№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Миндзаева Мадина Руслановна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор Ю.В. Горгорова.
ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет".
Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: mindzaeva@inbox.ru

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИНЦИПОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Ключевые слова: энергосбережение, экологическое строительство, архитектура дошкольных учреждений


Большое значение для правильной организации жизни и воспитания детей в дошкольной организации имеют архитектурно-планировочные решения детских помещений, организация внутреннего пространства здания и открытых детских площадок. Кроме этого, необходимо обеспечить экологически чистую среду, так необходимую детям. Типовые проекты давно устарели, и строить так же, как и 20 лет назад, нельзя. Сегодня здания должны быть не только функциональными и красивыми, но и отвечать требованиям энергоэффективности и экологичности. Все эти требования, к счастью, приобретают все более важное значение и в перспективе предполагают стать неотъемлемой частью каждого проекта. Сегодня наибольший процент энергоэффективных зданий – это общественные и производственные здания [1]. Что касается экологически устойчивых дошкольных учреждений, то их пока не так много. А тем временем, детские сады – это как раз те здания, которые должны быть самыми экологичными.

Рассмотрим опыт применения энергоэффективных технологий и принципов экологического строительства при проектировании детских дошкольных учреждений.

Норвежский детский сад Мёллестуа в Кристиансанде не похож на другие детские сады. Солнечные батареи на крыше, подземная система утилизации отходов, экологический огород – отличительные признаки этого детского сада.

Рис.1. Общий вид здания детского сада. Источник: http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/Norwegian-Architecture/Kindergarten-future/#.U-IZL_l_vXo   

Ранее на этом месте уже стоял детский сад, который необходимо было отремонтировать, но старые коммуникации оказались непригодными, поэтому решено было построить новое здание детского сада (рис. 1). Обычный детский сад, рассчитанный на 100 детей и 29 воспитателей, но в нем все инновационно: подземная система утилизации отходов, небольшой сад с экологически чистыми растениями, которые используются в том числе и для питания детей, а также с электричеством от солнечных панелей, вмонтированных в крышу, что значительно уменьшает затраты на электроэнергию (рис. 2, 3).

Рис. 2. Интерьер игровой комнаты. Рис. 3. Пункт сортировки мусора и велосипедная.

Источник: http://www.norvegia.ru/News_and_events/culture/Norwegian-Architecture/Kindergarten-future/#.U-IZL_l_vXo  

Детский сад в Кристиансанде участвует в проекте «Города будущего», который реализует норвежское государство вместе с 13 крупнейшими городами страны. Основная идея проекта – добиться сокращения выбросов парниковых газов. Около детского сада не предусмотрена парковка, и взрослым советуют пользоваться велосипедами или альтернативными видами транспорта. При этом там есть станция подзарядки для электромобилей.

Здание детского сада специально приспособлено для детей с ослабленным слухом. В детском саду имеется небольшой бассейн. За счет использования специальных технологий (так называемый «экодом») экономия используемой энергии составляет достигает 25%. Экономия теплоты в основном достигается за счет тепловой изоляции и улучшенной компактности. Детский сад – пилотный проект «Городов будущего» в Кристиансанде. Замысел состоит в том, что на него будут ориентироваться строители детских садов будущего.

 

Рис. 4. Общий вид здания детского сада. Рис. 5. Западный фасад

Источник: http://archi.ru/world/42254/dom-solnca-dlya-cvetov-zhizni

Детский сад “Solhuset” в Дании построен по проекту архитектурного бюро Christensen & Co Architects и является результатом совместной работы архитекторов, инженеров и заказчиков в лице детского центра Lions Børnehuse. Этот новый тип детского учреждения был построен по принципу «Active House». Здания такого типа являются полностью СО2-нейтральными, обеспечивают себя необходимым количеством энергии за счет использования альтернативных источников, создают благоприятный микроклимат для человека.

Здание детского сада “Solhuset” из монолитного бетона построено на участке треугольной формы, что нашло отражение в плане здания (рис. 6). Выбор такой формы обусловлен требованиями инсоляции: два длинных фасада обращены на юго-восток и юго-запад, кроме того, все оконные проемы выполнены из стекла повышенной прозрачности (рис. 5). Ограждающие конструкции выполнены из деревянных прессованных панелей Superwood, изготовленных без применения токсических веществ.

Рис. 6. План здания. Рис.7. Солнечные панели на кровле

Источник: http://archi.ru/world/42254/dom-solnca-dlya-cvetov-zhizni

Выразительной особенностью здания детского сада является скатная кровля, которая выполняет не только архитектурно-эстетическую роль, но и является необходимым элементом для использования энергоэффективных технологий (рис. 7).

Известно, что естественная инсоляция оказывает положительное влияние на здоровье и настроение человека, поэтому архитекторы постарались сделать как можно больше световых проемов. В итоге все фасады были разрезаны оконными и дверными проемами разной величины, а в кровле были установлены 80 мансардных окон, которые пропускают внутрь примерно в 3,5 раза больше солнца, чем обычные оконные проемы. Открываются окна автоматически с помощью электропривода, что обеспечивает хорошую естественную вентиляцию. Благодаря высоким потолкам воздух свободно циркулирует в помещении. Кроме естественной вентиляции в здании осуществляется принудительная вентиляция с рекуперацией воздуха.

В целом планировка экосада такова, что в любое помещение естественное освещение проникает как минимум с двух сторон. По замыслу архитекторов и заказчиков проекта, солнечный свет должен стать основой воспитательного процесса в дошкольном учреждении, где дети учатся жить в гармонии с природой [3].

Можно сделать вывод, что детские сады – это не просто место пребывания детей, но место, где дети могут вести здоровый образ жизни, а также учиться ценить природу и заботиться об окружающей среде. А экологически чистое и энергоэффективное здание детского сада является наглядным примером бережного отношения к природе.


Библиография

  1. Горгорова, Ю.В., Миндзаева М.Р. Сравнительный анализ зарубежных стандартов экологического строительства и их влияние на формирование российских эко-стандартов [Электронный ресурс] / Ю.В. Горгорова, М.Р. Миндзаева // Инженерный вестник Дона, 2013, № 4. – URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2146
  2. Горгорова, Ю.В., Харченко, Л.Н. Особенности проектирования детских садов [Электронный ресурс] / Ю.В. Горгорова, Л.Н. Харченко // Инженерный вестник Дона, 2013, № 4. – URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2146
  3. Дом солнца для цветов жизни/ – URL http://archi.ru/world/42254/dom-solnca-dlya-cvetov-zhizni


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017