№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Загребина Наталья Михайловна

доцент кафедры графики и анимации.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: n.zagr@mail.ru

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ЛОСКУТНОЙ ТЕХНИКИ


Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, лоскутное шитье


Техника лоскутного шитья имеет историю своего развития длиной в тысячелетия. Этот древний способ создания текстильного полотна зарождался и развивался независимо у разных народов. И предпосылки его появления носили социально-экономический характер. Не бедность и лишения, а скорее экономия и бережное отношение к дорогостоящим по тем временам тканям вынуждали создавать предметы одежды и убранства жилища из остатков старых вещей, вышедших из употребления. Лоскутки, не имеющие самостоятельной ценности, сортировались и сшивались в единое разноцветное полотно. Вначале их вручную собирали в произвольном порядке, затем старательно подбирали друг к другу по цвету. Так были разработаны многочисленные узоры и орнаменты, ставшие сегодня классическими.

Во многих источниках отмечается, что техника лоскутного шитья в ее современном виде зародилась в Англии. Но история ее возникновения восходит к очень отдаленным временам. В одном из национальных музеев Каира выставлен образец орнамента 980 г. до нашей эры, сшитый из кусочков кожи газели, а в Токийском музее хранится датируемая приблизительно теми же годами старинная одежда, украшенная узорами из разных лоскутов. В 1920 г. английский археолог сэр Артур Штейн обнаружил удивительный ковер IX в., хранившийся в пещере тысячи будд, который был сшит монахами из многочисленных кусочков одежды, оставленной паломниками.

В Европу техника лоскутного шитья пришла, скорее всего, с Востока вместе с крестовыми походами, когда рыцари привозили с собой трофейные знамена, ковры, ткани и одежду. В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия – 23 квилта Екатерины Говард (Catherine Howard), пятой жены короля Генриха VIII, которые она получила из королевского гардероба в знак благоволения короля к свадьбе в 1540 г.

В Америке техника лоскутного шитья появилась в конце XVIII в. вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии и именно здесь усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества. Лоскутное шитье первых американских поселенцев, в первую очередь, объединяло людей, вырванных обстоятельствами из своей привычной среды, в нечто похожее на «клубы по интересам». Создавая необходимые в хозяйстве вещи, они получали удовольствие от творчества и общения. Так появились знаменитые американские лоскутные стеганые одеяла. При этом над ними довлела пуританская традиция экономности и труда. По сей день амиши – протестантские сектанты, проживающие в штате Пенсильвания, строго сохраняют традиции жизненного уклада и костюма того времени. Этот вид рукоделия удачно вписался в их быт и философию взаимопомощи и существования каждого как части общины.

В России шить из лоскутков стали с конца XVIII и особенно в XIX в., благодаря развитию машинного производства. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России и его символа – лоскутного одеяла, непременного атрибута убранства крестьянского дома.

На 90-е гг. ХХ в. в России приходится всплеск интереса к лоскутному шитью. Поводом тому послужили процессы межкультурной коммуникации. В эти годы на прилавках книжных магазинов появилось огромное количество зарубежных переводных изданий (в основном журналов) с образцами и пошаговыми инструкциями лоскутных текстильных композиций. В Европе и Америке к этому времени лоскутные изделия утратили свое первоначальное утилитарное предназначение. К шитью из лоскута стали относиться как к художественным изделиям, по праву занявшим достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. На протяжении веков ремесло бедных превратилось из прикладного в роскошное дорогостоящее искусство. Наряду со словосочетанием «лоскутное шитье» – всем понятным термином, обозначающим технику сшивания из кусочков ткани, плотно закрепился американский термин «квилт» (quilt – стежка, стеганое одеяло) и его английский (европейский) вариант пэчворк (patchwork – работа, изделие, собранное из кусочков ткани).

Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных школ и направлений. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье. В нашей стране профессиональные художники и любители рукоделия все активнее входят в удивительный мир современного текстильного творчества. Этому немало способствует Всероссийский фестиваль декоративного искусства «Лоскутная мозаика России», который с 1997 года регулярно проходит в формате биенале в текстильной столице России – городе Иванове. Основной целью этого мероприятия является возрождение и сохранение народных традиций в области декоративно-прикладного искусства, выявление и поддержка талантливых мастеров и рукодельниц, работающих в традиционных и новаторских техниках лоскутного шитья.

