№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Муфазалова Маргарита Даниловна

магистрант кафедры индустриального дизайна.
Научные руководители:
кандидат философских наук, профессор, В.И. Исаченко;
кандидат искусствоведения, профессор, В.А. Курочкин.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: mufazalovamargarita92@mail.ru

ТРАМВАЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВИД ТРАНСПОРТА


Ключевые слова: индустриальный дизайн, городской транспорт, экологичный общественный транспорт


В наши дни глобальной проблемой стало резкое увеличение доли личного автотранспорта. Обслуживание все нарастающего потока автомобилей требует немалых затрат как материальных, так и затрат времени, пространства, поскольку дорожное движение создается не столько количеством машин, сколько количеством поездок и их протяженностью [5]. Кроме того, есть проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, утилизацией транспортных средств и мн. др. Увеличение доли общественного транспорта может решить многие из этих проблем. Однако общественный транспорт еще недостаточно популярен, его парк продолжает сокращаться. Как показал зарубежный опыт, полностью отказаться от городского общественного транспорта невозможно. Он должен сталь неотъемлемой частью городской системы в будущем как достойный конкурент в широком смысле, удовлетворяющий запросы потребителей.

Особо остро сегодня стоит проблема загрязнения окружающей среды транспортными средствами. Все больше развиваются экологическое направление в транспортном дизайне. Проблема экологичности общественного транспорта в настоящее время решается достаточно успешно. Приведем несколько известных примеров:

• Компании Bombardier предлагает электрические автобусы, зарядка которых может осуществляться во время движения, благодаря специальной электрической сети, которая устанавливается прямо под проезжей частью на остановках общественного транспорта [2] (рис. 1).

• Концепт экологичного общественного транспорта SKhy Bus. Силовая установка не электрическая, а на топливных элементах, на водороде, где будет использоваться не чистая вода, а сточная, т. е. этот автобус будет выполнять дополнительно функцию миниочистной станции [1].

• Подвесные системы общественного транспорта вполне могут быть «зеленым» поездами. Концепт монорельсового подвесного вагона движется за счет энергии, выработанной солнечными и ветряными генераторами [8].

Рис.1. Электрический автобус компании Bombardier

Все эти разработки указывают на то, что общественный транспорт в будущем так или иначе станет электрическим.

В европейских странах в последние годы прослеживается тенденция возвращения трамвая на городские улицы. Этот вид транспорта незаслуженно считали устаревшим и неэффективным во время распространения автомобилей, но использование трамваев позволяет ограничить количество автомобилей в центральных районах городов, уменьшить число парковочных мест, что, в свою очередь, позволяет использовать освобожденные земли более эффективно для других целей, кроме того, трамвай может стать привлекательным атрибутом городской среды.

Трамвай сегодня признан в мире наиболее перспективным видом городского транспорта. Его положительные стороны: широкий диапазон провозной способности, высокая средняя скорость, все преимущества электротранспорта (экологичность, плавность хода, невысокие эксплуатационные затраты).

Рис. 2. Чешский трамвай на улицах Екатеринбурга 

Необходимость развития и преимущества трамвая в городах подтверждена 340 крупнейшими профессионалами и учеными-транспортниками всего мира в "Итогах 5-й конференции Международного союза Общественного Транспорта (МСОТ) по легкорельсовому транспорту". По определению комиссии МСОТ, "Легкорельсовый транспорт (ЛРТ) – это рельсовый транспорт, который, развиваясь поэтапно, на базе современного трамвая, превращается в высокоскоростную транспортную систему, осуществляющую движение по обособленному пути на наземном уровне, под землей и на эстакаде"[3].

Существует множество разработок в этом направлении. Лучшие зарубежные аналоги представлены такими фирмами, как Bombardier (рис. 3) и Alstom (рис. 4).

Рис. 3. Трамваи фирмы Bombardier Рис. 4. Трамваи фирмы Alstom

 

В Екатеринбурге на долю трамвая приходится до 13% пассажироперевозок [8], этот объем пассажироперевозок можно увеличить, если устранить существующие недостатки и стереотипы:

• Трамвай считается устаревшим видом транспорта, как следствие того, что парк подвижных составов в нашем городе давно не обновлялся. Более половины составов – это чешские трамваи, производства 1960-х годов (рис. 2).

• Низкий статус общественного транспорта. В нашей стране наличие личного автомобиля во многом определяет социальный статус.

• Психологическая напряженность. Толкаясь в тесных вагонах, не рассчитанных на такое количество пассажиров, мы лишены личного пространства, сиденья располагаются слишком близко друг к другу. Этого можно избежать увеличением количества курсирующих составов и сокращением времени ожидания.

