№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Кырманова Маргарита Андреевна

магистрант.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Т.Ю. Быстрова.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: Rita_k89@mail.ru

СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ: ФУНКЦИИ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ


В статье изложены результаты исследования роли одежды в формировании персонального имиджа женщины-руководителя. Ограничение исследования лежит в плоскости имиджевых характеристик женщин-руководителей бизнеса среднего звена.

Ключевые слова: имидж, дизайн одежды, деловой стиль одежды


Объект исследования – процесс формирования имиджа современной женщины. Предмет – взаимосвязи фактора дизайна одежды и имиджевых характеристик женщины-руководителя в восприятии ее партнеров и подчиненных. Основной метод исследования – анализ и синтез литературных источников. В процессе исследования автор приходит к выводу, что в отечественной и зарубежной литературе разработанность предмета исследования носит фрагментарный и бессистемный характер. Предлагаются возможные пути разрешения выявленных противоречий.

Н.А. Коробцева отмечает, что «в современной науке гораздо больше вопросов по формированию индивидуального имиджа с помощью одежды, чем ответов на них… В настоящее время дизайнерами одежды осознается тот факт, что одежда – это не только оболочка для тела человека, выполняющая ряд утилитарных, физиолого-гигиенических, информационно-эстетических функций, но и нечто большее, к примеру, средство невербального общения между людьми. Следовательно, одежда – это одно из средств формирования индивидуального имиджа человека. Становление концептуального подхода к одежде как к объекту социально-психологического взаимодействия и воздействия людей друг на друга, выявляет ряд новых требований, которые необходимо учитывать при ее проектировании». Далее автор приходит к выводу, что «исходя из современных определений понятий ″костюма″ и ″одежды″ следует, что это некоторая художественная система, зависящая от замысла художника (но не от целей формирования чьего-либо имиджа)» [1].

Однако в качестве возражения к такому подходу по отношению к одежде можно утверждать, что очень часто костюму недостаточно обладать художественной ценностью и быть композиционно совершенным. Немаловажным для обеспечения практического значения функции одежды является востребованность у потребителя и создание с ее помощью адекватного имиджа. Имиджевый подход к данному явлению является современным направлением развития дизайна одежды, дополняет взгляд на одежду как на объект прикладного искусства.

Выделяются следующие функции дизайна, которые, по нашему мнению, относятся и к категории одежды. Перечислим и рассмотрим подробнее некоторые из них.

  • Эстетическая функция – непременная составляющая в любом предмете дизайна, именно с ее помощью удается достичь гармоничного сочетания пользы и привлекательности одежды.
  • Гуманизирующая функция – дизайнер работает на конкретного потребителя. Данная функция одежды заключается в том, что в дизайне не может быть мелочей в работе с формой и материалом. Это связано прежде всего с тем, что одежде предстоит сосуществовать с человеком, о котором нужно думать в первую очередь.
  • Организующая функция дизайна одежды заключается в том, что с его помощью собираются «части» той или иной картины в единое целое и возникает возможность сосредоточить внимание человека на определенных вещах.
  • Рационализирующая функция – любой дизайнерский продукт (в том числе одежда) должен отвечать эстетическим потребностям человека и одновременно с этим быть функциональным.
  • Созидательная функция – у любого дизайнера есть стремление к собственной индивидуальности и выражение этой индивидуальности через творческий продукт, который будет иметь функцию полезности.
  • Сигнификативная функция – форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредованно обозначают пользователя: одежду можно подразделить на мужскую и женскую, частную и публичную, вечернюю и деловую и т. д.
  • Социализирующая функция – создатель одежды (дизайнер) как бы формирует потенциального потребителя, его потребности, форму поведения, двигательную и физическую активность, адаптацию в социуме и т. д.
  • Коммуникативная функция – одежда является частью имиджевых характеристик ее носителя. При помощи одежды происходит моментальное «считывание» информации с ее обладателя ряда характеристик, которые либо облегчают, либо затрудняют организацию процесса общения. К таким характеристикам можно отнести статус, возраст, гендерные различия, ролевую модель ее носителя. Дизайнер является фасилитатором, т. е. облегчает реализацию этой функции носителю одежды.
  • Идеологическая – дизайнер одежды оказывается проводником ценностей, эстетических установок, что ставит перед ним ряд этических вопросов. В какой степени дизайнер должен разделять идеологию государства, на которое работает, в какой степени отрицательное отношение к той или иной идее может оказаться сильнее соображений заработка или профессионального успеха?
  • Утопическая – дизайнер, прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира (в частности – одежды), способен воплотить прогноз в проект, а проект в вещь [10].

