№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Максимова Дарья Ивановна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, доцент А.В. Шадрина.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: dariamaksimovaaa@gmail.com

УНИКАЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКИ


Ключевые слова: детские площадки, игровое пространство


В настоящее время технологии позволяют осуществлять производство деталей и предметов абсолютно любой формы и цвета, при этом детские площадки в России остаются по большей части типовыми, одинаковыми, неуникальными. Очевидно, что к проектированию детских игровых площадок нужно подходить осторожно, принимая во внимание особенности детского восприятия и психики [5]. Тем не менее, важно, чтобы ребенка окружало разнообразие форм, фактур и цветов для формирования более полного представления о мире [4].

На данный момент состояние многих детских площадок России оставляет желать лучшего. Статистика показывает, что ежегодно тысячи детей получают травмы разной степени тяжести на игровых площадках. В 2012 году после прокурорской проверки на Среднем Урале было демонтировано около пятисот конструкций, представляющих опасность травм для несовершеннолетних [2].

Помимо проблем безопасности, имеются проблемы эстетического и функционального характера. Окружающая среда играет важную роль в формировании личности ребенка, элементы этой среды шаг за шагом приобщают его к занятиям спортом, к дружеским контактам со сверстниками и так далее [1]. Поскольку каждый ребенок по-своему воспринимает окружающую среду, постольку необходимо создание уникальных детских площадок.

Существует еще одна проблема: современных детей трудно заинтересовать: их окружают сенсорные гаджеты, всевозможные телешоу, компьютерные игры. Если ребенок в возрасте 7 месяцев в состоянии самостоятельно установить приложение из App Store, несложно представить, как много с подобными объектами взаимодействуют дети, например, к десятилетнему возрасту.

Поэтому, чтобы детская площадка могла в конечном итоге выполнить свою задачу, она должна заинтересовать современного ребенка. Снова одним из путей решения проблемы служит уникальность детской площадки. Инструментами здесь служат непосредственно конструкция, цветовое решение, образы, фактуры.

При проектировании таких площадок во многом можно опереться на зарубежные аналоги. К примеру, две детские площадки в Германии и Китае (рис. 1, 2) полностью нацелены на развитие фантазии у детей. Очевидно, что подобное сочетание фактур и цвета стимулирует ребенка создавать в воображении новые игры и вовлекать в них своих друзей [6].

Рис.1. Площадка Monster footprints Шэнчжень, Китай. MAD Architects
Источник: http://www.dezeen.com/2009/12/17/
monsters-footprint-by-mad

Рис. 2. Площадка Rainer Schmidt, Мюнхен, Германия. Источник: http://www.schmidt-landschaftsarchitekten.de/

Следующий пример иллюстрирует использование веревочных переплетений и сетки в России и за рубежом. Недостаточно разместить подобный элемент на детской площадке, необходимо задать ему некий позитивный образ, вызывающий эмпатию, нужно грамотно эстетически оформить данную функцию (рис. 3, 4).

 

Рис. 3. Пример использования сетки, Россия. Источник: http://www.xn----7sbfkcsodg0crf8k.
xn--p1ai/4/4.html
Рис. 4. Площадка Shulberg, Германия. ANNABAU. Источник: http://www.archdaily.com/139145/
sculptural-playground-annabau/

На создании позитивного образа стоит заострить внимание. Важно создать его максимально привлекательным для каждого ребенка. Поэтому образ обязательно должен оставлять поле для фантазии, для дополнения внутри сознания каждого.

На данной площадке (рис. 5) мы видим такой пример: все формы слегка незакончены и предоставляют ребенку самому решать, с чем он играет: возможно, это дно океана или космический корабль, а может быть, другой волшебный мир. Другая площадка в Японии (рис. 6) также служит хорошим примером возможностей для детской фантазии.