С целью расширения творческих границ и обмена опытом организаторы фестиваля стали приглашать передвижные выставки зарубежных авторов, что положило начало самостоятельному международному художественному проекту «Лоскутная мозаика/ Moscow patchwork». На площадке Государственного музея-заповедника «Царицыно» состоялся показ экспозиции «В поисках совершенства. Художественный текстиль Западной Европы и Японии». С целью продвижения лоскутной мозаики как вида искусства и ее развития свои работы впервые в России представили члены группы «Квилт Арт» (Quilt Art). Члены этой организации – ведущие художники, постоянные участники национальных и международных выставок. Их работы можно встретить как в частных коллекциях, так и в коллекциях государственных музеев (Музей Альберта и Виктории в Лондоне, музей квилтов в штате Небраска, Американский музей искусств). Эта организация явилась масштабным объединением людей, работающих в технике художественного лоскутного текстиля. Опираясь на свойства материала, каждый из них создает свою собственную технику изготовления квилтов. Вэл Джексон (Val Jackson, Великобритания) для своих композиций в форме силуэта костюма использует состаренные ткани, чтобы подчеркнуть разнообразие цветов, фактур, текстур (рис. 1).

Рис.1.  Вэл Джексон. Вы умеете печатать. Великобритания

Бетан Эш (Betan Ash, Великобритания) выражает свои эмоции на ткани динамичными графическими решениями, контрастом тона и цвета (рис. 2). Сандра Митч (Sandra Meech, Великобритания) использует смешанную технику: на окрашенную и расписанную вручную ткань наносит коллажи изображения природы, затем выстегивает по форме льдин и облаков. Обращают на себя внимание оригинальностью, а самое главное – трудоемкой ручной работой изделия японской мастерицы, преподавателя Киотского исследовательского института Фумико Накаямы (Fumiko Nakayama, Япония), которая сочетает яркие цвета и технологию изготовления мола (женские нарядные блузки индейцев племени Куна) с традиционным японским декором (рис. 3). Организация «Квилт Арт», представляющая безграничные возможности для творчества, активно занимается продвижением и популяризацией лоскутного текстиля.

Рис. 2. Бетан Эш. Красная роза. Великобритания Рис. 3. Фумико Накаямы. Спектр. Япония 

Лоскутная тема, являясь одним из направлений ежегодного Международного фестиваля декоративного искусства «Незабытые традиции», проводимого галереей «Беляево» (Москва), также способствует созданию единого культурного пространства регионов России и зарубежья. Постоянный участник выставок К. Дмитриева (Москва) развивает тему применения лоскутного шитья в коллекциях одежды (рис. 4).

Рис. 4. К. Дмитриева. Фрагмент костюма. Москва 

Традиции классического народного костюма являются основой для современного силуэта с декоративными элементами в технике пэчворк. Сочетание сложной техники разноцветного коллажа и строчки, выполненной поверх яркими шелковыми нитками – отличительная особенность лоскутных кукол художницы Т. Федоровой (Екатеринбург) (рис. 5).

Рис. 5.  Т. Федорова. Ангел. Екатеринбург 

О. Винниченко (Суздаль) в своих текстильных панно использует сочетание различных приемов лоскутного шитья: аппликации и стежки со сложными по фактуре и текстуре тканями, объемными деталями-скрутками и графики шрифта. Отличительной чертой композиций И. Литвин (Москва) является сочетание атласных блестящих лоскутов ткани и тесьмы в сложном рисунке переплетений. Ее орнаментальные мозаики напоминают калейдоскоп ярких цветовых сочетаний. Работы российских художников по текстилю, придерживающиеся народных русских традиций, выделяются самобытностью и неповторимостью.

Увлекательный мир ткани, разнообразие цветовой гаммы лоскутного текстиля занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве. Многообразие фактурных сочетаний, ассортимента цветовой палитры дает возможность творческому человеку реализовывать и совершенствовать свои идеи. Отдавая дань уважения традициям, и принимая на вооружение современные средства и технологии, мы становится изобретателями чего-то нового, оригинального. Этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания и мировоззрения.


Библиография

  1. Quilts 1700–2010, Hidden Histories, Untold Stiries: Supporting the world’s leading museum of art and design, the Victoria and Albert Museum. – London, 2010. – 240 p.
  2. Ершова, Л.В. Становление непрерывной и преемственной системы этнохудожественного образования: Теория и практика / Л.В.Ершова. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publiching GmbH CO.KG., 2012. – 341c.
  3. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий: учебник для вузов / В.Н. Козлов. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1980. – 264 с.: ил.
  4. Мазурик, Т.А. Лоскутный практикум: от ремесла к искусству / Т.А. Мазурик. – СПб.: Паритет, 2010 – 254 с.: ил.
  5. Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): учеб.-метод. пособие. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.: ил.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017