• Низкий уровень комфорта. Трудно войти пожилым людям, пассажирам с детьми с колясками, инвалидам-колясочникам. Нет возможности повесить сумку. Сюда же можно отнести непродуманность остановочных комплексов. Многие трамвайные остановка даже не ограждены от проезжей части, как, например, на площади имени 1905 года.

• Проблемы гигиенического характера – скопление грязи в салоне, неприятные запахи. В летний сезон в общественном транспорте нехватка кислорода. В жаре очень быстро распространяется масса микробов.

• Проблемы, связанные с неправильной эксплуатацией:
- волнообразный износ трамвайных рельсов, что ведет к повышению шума и тряски при движении состава, которая может привести даже к повреждению фундаментов близлежащих строений;
- максимальная скорость движения трамвая до 75 км/час, но в России распространена практика ″тянутых″ графиков, т. е. графиков, составленных с пессимистическими оценками времени движения в предположении возможных заторов, реальная скорость движения составляет 15–20 км/ч [8];
- требуются довольно значительные капитальные затраты при сооружении новых трасс.

Система трамвайного транспорта Екатеринбурга нуждается в существенном обновлении и доработке. В решении проблем этого вида общественного транспорта поможет только системный подход. Экстенсивное развитие, увеличение выпуска вагонов или строительство новых линий не могут гарантировать трамваю прежний успех, необходимо внедрять новые технологические решения и изменять технико-экономические показатели работы трамвайного транспорта.

Итак, на основании изложенного современный трамвай для Екатеринбурга должен

• двигаться по выделенным полосам;

• должна быть повышена средняя скорость движения;

• обеспечить нормативную загрузку оптимальным распределением подвижного состава в зависимости от загруженности линий;

• быть бесшумным, снижению трамвайного шума может способствовать применение экранирующих шум фальшбортов со звукопоглотителями, закрывающими колеса, также есть чешская технология укладки рельс, исключающая их расшатывание;

• необходимо продумать и остановочные комплексы;

• салоны и остановочные комплексы должны быть оснащены системой информирования пассажиров о времени ожидания и маршрутах, о движении, времени в пути и возможности совершить пересадку;

• требуется обеспечить общественный транспорт тактильными, звуковыми и визуальными указателями для лиц с физическими недостатками, сделать его более доступным для всех категорий пассажиров;

• необходимо уделить серьезное внимание комфорту пассажиров – уменьшению вибраций, кондиционированию воздуха, эргономике кресел, расстоянию между ними;

• наделение общественного транспорта развлекательными функциями повысит его привлекательность в глазах пассажиров;

• оптимизация системы оплаты проезда;

• привлекательный дизайн вагона также немаловажен, он может помочь убедить потенциальных пассажиров оставить свою машину и воспользоваться общественным транспортом.

Для разработки современного решения «трамвайных» проблем необходим системный подход, в рамках которого огромное место займет дизайн. Нужно выявить наиболее приоритетные направления развития трамвайного транспорта, сделать его более совершенным и как следствие вернуть ему популярность.


Библиография

  1. Monteiro, A. Skhy bus / A.Monteiro // Популярная механика. – 2011 – № 10.
  2. Беспроводные элекроавтобусы Bombardier в Германии: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novate.ru/blogs/300313/22760/
  3. Итоги 5-й конференции МСОТ по легкорельсовому транспорту. Вестник ГЭТ России №6(39) 2000 (приложение 3).
  4. Московский трамвай. Данные соцопроса: [Электронный ресурс]. – URL: http://inmsk.ru/news_citylife/20120406/344878531.html
  5. Общественный транспорт: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rikshaivan.ru/perevozki/novye-vidy-gorodskogo-transporta/tram...
  6. Подвесные системы монорельсового общественного транспорта: [Электронный ресурс]. – URL: http://ctroitexnologii.blogspot.ru/2010/04/blog-post_20.html
  7. Портал новостей города Екатеринбурга: [Электронный ресурс]. URL: http://www.ekburg.ru/news/15/38735-v-ekaterinburge-skonstruirovan-pervyy...
  8. Ваксман, С.А., Лучанинова, К.А. Проблемы городского общественного транспорта сегодня и завтра (на примере Екатеринбурга / С.А. Ваксман, К.А. Лучанинова  Материалы XI междунар. (четырнадцатой екатеринбургской) науч.-практ. конф.: [Электронный ресурс]. – URL: http://towntraffic.narod.ru/Russian/Criticism/Criticism.htm
  9. Хиценко В.В. Развитие скоростного трамвайного транспорта. – М., ВИНИТИ, 1992. – 206 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017