Рис. 5. Площадка THE Large Cod, Швеция. Monstrum. Источник: http://www.fresher.ru/2012/05/28/kreativnyj-dizajn-detskix-ploshhadok/

Рис. 6. Площадка The Forest of Cherry Blossoms. Япония. Источник: http://www.sweet-juniper.com/2006/06/upper-playgrounds.html

Следующий пример приведен для сравнения внедрения функции скалолазания на площадках. Как правило, в России (рис.7) это небольшой элемент, представляющий собой только голую функцию, причём далеко не полностью раскрытую [3]. Зарубежным аналогом служит французская площадка (рис. 8), которая интересно обыгрывает скалолазание в конструкции площадки. Используются разные наклоны и, соответственно, разные уровни сложности.

Рис.7. Пример использования элементов скалолазанья, Россия. Источник: http://alshevskix.livejournal.com/1038267.html

Рис. 8. Площадка Bellevile Park, Франция. BASE. Источник: http://www.infoniac.ru/news/10-samyh-krasivyh-igrovyh-ploshadok.html

Существует бесчисленное множество вариаций детских площадок: здесь уместно и буйство цвета, и необычность материалов и фактур, и сами действия, которые предлагает площадка. Следующие детские площадки даже шокируют своей уникальностью (рис. 9, 10). Несомненно, они стимулируют детей к созданию оригинальных игр и взаимодействий с самой площадкой и друг с другом.

Рис. 9. Площадка Woods of Net. Япония. Toshiko Horiuchi. Macadam. Источник: http://www.infoniac.ru/news/10-samyh-krasivyh-igrovyh-ploshadok.html Рис. 10. Площадка в Музее искусств. США. Источник: http://www.pinterest.com/lorecervantes/emuseum

Сама современность обязывает проектировщиков интересно обыгрывать не только сами детские площадки, но и другие места, предназначенные для детей, – например, библиотеки. Приемы привлечения внимания, безусловно, могут быть перенесены на детские площадки и также относятся к теме уникальности (рис. 11–14 ).

 

Рис.11. Библиотека в Пекине, Китай. Источник: http://huss.com.ua/blog/samye-neobychnye-knizhnye-magaziny-mira Рис.12.  Библиотека на о-ве Ко-Куд, Тайланд. Источник: http://avivas.ru/topic/eti_neobichnie_lestnici.html

Рис. 13. Библиотека в Лондоне.
Источник: http://www.tripadvisor.ru/
LocationPhotoDirectLink-
g264369-d1418945-i19387621-Tropical_Treehouse-Rincon_Puerto_Rico.html
 Рис. 14. Библиотека в Токио. Япония. Источник: http://architector.ua/post/arch/3061/TOP_10__
Neverojatnye_biblioteki_mira/
  

Последний пример (рис. 14) особенно интересен: планировка не несет в себе явных отличительных черт, но структура и зонирование представляют большой интерес. Пространство не должно ставить ребенка в тупик: он должен понимать, какой круг действий позволяет форма.

Среда может корректировать само восприятие пространства ребёнком, формировать представление о том, что можно делать, а чего нельзя. В комплексе все это дает культурное воспитание целого поколения. Актуальность создания уникальных детских площадок очевидна, и чем скорее подобные проекты получат реализацию, тем скорее общество получит позитивный эффект.


Библиография

  1. Асп, Э. К. Введение в социологию : учеб. пособие / Э. К. Асп. – М. : Алетейя, 2000. – 256 с.: ил.
  2. Безопасные детские площадки в России — мечта или реальность? [Электронный ресурс]. – URL: http://masterfibre58.ru/trebovaniya-k-sypuchim-osnovaniyam
  3. Блог Андрея Альшевских: Программа «1000 дворов» в Октябрьском районе Екатеринбурга [Электронный ресурс]. – URL: http://alshevskix.livejournal.com/1038267.html
  4. Величковский, Б. М. Психология восприятия : учеб. пособие / Б. М. Величковский. – М., 1973. – 39с.
  5. Кайл, Р. Тайны психики ребенка : учеб. пособие / Р. Кайл. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 416с.
  6. 15 детских площадок со всего мира [Электронный ресурс]. – URL: http://flavorwire.com/284670/15-amazing-playgrounds-from-all-over-the-world


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017