существующие принципы и привычные методы работы. Тщательно изучаются все возможности, подвергаются сомнению истины, еще вчера казавшиеся незыблемыми. Теперь дизайнеры пытаются ответить на, казалось бы, простые вопросы: должна ли крыша обязательно опираться на стойки и ограничиваться окнами? Действительно ли расположение сидений одно рядом с другим является оптимальным? Должны ли все функции автомобиля постоянно быть видимыми, даже когда они не используются? Какова степень индивидуализации автомобиля? Существуют ли альтернативы жесткой оболочке кузова из стали или пластмассы? Ответы на эти вопросы определяют логику выбора перспективных направлений и разработок, формируют представления о будущей индивидуальной мобильности.

Рис. 3,4. BMW X Coupe

Философию GINA несут в себе и другие концепты от BMW: представленный в 2001 году X Coupe (рис. 3, 4) и основанный на нем серийный Z4 (рис. 5), концепт-кар CS1 2002 (рис. 6). Скульптурный дизайн, представленный в концепт-купе BMW X Coupe (рис. 3, 4), как и взаимная игра выпукло-вогнутых поверхностей (convex-cocave surface), повлияли на дизайн всех промышленных транспортных средств. Создание таких поверхностей (X Coupe) стало возможным благодаря изучению свойств естественного материала внешней облицовки, а также включению в дизайн-процесс изучения винтовых поверхностей и использованию особой скульптурной эстетики выпукло-вогнутых элементов. Данные концепции могут быть реализованы только абсолютно новыми производственными технологиями, такими как быстрое изготовление (rapid manufacturing).

Рис. 5. BMW Z4 2004 Рис. 6. BMW CS1Concept 2001

Суть этого метода заключается в том, что он позволяет производителям доводить наружные компоненты облицовки, которые были предварительно сформированы с помощью обычных методов производства, делая индивидуально настраиваемые высокоточные контурные линии, преимущественно для его реинтеграции в производственный процесс. Эта комбинация процессов была впервые использована при изготовлении капотов для родстера BMW Z4 М Roadster и купе BMW Z4 М Coupe. Модели получили свои отличительные линии-подштамповки на капоте, на отдельном этапе производства, существенно отличающемся от обычной обработки листового металла. Линии были выдавлены с булавочно-точечной точностью (pin-point precision) с помощью роботизированного стального пальца (robot-guided steel pin). Такой подход предоставляет совершенно новые пути индивидуального производства. Технология быстрого изготовления позволяет широко применять кастомизацию под конкретного потребителя в условиях промышленного производства.

Рис.7. BMW  GINA. Фонари

Сегодня философии автопроизводителей базируются на материалах и технологиях производства. Новые материалы и производственные процессы создают естественную эстетическую привлекательность. Таким образом, разработка и внедрение новых материалов и технологий может создавать продукты, которые позволят водителям взаимодействовать с их транспортными средствами способами, далеко выходящими за рамки потенциала обычной индивидуализации, применяемой вплоть до настоящего времени. Сам материал и технологии подразумевают новые формы и новые смыслы. Использование старых форм при новых возможностях не оправдано технологически и эстетически. Покупатели желают иметь более безопасные, экономичные автомобили. Новое поколение потребителей сегодня достаточно легко адаптируется к нововведениям в дизайне, интерфейсах. Нововведения являются ожидаемыми в новых продуктах. И поскольку уровень доступных технологий у производителей примерно одинаковый, все большее влияние будет иметь дизайн продукта.


Библиография

  1. BMW Group GINA Philosophy – GINA: [Электронный ресурс]. – URL: http://cache.bmwusa.com/pdf_9247ef34-8ac4-4023-a694-dc7ef526
  2. BMW GINA Visionary Model: [Электронный ресурс]. – URL: http://cache.bmwusa.com/pdf_6896a0d0-02fc-4aca-9e43-6dce9180b8dc.arox?v=...
  3. Concept Vehicles- GINA: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bmwusa.com/standard/content/allbmws/conceptvehicles/gina/
  4. Конвейер // ru.wikipedia.org: [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Конвейер
  5. Промышленная революция // ru.Wikipedia.org: [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Промышленный_переворот


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017