№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Никульшина Анна Юрьевна

магистрант кафедры индустриального дизайна.
Научный руководитель: доцент Т.А. Губарева.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: anna.wezc@gmail.com

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЙ ДИЗАЙН В ПРЕДМЕТАХ БЫТОВОЙ СРЕДЫ


Ключевые слова: энергоэффективные технологии, индустриальный дизайн


Непрекращающийся рост тарифов на электрическую энергию и нехватка вырабатываемых мощностей все чаще вынуждают рядового потребителя задумываться о возможных путях экономии электроэнергии. Но очевидно, что никто из нас не готов отказаться от ставших уже привычными вещей, которые делают нашу жизнь удобнее, безопаснее и комфортнее.

В современном мире человек для достижения необходимого ему уровня комфорта тратит все больше энергии. Поэтому особую актуальность приобрела система трех «Э»: экономика, энергетика, экология. По данным Международного Энергетического Агентства, с 1990 по 2013 год среднее потребление энергии на душу населения увеличилось на 10%, при этом население Земли увеличилось на 27%. Нехватка мощностей приводит к социально-экономическим проблемам и к перегрузкам на производстве, что не раз становилось причиной техногенных катастроф, которые наносят невероятный урон экологии.

Необходимо отметить, что многие развитые страны в попытке увеличения энергоэффективности в промышленных масштабах уже давно применяют альтернативные источники генерирования электроэнергии, используя гелио-, ветровую и геотермальную энергию. Все чаще появляются разработки в области градиент-температурной энергетики и биоконверсии солнечной энергии.

Одним из путей возможного решения проблемы потребления электроэнергии в современном жилище является применение энергоэффективных технологий в предметах бытовой среды, а одним из инструментов внедрения таких энергоэффективных предметов может стать дизайн.

Дизайн всегда эффективен, с его помощью можно оказывать колоссальное влияние на потребителя, стимулировать, определять и формировать его образ жизни. Дизайн определяет не только форму вещи, но во многом и само отношение к ней. Е.А. Розенблюм отмечает: «Быть "возбудителем беспокойства" в обществе – значит для дизайнера постоянно выходить за пределы сложившихся стереотипов, ломать их, творить новые оригинальные формы, предощущать в будничной прозе сегодняшнего дня тенденции завтрашнего. Как "возбудитель беспокойства" дизайнер призван освобождать человека от давления закостеневающей и потому давящей предметной среды, опираясь на просыпающуюся жажду раскрепощения». Таким образом, профессиональная деятельность дизайнера, как развивающаяся на социальной почве, так и опирающаяся на естественные качества человека (эстетические, эмоциональные и интеллектуальные), определила роль и место дизайна в общественной жизни. Дизайн – мощный и эффективный возбудитель эстетической и облагороженной активности общества, он позволяет возвышать личность, делать ее полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира.

Сегодня средствами дизайна решаются социально-технические проблемы функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Инновационная революция за последнее десятилетие обеспечила мощный импульс для развития «интеллектуальных» продуктов с новыми технологиями.

Например, шведский дизайнер Тереза Харманен предложила использовать процесс фотосинтеза для генерирования электроэнергии в домашних условиях. Ее концепт-стол со встроенными малогабаритными растениями способен выработать энергию, достаточную для освещения настольной лампы (рис. 1).

Рис.1. Концепт-стол со встроенными малогабаритными растениями,
дизайнер Тереза Харманен, Швеция

Концепт кресло-качалка Otarky дизайнера из Израиля И. Гительштейна производит электроэнергию за счет процесса качания, а вырабатываемой мощности хватает для освещения комнаты или для зарядки мобильного устройства в зависимости от продолжительности использования кресла (рис. 2).

Рис. 2. Концепт кресло-качалка Otarky, дизайнер И. Гительштейн, Израиль 

На улицах Лондона в 2014 году должна появиться экспериментальная система плиточных генераторов Pavegen, которые превращают кинетическую энергию шага в электричество (рис. 3). Плитка Pavegen преобразует и запасает энергию в литиевых батареях в течение дня, а с наступлением темного времени суток полученное электричество расходуется на уличное освещение. Эта технология может использоваться в жилых домах, где плитка будет размещена на ступенях и в наиболее проходимых зонах общественного пространства. Энергия, запасаемая плитами, будет использоваться для освещения приподъездной и подъездной зон.

Рис. 3. Система плиточных генераторов Pavegen, Англия

Дизайн – это образ мысли человека, живущего в современном мире, вынужденного непрерывно видеть, чувствовать, реагировать, прогнозировать, проектировать свои действия, оставаясь открытым живой, непредсказуемой, требующей каждый раз нового понимания реальности.


Библиография

  1. The centre for sustainable design: [Электронный ресурс]. – URL: http://cfsd.org.uk/events/sustainable-innovation-2013
  2. World Energy Outlook 2012: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/English.pdf
  3. Энергосберегающие технологии Philips: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lighting.philips.ru/lightcommunity/trends/green/energy-saving...
  4. Мосорова, Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: дис. ... докт. философских наук: 09.00.13. / Н.Н. Мосорова. – Екатеринбург, 2001.– С. 3–7.
  5. Папанек, В. Дизайн для реального мира / Пер. с английского. – М.: Д. Аронов. – №3 – 2010. – С. 278–313.
  6. Розенблюм, Е.А. Художник в дизайне / Е.А Розенблюм. – М.: Искусство, 1974. – С. 155–161.
  7. Широков, Е.И. Экодом нулевого энергопотребления – реальный шаг к устойчивому развитию / Е.И. Широков // Архитектура и строительство России. – 2009. – № 2. – С. 34 – 39.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017