№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Давыдова Ксения Дмитриевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, доцент Н.С. Аганина.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: 17Stasa@mail.ru

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД В ИСТОРИИ ДИЗАЙНА


Ключевые слова: постмодернизм, авангард, проектная деятельность, дизайн


В настоящее время дизайнеры нередко обращаются к искусству XX века для решения художественных задач. Именно в искусстве они видят источник новых оригинальных идей и методов. Авангардное искусство как экспериментальная сфера в области разработки художественных методов позволяет формировать у дизайнеров креативное мышление, выражающееся в поиске новых форм и композиционных средств. Цель данной статьи – оценка необходимости художественного метода в эпоху модернизма и постмодернизма и на ее основе определение степени его актуальности в современном мире. Для этого необходимо проследить эволюцию художественного метода и способы его реализации в разное время.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению художественного метода на каждом этапе прямой от модернизма к постпостмодернизму, проведем сопоставление двух основополагающих понятий: художественный метод в искусстве и художественное проектирование.

Для этого обратимся к М.С. Кагану. Он представляет художественный метод одновременно как категорию «историко-художественного» процесса и как категорию «общеэстетическую» [3]. Художественный, или творческий, метод воплощает эстетическое сознание творца, но в то же время является системой принципов, положенных в основу практической деятельности художника. Творческий метод обладает целостностью, определяется художественными способностями, индивидуальностью, мировоззрением, идеалами и культурой. Схожие суждения можно наблюдать и у В.П. Бранского, который охарактеризовал художественный метод как «способ кодирования человеческих переживаний, определяемый эстетическим идеалом» [1, c. 21].

Итак, упомянутые трактовки художественного метода позволяют обозначить его как систему конкретных принципов, зависимых от эстетического идеала и определяющих художественную деятельность. Творческий метод действует в изобразительной и неизобразительной сфере. Тот или иной художественный метод имеет специфику, зависящую от творческой деятельности.

Руководитель Сенежской студии Е. А. Розенблюм занимался поиском нового эстетического языка, характерного именно для дизайна, который в то время не рассматривался как часть художественной деятельности [5]. В основу нового направления – художественного проектирования была заложена ориентация на искусство в противовес технократическому рационализму. Согласно его концепции люди сами создают для себя разнообразные многофункциональные вещи, которые формируют их окружение. Фундаментальными для построения художественной практики являются три темы: пространство, вещь и связь между ними. Так, вещь, созданная искусственным, а не естественным образом, является слепком человеческих взаимоотношений, приобретает «человеческие» свойства и имеет свой образный язык, понятный пользователю. Этот язык становится всеобщим, но не одинаковым, в нем существуют и сменяются различные типы эстетического восприятия. Таким образом, художественное проектирование мыслилось как синтез эстетического и функционального начал в построении любой формы. Это рациональное построение вещей, которое, отталкиваясь от нужд настоящего, предвосхищает прагматические необходимости будущего и в то же время воплощается в подлинно эстетические формы. Стимулом художественно-проектной деятельности является конфликт между сложившейся предметно-пространственной системой и личностным мироощущением художника, а проект представляет собой целостность, организованную в соответствии эстетическими закономерностями.

Модернизм, постмодернизм и постпостмодернизм относятся к неканоническому слою искусства XX века; художники по-новому осмысляют окружающую действительность, повышается интерес к беспредметному, подсознательному, разрабатываются новые приемы и на их основе – художественные методы. Поэтому стоит рассмотреть особенности применения художественных принципов в проектной деятельности на каждом этапе, оценить эффективность и проследить эволюцию художественного метода.

Модернизм – понятие, объединяющее различные течения искусства конца XIX – начала XX века. Наиболее значительными тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, а также дадаизм и сюрреализм. На примере этих течений можно проследить, как принципы, выработанные художниками, были переосмыслены, переработаны и реализованы дизайнерами во второй половине XX века. Здесь речь идет лишь об изобразительных приемах. Безусловно, дизайн образовался благодаря искусству, но в то время еще не был осмыслен. Художественный метод сформировался позже, уже в эпоху постмодернизма.

Постмодернизм отрицает каноны, существовавшие ранее. Это тем более верно, если брать во внимание асистематичность, сознательный эклектизм, расшатывание понятийного аппарата классической эстетики.