В связи с перечисленными функциями дизайна одежды необходимо подробнее рассмотреть основные аспекты данного явления как возможного направления для исследований в этой области.

Во-первых, генезис понятия имидж. В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания в конце 80-х годов ХХ столетия в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества. Появились популярные публикации зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, стилистов. В начале 90-х годов появились первые отечественные разработки, посвященные различным способам построения имиджа. Вхождение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук, рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имиджа привели к увеличению количества различных практических имидж-центров и студий в современной России.

Среди зарубежных авторов, занимающихся исследованиями и практическими разработками в области формирования имиджа личности, следует назвать таких специалистов, как П. Берд, С. Блэк, Ф. Буари, П. Вейл, Т.Д. Сван, М. Спиллейн, Р. Хофф, П. Чисхольм, Б. Швальбе и др. Среди отечественных исследований – это работы, выявляющие роль и значение имиджа в различных сферах социальных жизни (Е.Н.Богданов, А.В. Гармонова, В.Г. Зазыкин, З.М. Зотова, Е.В. Егорова Тантма А.Ю. Панасюк, Ю.В. Синягин, А.М. Упине и др.)

Во-вторых, содержательная характеристика данного понятия. В переводе с английского «image» – это изображение, подобие, мысленный образ, представление, мнение. В России это слово получило распространение в двух основных значениях – как внешне воспринимаемый облик и как формула: образ – представление – репутация.

Рассмотрим определения имиджа, содержащиеся в различных справочных изданиях: 

  • целенаправленно формируемый образ лица, явления или предмета, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. д. [2];
  • сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо [3];
  • совокупность представлений окружающих о данном человеке, его видимый со стороны психологический портрет, отраженный во внешности и манерах [4];
  • бренд-имидж-образ товара, услуги, предприятия, который складывается в сознании людей, связывается с конкретным представлением и вызывает совокупность ассоциаций и впечатлений [4];
  • набор определенных качеств, которые ассоциируются с определенной индивидуальностью [5];
  • знак, существующий для удовлетворения базовой потребности человека принадлежать к определенной социальной группе, идентифицировать себя с ее членами [6];
  • мысленное представление чего-то ранее виденного, конкретного или абстрактного, сильно напоминающего что-либо [7].

Обобщая приведенные характеристики данного понятия, можно сформулировать основные признаки имиджа: 1) является феноменом индивидуального, группового или массового сознания, 2) функционирует как образ-представление, в котором в сложной взаимосвязи соединяются внешние и внутренние характеристики объекта, 3) в имидже раскрываются социальные роли и функции, 4) в данном понятии отражается взаимодействие в семантическом поле культуры с иными категориями сознания, 5) имидж является элементом, включенным в менталитет конкретного человека. Основываясь на сказанном, сформулируем определение понятия «имидж», используемое нами как базовое понятие исследования.

Имидж – это спонтанно сложившийся в массовом сознании или целенаправленно создаваемый образ лица, явления или предмета, формирующий мнение, представление о нем и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо [12].

Согласно данному определению выделяется также понятие персональный имидж, т. е. имидж применительно к конкретному человеку.

Исследование проблемы создания персонального имиджа женщины-руководителя сопряжено также с другими областями научного познания проблем восприятия и построения образа. И здесь в поле нашего исследовательского интереса попадают работы в области психологии (как отечественных, так и зарубежных авторов).

В российской психологической традиции непосредственное отношение к исследованию имиджа имеют такие направления, как изучение восприятия, в том числе построение образа, анализ индивидуальной и коллективной деятельности, исследования общения и социального познания (Б.Г. Ананьев, В.Л. Барабанщиков, А.А. Бодалев, С.М. Василевский, Б.М. Величковский, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Д. Логвиненко и др.).

