№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Арапова Ольга Валерьевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор А.В. Лемегов.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия. e-mail: lyaarapowa@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА


Ключевые слова: промышленная инфрастуктура города, технопарки, градостроительство


В эпоху высоких технологий Россия ставит перед собой амбициозные цели участия в глобальной инновационной системе. Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. в регионах должны создаваться территории инноваций и инновационной деятельности. Инновационное развитие должно стать основным источником экономического роста городов [5].

При этом в настоящее время происходит технологическое отставание отечественных системообразующих отраслей. Появляются тенденции «третьего технологического уклада» [3], которые формируют условия возвращения экономики страны от постиндустриальной к начальному периоду индустриализации. Имеют место высокий уровень морального и физического износа основных производственных фондов и низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Опыт зарубежных стран показывает, что доля высокотехнологичной продукции, поставляемой на мировые рынки, находится в прямой зависимости от уровня развития национальной инновационной инфраструктуры. Следовательно, в конкурентной борьбе на мировом рынке России следует ориентироваться на научно-технологическую составляющую, создающую необходимые предпосылки успешного предпринимательства, а главным направлением развития промышленного комплекса должен стать инновационный процесс [4]. В силу этого необходимо заниматься революционным преобразованием сложившихся градостроительных структур.

Выделяют 4 вида городских инфраструктур, которые в современных условиях определяют развитие города [1]:

1. Социальная инфраструктура.

2. Производственная инфраструктура.

3. Инфраструктура транспортных и других систем инженерного обустройства территорий

4. Инфраструктура сохранения природной и материальной историко-культурной среды, защиты граждан, их имущества и среды обитания от воздействия опасных природных и техногенных процессов.

Обеспечение территорий городов научно-технологическим направлением развития невозможно без формирования в них инновационной инфраструктуры – комплекса инновационных объектов и связей всех указанных видов инфраструктур: социальной, производственной, инженерно-транспортной и экологической [2]. В настоящее время к инновационным объектам данных инфраструктур относятся технопарки, внутренние кластеры, логистические комплексы, научно-образовательные центры, интеллектуальные и научно-технологические долины, индустриальные и агроландшафтные парки, специализированные рекреационно-туристические зоны, центры воспроизводства природы и др. В инновационном развитии сегодня особенно нуждаются старые промышленные города индустриальных регионов страны. Они играли в прошлом и играют в настоящее время ведущую роль в развитии экономики и обеспечении безопасности страны. Однако в условиях перехода к рыночным отношениям оказались в кризисной социально-экономической, демографической и экологической ситуации. Характерным представителем этих регионов является Урал с крупным промышленным центром – Екатеринбургом.

Для трансформации экономики Екатеринбурга в многопрофильную научно-производственно-информационную систему, ориентированную на увеличение доли наукоемких и высокотехнологичных производств, в структуре сложившихся промышленных районов города предполагается целенаправленно формировать новые типы производственно-территориальных образований: технопарки и наукопарки; транспортно-торговые логистические комплексы; агропромышленные парки [4].

Для создания в Екатеринбурге подобных промышленных структур, ориентированных на развитие инновационной деятельности и осуществляющих технологическую цепочку от исследований до реализации новой продукции, есть все необходимые предпосылки: выгодное геополитическое положение, научный потенциал, население и социальная сфера, высокий промышленный и экономический потенциал, природно-климатические и ландшафтные условия.

Екатеринбург всегда был мощным промышленным городом, где сельское хозяйство было представлено только как сопутствующая отрасль. Но в настоящее время наблюдается кризис и технологическая деградация ведущей отрасли города. В 2009–2010 гг. в Свердловской области проявилась недостаточная эффективность перерабатывающей промышленности и растущая продовольственная зависимость от поставок из других городов и регионов [6]. Поэтому одной из задач предложенной концепции развития Генерального плана г. Екатеринбурга является эффективное использование сельскохозяйственного и производственного потенциала городских территорий (а именно – создание агропромышленных парков) для стабильного развития и обеспечения продовольственной безопасности населения города.

