№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Плотников Александр Александрович

магистрант кафедры индустриального дизайна
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: dsplotnikov@inbox.ru

ВЛИЯНИЕ НА БЫТОВУЮ КУЛЬТУРУ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА


Ключевые слова: дизайн, бытовая культура, комфорт городской среды


В связи с развитием технологий меняется пространство, окружающее нас. Но не всегда эти изменения положительны. Культура одноразового потребления сильно изменила облик современного города, диктуя потребность в минимизации последствий загрязнения городской среды.

В таком контексте городское развитие – это совершенствование планировочной структуры, пространственная дифференциация городской среды, повышение ее комфортности для проживания [6, с. 161].

Если рассмотреть зарубежный опыт данной проблемы, то можно выделить различные способы борьбы с загрязнением среды города. Например, в Сингапуре чистота городской среды достигается жесткой системой мер административного воздействия, за исполнением которых ведется строгое наблюдение [7]. В Лондоне чистота города достигается отточенной работой коммунальных служб, их высоким техническим оснащением [5]. В России, в свою очередь, законодательная система работает не на должном уровне, техническое оснащение коммунальных служб не соответствует требованиям городов.

Представления о неразрывной связи человека с местом рождения, с природным – растительным и животным – миром сопровождают людей с древнейших времен и до наших дней [2].

На этом основании можно говорить о глобальности проблемы загрязнения окружающей среды, но ее решение должно начинаться с индивидуального уровня [4, с. 368]. Учитывая опыт других стран в решени проблемы загрязнения городской среды, нужно принять во внимание природно-климатические особенности России, социокультурные факторы, ментальность населения. Учет этих факторов требует иного подхода к нашей проблеме. Исторически так сложилось, что принудительные методы негативно воспринимались населением как в царской России, так и в нашей стране в новейшее время. Поведение жителя современного мегаполиса нуждается в изменении в сторону повышения уровня бытовой культуры.

Во-первых, это поведение зависит от законодательных факторов, таких как система административного воздействия и его исполнение. Во-вторых, от факторов предметной среды: технического оснащения коммунальных служб, состояния объектов сбора отходов.

Кроме того, большое значение имеют социокультурные факторы, в частности, воспитание в семье и социальной среде. Каждый этап становления психики человека характеризуется не только разным уровнем развития нервно-психических процессов, но и тем, воздействие каких общественных условий они отражают и как под влиянием воспитания они формируются [1, с. 23].

Почему человек выбрасывает мусор, не дойдя до урны, или бросает окурок на проезжую часть, заходя в общественный транспорт? Проблема в том, что он не отождествляет среду города со своей, домашней средой, не ощущает ответственность за поступок. Нивелирование различия можно достичь разными способами, в том числе с помощью предметной среды, а именно средствами дизайна.

Как формируется положительный образ города? Сглаживание барьера между индивидуальной средой и общественным пространством в городе формирует комфортные условия пребывания вне дома. В общественных местах использование оборудования, по форме относящегося к предметной среде дома, сможет размыть когнитивный диссонанс горожанина. Среда ориентирована на коммуникацию с жителем. Устройства для сбора и сепарации мусора должны выглядеть «доброжелательно», техника для поддержания чистоты – соответствовать требованиям городской среды (экологичность, малогабаритность, мобильность, маневренность).

При этом немаловажное значение имеет и внешний вид сотрудников коммунальной сферы. Спецодежда реализует знаковую и эстетическую функции, вступает в невербальную коммуникацию с населением, представляет собой определенный социокод.

Эстетическая культура – инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.

Согласно Т.Б. Любимовой, роль современного дизайна – осуществление массовой культурно-эстетической коммуникации. Формируя новую предметно-пространственную среду, дизайнер тем самым формирует новое восприятие городской среды – как индивидуального пространства, располагающего к улучшению бытовой культуры.

В этом случае дизайн выполняет еще и воспитательную функцию. Как всякий творец материальных предметов, дизайнер нацелен на выполнение социализирующей миссии. Получается, что создатель вещи формирует потенциального потребителя. Например, в тесном интерьере средневековья невозможно двигаться произвольно. Разумеется, не эстетичный внешний вид контейнеров формирует соответствующее отношение.

"Воспитатель сам должен быть воспитан", дизайнер должен чувствовать ответственность за то, как поведет себя человек и кем он станет в сформированной профессионалом среде.

Следует отметить, что необходимо популяризировать высокий уровень бытовой культуры, используя механизмы социальной регуляции. К механизмам социальной регуляции относятся, в частности, социальные нормы, ценности, институты, организации, обычаи и т. д. Мода – один из таких механизмов.

Модные стандарты – это разновидность культурных образцов, т. е. некие способы или правила поведения или действия, зафиксированные в культуре особыми средствами, отличными от самого этого поведения и его биопсихических элементов» [3, с.13]. Модные стандарты чаще всего реализуются через какие-либо объекты, как материальные, так и нематериальные (духовные, знаковые, символические и т. п.). Механизм моды следует использовать в качестве средства, позволяющего популяризировать высокий уровень бытовой культуры.

Повышение уровня бытовой культуры – одна из приоритетных задач. Необходимо средствами дизайна показать жителю мегаполиса, что его отношение к городской среде формирует эту среду. Задача дизайнера максимально облегчить это понимание.


Библиография

  1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 349 с.
  2. Генисаретский, О.И. Региональные проблемы жилой среды [Электронный ресурс] / Генисаретский О.И. – URL: http://prometa.ru/olegen/publications/120
  3. Гофман, А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. Гл. 7 / А.Б. Гофман. – СПб: Питер, 2004. С.164–182.
  4. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние / Ф.Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.: ил.
  5. Изменение потребителя дизайном: [Электронный ресурс] – URL: http://www.designcouncil.org.uk/publications/Changing-behaviour-by-design
  6. Метелева, Е.Р. Уточнение содержания понятий «город», «городское развитие» и «управление городским развитием» / Е.Р. Метелева // Известия ИГЭА. – 2011. – №3 (77). – C. 160–164.
  7. Правовая система Сингапура: [Электронный ресурс] – URL: http://www.diplys.ru/mandays3.htm


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017