В западной психологической традиции можно выделить работы К. Роджерса, К. Хорни, Э. Эриксон и др.

Небезынтересен также ответ на вопрос: является ли одежда одним из системообразующих факторов в формировании и поддержании имиджевых характеристик женщины-руководителя?

М. Колоскова выделяет признак «хорошего» имиджа руководителя как его целостный непротиворечивый образ, сложившийся в сознании окружающих, соответствующий целям, нормам, ценностям, принятым в целевой группе, и ожиданиям, предъявляемым членами группы к руководителю – [8]. Именно одежда в представлении данного автора обеспечивает содержательную характеристику целостности этого образа. В структуру имиджа руководителя, по ее мнению, входит, в первую очередь, внешний вид руководителя (прическа, одежда, аксессуары и т.п. наряду с другими элементами.).

Сестры Сорины, разрабатывая этот аспект изучаемой нами проблемы, определили, что «одежда деловой женщины – один из важных факторов престижа: способ доказать свою деловую значимость». Авторы высказывают свое мнение, что правильно подобранный деловой костюм способен: (1) создать благоприятное впечатление, (2) подчеркивает профессионализм и (3) личные качества женщины, которая его носит (а именно: организованность, подтянутость, опрятность и ухоженность)» [9]. Кроме того, такой костюм, по мнению авторов, позволит повлиять на делового партнера.

Опираясь на эмпирические исследования ряда авторов (например, Диллон,1980; Форсис, Дрей, Кох, 1984; Паек, 1986), сестры Сорины попытались описать одежду успешной женщины-руководителя. Можно выделить несколько ключевых критериев такого костюма.

Во-первых, цветовая гамма одежды женщины-руководителя. Основными цветами для этого типа женщин авторы выделили – синий (кроме ярких цветов), ахроматическая (черный, серый, белый) и натуральная гамма с преобладанием светлых, мало насыщенных цветов одежды. Исследования зарубежных авторов дополняются возможностью использования коричневой гаммы (особенно с оттенком ржавчины).

Подбор цвета определен цветовыми особенностями внешности человека, но для любого цветотипа можно подобрать подходящий оттенок в синей палитре! Черный костюм вне этикетных ситуаций следует постоянно носить лишь цветотипу «Зима», т.е. ярким брюнеткам, да и то до определенной поры (пока женщина выглядит ярко и моложаво). С  возрастом и поседением волос следует переходить на варианты синего, сине-серого.

Цвета, повышающие рейтинг деловых качеств: темно-коричневый/синий (ультрамарин) – усиливает восприятие Вашей бескомпромиссности; коричневый с оливковым или зеленым-усиливает восприятие прагматизма, практичности, приземленности; синий с серым или черным-официальности, нейтральности, холодности; Менее желательны, но допустимы костюмы цвета черного кофе, темный болотно-зеленый, темной морской волны и темно-фиолоетовый, темный сине-зеленой (зрелой) бирюзы. Оптимальны цвета экологии: все оттенки песочного, коричневого, зеленого цвета.

Понижают рейтинг деловых качеств: все очень яркие цвета (люминесцентные); платья светлых и ярких расцветок. Чем больше цветовая насыщенность, тем ниже рейтинг деловых качеств (самый низкий рейтинг у красного, малинового, ярко-розового цветов). Поэтому избегайте красного и желтого цвета. Нежелательно использовать зеленый и бордовый для костюмов; ярко розовый, лиловый, фиолетовый – для блузок. Деловому имиджу должна соответствовать также и верхняя одежда. Для плащей и пальто оптимальны цвета: бежевый, черный, темно-синий. Идеальной деловой расцветкой для шуб и дубленок является бежевый, серебристо-серый, но возможна и коричневая гамма. Отрицательные оценки имеет одежда бордового и зеленого цветов, а также одежда из блестящих тканей под серебро и золото. Во-вторых, стиль одежды. Основа имиджа – это стилистическое решение одежды. Для деловой женщины предпочтителен классический и деловой стиль. Возможно использование стиля Шанель. Недопустимы романтический, фольклорный, спортивный, фантазийный, авангардный стили. Допустимы лишь отдельные неброские элементы этих стилей. Например, уместен костюм классического стиля с блузкой спортивного стиля со строчкой; классическое платье с нарядным кружевным воротником романтического стиля (но без оборок и рюшек).