Разработаны вероятные модели развития агропромышленного комплекса г. Екатеринбурга (см. рис.).

Вероятные модели развития агропромышленного комплекса Екатеринбурга.
Сост. О.В. Арапова

1. «Научно-технологический коридор» – развитие промышленных территорий вдоль Панъевропейского транспортного коридора №2 «Берлин – Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург». Модель предполагает «усадку» инновационных комплексов на транспортную магистраль;

2. «Индустриально-логистический комплекс» – развитие промышленных территорий с учетом существующих и проектируемых ж/д путей;

3. «Срединная зона» – развитие промышленных комплексов вдоль Федеральных автомобильных дорог «Пермь – Екатеринбург», «Екатеринбург – Тюмень»;

4. «Кольцевой агропромышленный кластер» – развитие агропарков вокруг внешнего автомобильного кольца города.

Анализ вероятных моделей развития показал, что наиболее приемлема концепция «Кольцевого агропромышленного кластера». Модель имеет ряд преимуществ. Прежде всего, она предполагает развитие промышленных территорий за пределами срединного кольца города, что предусмотрено Генеральным планом г. Екатеринбурга на период до 2025 года. Кроме того, осуществляется связь инновационных комплексов с существующей сетью автомобильного и железнодорожного транспорта и с перспективной сортировочной станцией в районе Б. Сидельниково. Появляется возможность свободного выхода промышленного транспорта на автомобильный международный транспортный коридор (МТК 2). Предлагаемые территории агропромышленных комплексов тесно связаны с существующей зоной сельскохозяйственного использования. Модель развития научно-производственного комплекса решает проблему связи науки с производством и уже существующих научных центров с предлагаемыми инновационными. Развито экологическое направление.

Объединенные в один кластер технопарковые и агроструктуры города неизбежно начнут развиваться в ускоренном темпе и, как следствие, начнут «вытягивать» наверх окружающую их среду. В рамках крупного города, такого как Екатеринбург, подобные тенденции неизбежно приведут к вытеснению «грязных» производств, к концентрации интеллектуальных, материальных, финансовых ресурсов, культуры и предпринимательской деятельности. Все это заставит развиваться город в новом русле, ориентируясь на удовлетворение потребностей людей, занятых в инновационном процессе. Именно с того момента, когда градообразующей деятельностью станет инновационный процесс, город можно считать технополисом.

Конечная цель формирования современной инновационной инфраструктуры города – развитие научно-технического и инновационного потенциала регионов и страны в целом; достижение роста объемов производства путем структурной перестройки экономики и замены традиционной продукции инновационными наукоемкими, имеющими спрос продуктами и повышение уровня конкурентоспособности отечественных продуктов за счет наукоемких инновационных достижений.


Библиография

  1. Вильнер, М.Я. Об инновационной составляющей градостроительства / М.Я. Вильнер // Фундаментальные исследования РААСН по научному обеспечению развития архитектуры, градостроительства и строительной отрасли РФ в 2011 г. – М., 2012. – С. 129–136.
  2. Колясников, В.А., Попова М. В. Концепция градостроительной стратегии новой индустриализации городов Урала // Модернизационно-инновационные процессы в социально-экономическом развитии регионов и городов. Кн. 1 : коллект. монография, приуроченная к 20-летию кафедры региональной и муниципальной экономики Урал. экон. ун-та. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2013. – С. 474.
  3. Мурзин, А. Д. Формирование стратегических целей инновационного развития урбанизированных территории в процессе градостроительного планирования [Электронный ресурс] / А.Д. Мурзин // Науковедение. – 2013. – № 5. – URL: http://naukovedenie.ru
  4. Попов, А. В. и др. Рекомендации по архитектурно-планировочной реконструкции промышленной застройки в городах Урала // ГУ «Институт «УралНИИпроект РААСН». – Екатеринбург, 2009. – С. 56.
  5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. Распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. – URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc2010123...
  6. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (актуализированный вариант) : одобрена постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП [Элетронный ресурс] // Министерство экономики Свердловской области: Стратегия 2020. – URL: http://econom.midural.ru


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017