Художественный метод в эпоху постмодернизма реализуется в проектной деятельности через два главных принципа: игру и иронию. Чтобы доказать это на примерах, обратимся к творческому наследию группы «Мемфис», основанной Этторе Сотсассом в Милане в 1981 году. Ее представители, черпая вдохновение как из футуристических тем, так и из декоративных стилей прошлого, насмехались над «хорошим дизайном». Теперь пропала наукообразность, сменившись спонтанностью и творчеством. Стиль «Мемфис» виртуозно смешивал разные стили, отличался красотой жестов и смелой игрой с материалами и формами. Он выражал призыв не относиться к дизайну слишком серьезно, поэтому изделия были кричаще пестрыми, забавными и шутливыми. Игра реализовывалась также помещением тех или иных элементов в непривычные обстоятельства. Например, ламинат, обычно применявшийся в барах и кафе-мороженых, был перенесен в жилые дома, став любимым материалом дизайнеров наравне со сталью, алюминием и оцинковкой.

«Мемфис» – это мир ярких чистых цветов, сопоставленных остро, на грани китча. Виртуозность балансирования на грани проявилась в парадоксальной смеси форм, фактур и текстур. Коллажи, использованные по принципу хаоса, превращали изделия в своего рода игрушки, самобытные, оригинальные, выразительные. Стоит взглянуть на книжную полку и светильники Этторе Сотсасса, «шкаф-робот» Массанори Умеда, проекты Питера Шира и Майкла грейвза, чтобы убедиться, что каждый предмет имеет свой характер, не усложняя при этом восприятия.

Искусство XX столетия обогатило ассортимент композиционных средств. Изменилось отношение к пространству и единичной форме, что привело к многократным экспериментам с объемом, цветом и светом, а также к исследованиям оптических иллюзий. Предмет, изъятый из привычных условий и помещенный в специально созданную среду, становится теперь элементом художественной композиции. Таким образом, можно сделать вывод, что художественный метод позволил заметно расширить возможности дизайнера при решении проектных задач.

Если мы обратимся к настоящему времени, то непременно столкнемся с таким явлением культуры, как постпостмодернизм. Как теперь реализуется художественный метод? Конечно, говорить об окончательном его формировании сложно, так как этот процесс не завершен, но уже можно выделить основные принципы: диалог и самореализацию.

Постпостмодернизм стремится создать новую художественную среду. В связи с этим основным течением становится виртуалистика, где искусственная среда образуется компьютерными средствами [4]. Диалог здесь выражается в том, что зритель, имея возможность менять виртуальную реальность изнутри и вступая в контакты с реальными и вымышленными персонажами, становится сотворцом, способным оказать влияние на дальнейшее становление сюжета.

Следствием стремления познать другого стала «телесность» компьютерного пространства (наличие очков, скафандров) при отсутствии собственно телесных контактов. Отсюда возникает противоречивое сочетание абстрагирования с высокой степенью реалистичности. Дизайн становится интерактивным, вовлекая зрителя в процесс творчества не только компьютерными средствами, но и с помощью всевозможных аксессуаров (джойстики и пульты управления для компьютерных игр), сенсорных панелей и датчиков движения, дающих возможность максимально ощутить себя участником события и повлиять на результат. Подтверждая это примерами, вспомним работы современных дизайнеров, таких как Рейнер де Йонг, Джеком Годфреем Вудом и Том Болхэтчет с совместным проектом книжной полки, Джордан Томнак с проектом крана, реагирующего на движение человека, Мин Конг, британская студия Tilt и др.

Постпостмодернизм использует художественный метод для решения личных духовных проблем человека, в отличие от постмодернизма, который преследовал целью привлечение внимания зрителей и удовлетворение коммерческих задач. В XXI веке каждый стремится к творческой самореализации и индивидуализации. Этим объясняется появление многочисленных авторских стилей. Каждый дизайнер стремится сформулировать собственную концепцию для продвижения своих изделий, которые, в первую очередь, отражают мировоззрение и эстетические идеалы самого автора.

Подводя итог, стоит акцентировать внимание на том, что художественный метод, будучи узаконенным в художественном проектировании, оказал огромное влияние на становление дизайна. Решая специфические задачи, свойственные каждой из эпох, он позволяет экспериментировать с материалами и формами, обогащая проектную деятельность новыми средствами. При этом каждая отдельно взятая вещь, сохраняя свою функциональность, является частью художественной композиции. Предмет, отражая эстетическое видение автора, «говорит» на языке, понятном потребителю, что может быть залогом для контакта. Таким образом, можно говорить о бесспорной актуальности художественного метода и в современном мире, когда искусство и дизайн находятся в тесном взаимодействии.


Библиография

  1. Бранский, В.П. Искусство и философия / В.П. Бранский. – Калининград: Янтарный сказ, 1999.
  2. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль / Т.Ю. Быстрова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
  3. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.С. Каган. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.
  4. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. – СПб.: Алетейя, 2000.
  5. Орлова, Э. А. Художественное проектирование как мировоззрение / Э. А. Орлова // Проблемы дизайна-6: сб. ст. – М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 2011.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017