В-третьих, конструктивные особенности одежды: Наиболее высокий рейтинг деловитости имеет прямоугольная геометрическая форма с плечевыми накладками, подчеркивающими форму костюма. Деловой костюм женщины должен быть модного покроя, вытянутого, слегка приталенного силуэта и умеренной длины, гармоничной с индивидуальными особенностями формы ног. Самая короткая деловая длина – чуть выше колена. Необходимо строго соблюдать границы мини в деловом имидже. Имидж должен строиться на прямых, вертикальных линиях силуэта; мягкий силуэт не для делового костюма. Овальные, шарообразные, трапециевидные геометрические формы костюма в деловом имидже не допустимы.

В-четвертых, виды одежды для деловой женщины. Виды одежды. Наиболее предпочтительны деловые костюмы с блузкой. По результатам проведенного нами исследования самыми удачными сочетаниями для делового имиджа следует считать: темно-синий костюм с бежевой, бледно-бежево-розовой или светло-голубой блузой с темно-синими или сине-черными дополнениями (туфли, сумки); серый (с голубоватым оттенком) костюм с белой, бледно-голубой блузкой и темно-бордовыми дополнениями (сумкой, туфлями); черный костюм с белой, бежевой, голубой или бледно-сиреневой блузкой и дополнениями в тон костюму; бежевый костюм с блузой цвета слоновой кости или темно-синей и дополнениями в тон с блузой.

Таким образом, имея 2–3 костюма подходящей цветовой гаммы и несколько блузок, можно составить приличное число элегантных комбинаций для того, чтобы уметь выглядеть деловой.

Итак, нами выделены проблемные области исследования – формирование персонального имиджа женщины-руководителя с помощью дизайна одежды и сформулировано базовое понятие – характеристика определения «персональный имидж». Выделены основные противоречия в создании персонального имиджа женщины-руководителя:

1) между формой проявления имиджа и его содержанием; 
2) между унификацией имиджевых характеристик и сохранением индивидуальности;  
3) между трансляцией субъектом своего образа и восприятием его окружающими;
4) между модными тенденциями и стилевыми особенностями личности;
5) между современными тенденциями моды и стилистическими клише;
6) между образом и соответствием предложенным обстоятельствами;
7) отсутствием культуры и воспитанием чувства вкуса, умение сочетать элементы образа в постсоветском и современном обществе.

Преодоление этих противоречий определяет актуальность и эвристичность дальнейшего исследования.


Библиография

  1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. – М.: Восток-запад, 2009;
  2. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т.Ю. Быстрова. – Екатеринбург, 2012.
  3. Колоскова, М. Внутренний имидж руководителя компании / М. Колоскова // Персонал-микс. – 2003. – № 6.
  4. Коробцева, Н.А. Формирование индивидуального имиджа и проектирование одежды: актуальные проблемы и направления исследований / Н.А. Коробцева // Имиджелогия–2005: Феноменология, теория, практика: материалы Третьего междунар. симпоз. по имиджелогии / Под ред. Е.А. Петровой. – М.: РИЦ АИМ, 2005. – С. 323–325
  5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/dizain-kostyuma-kak-sredstvo-formirovaniya-imidzha-teoriya-metodologiya-praktika#ixzz2kSmAlhRs  
  6. Сестры Сорины. Имидж женщины и её одежда. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2004.
  7. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1980.
  8. Словарь новейших иностранных слов. – М.: АСТ – Астрель, 2009.
  9. Толковый словарь терминов. – Челябинск, 2001.
  10. Упине А.М. Дизайн костюма как средство формирования имиджа. Теория, методология, практика: дис. ... д-ра. искусствоведения / А.М. Упине. – М., 2012. 

 


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017