№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Шанцина Дарья Алексеевна

магистрант.
Научные руководители:
кандидат архитектуры, доцент Ю.В. Горгорова;
доцент В.П. Козлов.
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».
Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: maitressse@rambler.ru

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ВВЕДЕНИЯ КУКЛЫ В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР


Ключевые слова: общественный интерьер, дизайн интерьера


Композиционные приемы должны соответствовать роли, выполняемой куклой в новом для нее пространстве. Кукла, если она единственная в интерьере, выступает обычно в качестве куклы – доминанты. Она концентрирует на себе внимание всей композиции. Кукла привносит в интерьер элемент жизненности, одушевленности, становится важным смысловым дополнением. Во многих случаях кукла, приобретая соответствующий статус, начинает играть роль товарного знака, отличительного символа, благодаря которому ресторан или кафе может быть выделен из общего ряда [1].

Выбор пространственного размещения такой куклы ничем не ограничивается, но местом наиболее точного и активного воздействия на зрителя становится витрина. Витрина – особое пространство на границе экстерьера и интерьера, переходное пространство. В качестве примера можно привести куклу в образе бабушки (кофейня, ул. Красноармейская 50, Ростов-на-Дону). Она занимает практически весь свободный объем витрины. Пластика куклы отражает строение замкнутого мира, в котором она существует.

Кукла может превратиться в некий талисман – такое произошло в кафе «Русский чай» (Таганрог). Кукла «Емеля» появилась в витрине несколько лет назад. Теперь она стала признанным символом кафе, оказывая влияние на всю остальную символику (рис. 1).

Рис. 1. Кукла «Емеля». Кафе «Русский чай». Таганрог

Если персонажей несколько, возможна организация их активного взаимодействия, основанного на драматическом конфликте. Наиболее эффектным приемом введения кукол в интерьер является мизансцена. Пространственное решение мизансцены может быть решено тремя основными приемами: фризовая уплощенная композиция, многоплановая мизансцена и совмещенный прием.

В случае часто используемого фризового построения персонажи фронтально развернуты на зрителя, куклы расположены примерно на одной линии. Возможно использование построения планами. В этом случае развитие пространства идет по нескольким направлениям, создается эффект объемной трехмерности. Использование этого приема характерно для диорамных построений. Он эффективен не только в витринном пространстве, но может с успехом применяться в оформлении самого интерьера.

В витринах ресторана «Мечта оптимиста» (Н. Чернышев, Т. Малышева, Санкт-Петербург, 2004) представлено в упрощенном виде решение многоплановой мизансцены (рис. 2).

Рис. 2. Витрина ресторана «Мечта оптимиста». Санкт-Петербург, 2004

Построение в виде мизансцены дает возможность наиболее ярко сформулировать основную мысль, преподнести увлекательную историю, и это вполне соответствует идеям культуры постмодернизма. Такое же соответствие может быть найдено в витринах «Ночного кафе» (Большой пр., Санкт-Петербург). Куклы выполнены в человеческий рост, они существуют в динамических поворотах, сложных ракурсах, при этом витрина имеет небольшую глубину, в качестве задника использована единая драпировка, отсутствует уходящая вдаль перспектива. Такое решение композиции, демонстрирующее тему фальши, соблазна, ночных игр и страхов, имеет нарочито театральный характер, чем подчеркивается и усиливается искусственность персонажей, выставленных на обозрение поздних прохожих.

Пользуются популярностью композиционные приемы, когда куклы размещаются на потолке или подвешиваются к нему. Такой прием может быть назван плафонной композицией. Собственным пространством куклы является плафон. Плафонные композиции позволяют «перевернуть» мир: они открывают зону действия совершенно других законов, куклы там живут свободно и в соответствие с собственной логикой. Примером такого решения является оформление клуба «Пурга» (Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 11. «Арт втроём», 2003) (рис. 3).

Рис. 3. Плафонная композиция. Клуб «Пурга». Санкт-Петербург, наб. Фонтанки, 11. «Арт втроем». 2003

Плафонные куклы здесь логически продолжают общее стилистическое решение помещения. В целостность интерьера, помимо кукол, может вовлекаться и мебель. В упомянутом клубе есть стол, Дед Мороз из будущего, лицом которого служит телевизор, борода сделана из гвоздей, руки шарнирные, металлические – приспособленные для раздачи подарков.

Объединившись с функциональными составляющими интерьера, кукла переносит их в собственный пространственный мир. Прием использования кукол-рельефов может считаться одним из наиболее сложных в семантическом плане. В этом случае существует неразрывная связь куклы с плоскостью стены, она плотно приставлена к стене или вмонтирована в нее, но сохраняет объем и свойства материала (рис. 4).

Рис. 4. Ресторан «Саквояж беременной шпионки». Санкт–Петербург, 2005. «Арт втроем»

Из сказанного могут быть сделаны следующие выводы:

  • Существует неразрывная связь между интерьером и куклой.
  • Интерьерная кукла дает акцент, способствует передаче тематической нагрузки, вносит элементы театральности.
  • Интерьер обретает для куклы свойства среды обитания, вне которой кукла перестает «жить» или начинает выполнять более простую функцию.
  • Интерьерная кукла несет некую историю, тема которой может быть задана решением самого пространства.
  • Если кукла существует в единственном числе и создает собственное пространство, она становится доминантой. Кукла-доминанта может стать талисманом, знаком или символом интерьера.
  • Композиции или ниши могут строиться по законам мизансцены. Интерьерная кукла, вступая в драматический конфликт, выстраивает вокруг себя особое пространство. Выделяются три приема: многоплановая композиция, уплощенная мизансцена и совмещенный прием.
  • Плафонная композиция позволяет изменить смысловые акценты и разгрузить обитаемое людьми пространство. Выбор плафонной куклы должен быть продиктован главной идеей интерьера.
  • Кукла-рельеф обычно приставлена к стене или вмонтирована в нее и сохраняет свой объем и свойства материала. Такие куклы статичны и монолитны, они могут быть отнесены к скульптуре.
  • Кукла может быть не только частью декора, но и компонентом мебели. Взаимодействуя с другими составляющими интерьера, кукла вводит их в мир театральности.

Библиография

  1. Ильина, Т.И. Игрушка не игрушка / Т.И. Ильина. – М. – Л.: Искусство, 1964. – 105 с.
  2. Соловьев, Н.К. Художественное формообразование интерьера (принципы факторной среды): учебно-методическое пособие по художественно-промышленному и декоративно-прикладному образованию / Н.К. Соловьев. – М.: МВПХУ, 1996.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017